При строительстве станций использовался гранит возрастом 1 350–1 850 млн лет. Интересные факты о минском метро

География материалов, которые использовались и используются при строительстве метро в Минске, самая обширная, и свойства материалов очень интересные. Какие горные породы использовались при оформлении станций Минского метрополитена — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Станция «Борисовский тракт»

Весной 2018 года в пресс-службу государственного предприятия «Минский метрополитен» с необычной просьбой обратились представители факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета (БГУ). Они попросили организовать посещение станций первой линии столичной подземки группой учащихся ГУО «Средняя школа № 53 г. Минска» для изучения облицовки платформенных залов и вестибюлей. Это было необходимо для подготовки реферата на международный географический конкурс. В БГУ есть специальность «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых», куда и поступают многие молодые люди из этой школы.

Директор Минского метрополитена Владимир Сотников сразу поддержал инициативу преподавателей университета. И уже вскоре группа учеников и педагогов посетила Музей истории Минского метрополитена, где для них увлекательную и познавательную экскурсию провел ветеран предприятия Григорий Якимков. Он и поведал заинтересованным экскурсантам многие интересные факты из этапов строительства подземки, включая обустройство и облицовку станций.

Юные геологи и их кураторы на презентации проекта в Минском метрополитене

Затем преподаватели и школьники побывали на 11 станциях Московской линии подземки. Гости фотографировали облицовку, пол, стены и делали соответствующие пометки в конспектах. Следующим этапом деятельности исследователей стали кропотливая работа по точной установке месторождений, откуда были привезены мрамор и гранит, изучение фрагментов различных пород лабораторным путем.

Прошло немного времени, и ребята составили «Геологический калейдоскоп станций Минского метрополитена». Эту работу выполнили старшеклассники средней школы № 53 Минска Марина Кузьмар, Иван Сафонов и Даниил Ржевицкий. Юных исследователей консультировал кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры динамической геологии географического факультета БГУ Владимир Петрович Самодуров. А сопровождала весь этот интересный проект представитель БГУ, геолог Елена Демяшкевич.

Были подготовлены данные для аудиопрезентации с характеристикой горных пород, используемых при оформлении внешнего вида станций. В итоге появилась веб-карта месторождений полезных ископаемых, используемых при оформлении станций Минского метрополитена. В результате исследований были собраны банк фотоматериалов и коллекция горных пород; проведена работа с фондовыми и архивными материалами Министерства строительства и архитектуры; проанализированы литературные и картографические источники; определены и изучены месторождения горных пород.

Станция «Московская»

Особое внимание было уделено исследованию шлифа Капустинского гранита. Он добывается в Украине. У этой горной породы красного и розового цветов замечательные внешние данные и не менее впечатляющие физико-технические свойства. В мире нет больше породы, близко похожей на этот гранит по общей конфигурации основных качеств.

В середине прошлого века Капустинский гранит использовался в ландшафтном дизайне, мощении дорог и набережных, обустройстве скверов и улиц Москвы. Ведь это прочный и долговечный материал почти с неограниченным сроком эксплуатации. Поэтому вполне закономерно, что данный удивительный камень использовался при строительстве станции «Площадь Победы» Минского метрополитена.

Кроме Капустинского в столичном метро представлены и другие красные граниты: из месторождения «Сюскюянсаари» (Республика Карелия), Лезниковский и Емельяновский (Украина).

Интересна история добычи гранита Сюскюянсаари. Издревле из обширных скалистых хребтов выламывались массивные глыбы для фундамента Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Позднее с острова Сюскюянсаари и из Мурсула был взят гранит для памятника Екатерине Второй, который величественно возвышается на Невском проспекте в Северной Пальмире.

Красный гранит с острова Сюскюянсаари использован в Санкт-Петербурге в облицовке царского павильона на Витебском вокзале, особняке Кшесинских, в костеле в Ковенском переулке и храме Воскресения Христова на канале Грибоедова. Этот камень добывался еще при жизни Самуила Алопеуса — знаменитого российского ученого-естествоиспытателя, минералога, краеведа, писателя, первооткрывателя Рускеальской каменоломни в 1765 году, члена Императорского Вольного экономического общества.

Гранит Сюскюянсаари в большинстве разновидностей представляет собой породу малиново-красного и вишнево-красного цвета, мелко-среднезернистой (реже крупнозернистой) структуры, местами с волнисто-дымчатым рисунком. Оценка этого камня была произведена квадиметрическим методом и составляет 36 баллов, он давно признан высокодекоративным.

В облицовке станции «Октябрьская» использовался Уфалейский мрамор

Один из рекордсменов по представленности в белорусской подземке — Уфалейский (Нижне-Шелеинский) мрамор (из российского Урала). Его можно увидеть на станциях «Борисовский тракт», «Московская», «Академия наук», «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы», «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Уфалей — серый мрамор, который богат разнообразием оттенков — от светлого серо-голубого до темно-серого, с ярко выраженными темными и тонкими белыми прожилками. Мрамор Уфалейского месторождения обладает высокой прочностью и низкой истираемостью. Кстати, уфалейским камнем украшены многие станции и Московского метрополитена. Например, «Сокольники», «Чистые пруды», «Молодежная», «Площадь революции», «Курская — радиальная».

Корельское месторождение мрамора Ковадъярви расположено вблизи поселка Колатсельга. В составе этого мрамора имеются кальцит и доломит. Породы содержат включения силикатных минералов в виде гнезд, полос и вкраплений. (Встречаются и слои окварцованных мраморов.) Среди них выделяются следующие цветовые разновидности: зеленовато-серые, серые и темно-серые, голубовато-зеленые, реже желто-серые, черные, белые и розовые.

Шикарную облицовку колонн мрамором Ковадъярви можно наблюдать на платформе станции «Академия наук». Если присмотреться к отдельным плитам, можно увидеть витиеватые узоры и разводы. Кому-то они напоминают мифических существ, кто-то находит здесь изображение таинственной незнакомки, кто-то видит изогнувшуюся ящерицу или что-то еще. Одним словом, чем больше рассматриваешь плиты облицовки, тем больше возникает ассоциаций. И это очень интересная особенность данного удивительного мрамора.

Станция «Академия Наук»

Мансуровский гранит добывается на Урале России. Им облицованы станции «Восток», «Борисовский тракт», «Академия наук», «Площадь Победы». Этот гранит очень ценится за необычную окраску — белую с серовато-зелеными вкраплениями. После полировки Мансуровский камень приобретает зеркальную поверхность с кристаллическим равномерным рисунком, придающую особую декоративность этому материалу.

Одним из самых необычных материалов облицовки метрополитена является Шокшинский кварцит. В 50 км от Петрозаводска, вблизи старинного вепсского села Шокша, находится единственное в мире месторождение малинового кварцита.

Шокшинские каменоломни известны с XVIII века, когда камень удивительной расцветки понадобился для отделки храмов и дворцов Санкт-Петербурга. Малиновый и красный кварцит отправлялся также в Москву для строительства новых зданий. Как облицовочный и декоративный материал эти кварциты использовались для сооружения надгробия могилы Наполеона Бонапарта в Доме инвалидов в Париже и при оформлении Мавзолея В. И. Ленина в Москве. В минском метро удивительный и неповторимый Шокшинский кварцит можно увидеть на станциях «Московская», «Восток», «Парк Челюскинцев» и «Институт культуры».

Месторождение Шокшинского кварцита

Есть в Минском метрополитене и гранит «Возрождение» из Выборгского района Ленинградской области. Если верить ученым, то геологический возраст этого камня составляет примерно 1 350–1 850 млн лет! Благодаря стабильному качеству, однородной структуре и цвету, физико-механическим свойствам и минеральному составу гранит «Возрождение» — незаменимый материал для строительства. Он одинаково хорошо смотрится при всех видах обработки поверхности. В столичном метрополитене его можно увидеть только на станции «Уручье».

Особняком стоит неповторимый Головинский лабрадорит из месторождения в Житомирской области Украины (Черняховский район, село Головинo). Среди всех видов гранитов и прочих горных пород именно лабрадорит выделяется уникальной способностью создавать отблески различной цветовой палитры. Это свойство называется иризацией. Структуру Головинского лабрадорита богатством переливающихся оттенков украшает голубой кристалл лабрадорита. Такие большие вкрапления образно называют «глазами». Так вот «пылающие очи» лабрадорита можно увидеть только на двух станциях — «Площадь Победы» и «Площадь Челюскинцев».

Покостовский гранит применен на станциях «Академия наук», «Уручье» и «Восток». Он добывается в селе Покостовка в Житомирской области Украины и является одним из самых плотных и тяжелых материалов в мире. При обработке камень сложнее режется и дольше полируется, однако эти сложности сполна компенсируются преимуществами Покостовского гранита. Он очень долговечный, и, по мнению некоторых специалистов, первые признаки разрушения породы появляются только спустя 500 лет. Этот гранит устойчив к переменам погоды и всегда хорошо выглядит. Цвет камня — серый однородный, в основе с примесями голубого, изумрудного и черного оттенков.

Очень важная особенность Покостовского гранита — его устойчивость к термической обработке. Даже при воздействии открытого огня он не тускнеет, кварциты в нем остаются такими же яркими и прозрачными. Еще одна интересная особенность породы — наличие анизотропных свойств. Камень можно раскалывать в любом направлении, в том числе добиваться особенной естественной фактуры под названием «Скала».

Тимофеевский порфирит (из Урала России) есть только на станции «Парк Челюскинцев». Порфирит — магматическая порода, известная людям еще со времен Древнего Рима. Он образуется при кристаллизации вулканической лавы. Порфирит — плотная порода с крупными вкраплениями зерен полевых шпатов (большей частью тусклые удлиненные или изометричные зерна белого, желтоватого или зеленоватого цвета). В его структуре отмечаются полностью сформированные кристаллы одного минерала.

Станция «Парк Челюскинцев»

Одним из уникальных свойств порфирита является его самоочищение. Был проведен простой эксперимент — камень специально намазали машинным маслом и оставили в таком состоянии. Через три недели следы нефтепродуктов на камне полностью исчезли. Поэтому порфирит в том числе успешно применяется для мощения автозаправок и площадок для хранения нефтепродуктов.

Интересно, что некоторые виды этого камня используют в каменках саун и бань. Свойства порфирита позволяют ему выдерживать многократные большие температурные перепады. Кроме того, он не боится огня, а при попадании воды не трескается и не разрушается.

Мигматит из Беларуси представлен на станциях «Октябрьская» и «Площадь Победы». Он добывается в «Карьере Надежды» — уникальном месторождении гранитных пород у деревни Глушкевичи Лельчицкого района, который известен с давних пор. Еще в 1815 году здесь производились мукомольные камни, однако горнопроходческие работы на выходе кристаллических пород были осуществлены только в начале прошлого века. Природный рисунок на гранитном срезе имеет уникальную цветовую гамму, что придает материалу дополнительную ценность.

Станция «Площадь Победы»

В 1969 году на участке Каменье был открыт первый в Беларуси карьер природного камня с камнедробильным участком. Одновременно породы взяла на изучение Академия наук Беларуси. Было установлено, что в Глушкевичах залегают мигматиты (ученые называют их образно «корнями гор») — старейшие горные породы Земли.

14 апреля 1975 года на базе камнедробильного участка был открыт щебзавод «Глушкевичи» (который недавно был полностью реконструирован) с карьером и разведанной глубиной залегания запасов 45 м. В этом году продукция завода была использована для реставрации монумента Дружбы, расположенного на стыке Гомельской, Брянской и Черниговской областей. Гранитными плитами выложили лестницы, с трех сторон ведущие к монументу, и смотровую площадку.

Надеемся, теперь, посещая метро, вы будете чаще обращать внимание на отделку станций. Она в столичной подземке очень разнообразная, необычная и самобытная.

Подготовил Андрей Дроб

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ