Придорожный сервис. Деревянные туалеты уходят в прошлое, но никто не возражает*

Нескромный вопрос: вы давно заглядывали в домик с круглой дыркой в полу? Поздравляю! Может быть, больше и не придется.

Недавно на автодороге М6 Минск — Гродно мне потребовалось сделать, как говорят в таких случаях, техническую остановку. Начал высматривать справа от дороги площадку для отдыха автомобилистов. Ехал из Минска и остановился на 57-м километре. Здесь сложился целый комплекс услуг: автозаправка, кафе, мотель, стоянка для большегрузов и автобусов, охраняемая парковка. Понятно, что где-то в этом сосредоточии сервиса должен был находиться и придорожный туалет. Признаюсь, однажды я отучил себя заглядывать в непрезентабельные будочки возле дороги. Когда сделал это в последний раз, поразился: мало того что антисанитария в «скворечнике» была полная, так кто-то еще и дверь спер.

Однако в этот день дорога мне предстояла долгая, и я все же завернул на стоянку.

Честно скажу: нужный мне объект, который там обнаружил, по-хорошему удивил. Приятная архитектура, капитальные стены. Помещение отапливается. Имеются умывальники, душевая кабинка, санузел для посетителей с ограниченными физическими возможностями. Более того, есть и автоматический продавец кофе и чая.

Заведение работает круглосуточно, его посменно обслуживают четыре работницы. В этот день дежурила Людмила Владимировна, которая рассказала мне, что поддерживать порядок здесь нетрудно: на полу и стенах — керамическая плитка, нет проблем с водой, моющими средствами, хорошо продумана вентиляция. Посетителей много: дорога оживленная. Рабочие бригады следуют на пересменку, в том числе на строительство АЭС. Немало автобусов с туристами. Во время каникул школьники едут на экскурсии.

Людмила Владимировна живет в пяти километрах — в деревне Среднее Село. На службу приезжает на велосипеде. Между прочим, он у нее с электрическим моторчиком — прогресс, однако. Женщина считает, что развитие придорожного сервиса хорошо еще и тем, что создаются новые рабочие места для сельских жителей.

И сколько же стоит посещение этого общественного туалета, находящегося в ведении РУП «Минскавтодор-Центр», спросите вы? А нисколько! Это может вызывать удивление, но может восприниматься и как должное. Если, конечно, исходить из того, что общественные придорожные туалеты — это тоже часть дороги.

Комментарий специалиста

Олег Водянович, начальник технического управления РУП «Минскавтодор-Центр»:

— На балансе нашего предприятия находятся республиканские автомобильные дороги общего пользования. Протяженность обслуживаемых магистралей — 3 369 км. Развивая придорожный сервис, мы стремимся поднять его на новую ступень, сделать более цивилизованным. Причем объекты могут быть различного уровня — от простой беседки и туалета на площадке для отдыха до многофункционального комплекса с АЗС, магазином, кафе и гостиницей.

Общественных туалетов наподобие того, который создан на 57-м километре автодороги М6, уже построено 12. Радует, что в книгах отзывов много положительных откликов. В этой своей работе мы руководствуемся «Положением о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», утвержденным постановлением правительства от 10 сентября 2008 года № 1326. Этот документ нацеливает на строительство сервисных комплексов трех уровней. Первый — площадка для отдыха со стоянкой для автотранспорта, отапливаемым санитарно-бытовым помещением, благоустроенной территорией. Второй уровень предполагает еще и наличие кафе. Третий — АЗС в дополнение к объектам первых двух уровней. Практика показывает, что такой подход к развитию сервиса заметно стимулирует инвесторов, которые начинают вкладывать финансовые средства в строительство возле дорог мотелей, кафе, охраняемых стоянок, моек и других заведений.

Фото автора

На правах рекламы

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое