«При себе у меня всегда пинцет и пакетики». Рассказываем про биолога, который учит детей и влюблен в свою работу

«Я весь состою из странностей», — шутит биолог Иван Русских. Однако это не мешает ему быть ученым, популярным блогером и педагогом дополнительного образования, который подготовил десятки школьников — победителей международных конкурсов и олимпиад. О любви к своей работе он рассказал журналисту газеты «Вечерний Минск».

— Я — биолог, который вырос в семье физиков,  — начинает свой рассказ собеседник. — Под диваном у меня всегда стояли банки с квакающими лягушками и травой. А мама водила меня на танцы и рисование, лишь бы улица не перехватила. В 12 лет пришел сюда, на станцию юных натуралистов, которая затем стала Республиканским центром экологии и краеведения. Вначале занимался в кружке «Физиология растений», потом в объединении по интересам «Генетика и селекция». Спустя много лет стал его руководителем.

У меня нет задачи мотивировать детей. В объединении остаются только мотивированные ребята, готовые после уроков посвятить себя науке. Моя цель — раскрыть их талант, дать как можно больше информации, помочь определиться, чем они хотят заниматься, например, скрещивать растения или изучать селекцию грибов, бактерий. Важно, чтобы исследовательская деятельность была им интересна.

Я — строгий педагог. Если ребенок здесь остался, то работаем по-настоящему, без халявы. Когда он доходит до индивидуального проекта, требую глубочайшего погружения в проблему.

У школьника во время участия в международном конкурсе или олимпиаде максимум 10 минут, чтобы показать и доказать важность своей работы не только для себя, но и для всего мира. Для этого проводим тренинги. Отрабатываем всё: жесты, выражение лица, манеру подачи, модуляции голоса, паузы, смысловые акценты. Иногда даже мальчишки не выдерживают, могут расплакаться. Не так давно шесть часов подряд записывали видео для онлайн-защиты проекта Антона Карповича — и все ради 10-минутного ролика. А вот с Ксюшей Казинец все сняли сразу, с первого дубля.

Без английского никак. Если ребенок хочет поехать на международное мероприятие, то он должен знать английский язык. Половина источников информации для подготовки проекта иностранные. В целом английский нужен для общения с международной научной общественностью. Даже защиту для республиканских конкурсов готовим на этом языке.

За последние восемь лет мы заработали 13 золотых медалей подряд на международных образовательных мероприятиях. Серебряных не было, и это большой успех. Начиная с 1997 г. наши ребята постоянно выезжают на зарубежные олимпиады по экологии и биологии. Иногда сразу с двумя-тремя проектами. На прошедшем 31-м республиканском конкурсе научных работ 11 моих учеников представляли свои проекты, 9 из них получили дипломы победителей. Это говорит о том, что интерес молодежи к научно-исследовательской деятельности растет с каждым годом. А еще о том, что у нас много талантливых и умных ребят.

Селекционер — это образ жизни. Как ученый много внимания уделяю селекции бобовых. Через мои руки прошло более 6 тыс. сортов фасоли. Из них около 2 тыс. показали свою способность созревать в нашей стране. Я соавтор сорта фасоли «Ричи», включенной в Государственный реестр сортов Республики Беларусь. Живу в частном доме, поэтому есть возможность проводить эксперименты в своем огороде. В этом году испытал 60 сортов томатов, в том числе 42 новых. Очень удались тыквы и кабачки — до сих пор листва зеленая. Для защиты растений использую только экологические методы.

Мои блоги — больше, чем хобби. Это возможность популяризировать идеи экологического сельского хозяйства среди садоводов и огородников. Многие химические пестициды можно заменить биологическими и тем самым не наносить урон здоровью человека и окружающей среде. Я делюсь своим опытом, ничего не скрываю. В выборе тем свободен, но наиболее востребованы советы по уходу за томатами, огурцами, клубникой. Блог Procvetok имеет 700 тыс. подписчиков, а «Иванова наука» перешагнул 100-тысячный рубеж.

Странности есть. Например, я ем чайный гриб. На самом деле это очень полезные бактерии. А еще при себе у меня всегда пинцет и маленькие пакетики. Поэтому, где бы ни был, могу взять образцы пыльцы растения, чтобы потом провести скрещивание.

Вредная привычка, которую себе позволяю, — трудоголизм. С возрастом, конечно, пересматриваю свое отношение к работе. Но не жалею ни об одной минуте, которую на нее потратил. Особенно в отношении детей. Это инвестиции в будущее.

 

Научные открытия учеников

  • Обнаружили и усовершенствовали штаммы бактерий, способных к разрушению различных вредных для окружающей среды поверхностно-активных веществ, в особенности для водоемов.
  • Создали основу для биоудобрения, способного восстанавливать растительность после солевых повреждений.
  • Обнаружили в полости рта бактерии с высокой антибиотической активностью.
  • Разработали метод оценки содержания биологически активных веществ в семенах кукурузы без разрушения семян.
  • Выделили из стеблей настурции бактерию, которая успешно справляется с вредным для растений грибом фузариумом.

Справочно

После окончания биофака БГУ Иван Русских был сотрудником научно-исследовательской лаборатории молекулярной генетики и биотехнологий учреждения, трудился в Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений. С 1997-го педагог дополнительного образования, руководитель общества по интересам «Генетика и селекция» в Республиканском центре экологии и краеведения. 15 лет был членом жюри Международной олимпиады экологических проектов INEPO (Турция), дважды — членом жюри Международной олимпиады юных инноваторов (Грузия). В 2017–2019 гг. — лидер белорусской команды на Международной олимпиаде экологических проектов «Золотой климат» (Кения). Дважды лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ