«Приключения принца Флоризеля». Почему в 1979 г. премьеру фильма запретили

О том, как создавался фильм «Приключения принца Флоризеля», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Принц Флоризель, правитель вымышленной страны Бакардии, с помощником полковником Джеральдином в Лондоне случайно узнают о существовании клуба самоубийц. Будучи людьми авантюрного склада, решают туда вступить. Кто жертва, а кто убийца, выясняется за карточным столом каждый вечер. Вытащив туз пик, принц чуть было не становится жертвой. Джеральдин с охранниками спасают его. Схвачен и председатель клуба по кличке Клетчатый. Не желая нарушать клятву, данную при вступлении, Флоризель не может сдать председателя полиции и отправляет его в длительное путешествие с братом Джеральдина, надеясь, что в долгой дороге найдется повод для дуэли и Клетчатый будет наказан.

Одновременно из коллекции генерала Венделера пропадает алмаз раджи. Принц подключается к его поиску. Когда выясняется, что, задушив брата Джеральдина, Клетчатый тоже охотится за алмазом, разыскать и покарать его становится делом чести для Флоризеля.

Шахматная мысль

Евгений Татарский

Будущий режиссер Евгений Татарский много раз пробовал поступать на актерские и режиссерские отделения ленинградских вузов. Отчаявшись, в 1960-м устроился разнорабочим на студию «Леннаучфильм». Через год стал ассистентом режиссера, потом вторым режиссером, ездил по стране с документалистами, параллельно поступив на заочное отделение Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств) на специальность «Режиссура телевидения». Когда ему было под 40 лет, снял две первые полнометражные картины. Детектив «Золотая мина» (1977) с Олегом Далем в главной роли смотрится на одном дыхании и сегодня.

Эдгар Дубровский

В поисках нового сценария Татарский перерыл залежи в редакторском отделе «Ленфильма», ничего не нашел и отправился к приятелям-драматургам в коммуналку играть в шахматы, запивая процесс сухим грузинским вином. Во время игры, жертвуя пешкой, заметил на кровати толстую папку. Это был сценарий Эдгара Дубровского «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» по мотивам двух повестей шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Эдгар, вздохнув, сказал, что носит материал режиссерам, но на душу он никому не ложится. Евгений взял почитать на ночь. К утру уже знал: будет снимать авантюрно-приключенческий фильм.

Руководителям Гостелерадио СССР, по чьему заказу Татарский собирался делать кино, сценарий показался неоднозначным. Они разглядели антисоветские, диссидентские намеки. Принц из несуществующей страны ловит преступников в центре Лондона. Подозрительно и непонятно. Однако, учитывая, что события происходят не в ХХ веке, и помня недавний успех «Золотой мины», режиссеру разрешили снимать. Установили сроки: премьера должна состояться в новогодние праздники в конце декабря 1979-го либо в первые дни января 1980-го.

Перестал здороваться

Олег Даль

В новую ленту режиссер взял почти весь актерский состав из снятой им «Золотой мины». Олегу Далю предложил роль Флоризеля. Игорь Дмитриев стал полковником Джеральдином. Правда, эта роль прописана для молодого человека. Дмитриев старше Даля, но принца делает свита. Дмитриев с его утонченными манерами подходил как нельзя лучше. Он ведь потомок Анны Шерер, той самой, в салоне которой разворачивается первое действие «Войны и мира» Льва Толстого.

Из подруги рецидивиста в «Золотой мине» Любовь Полищук перевоплотилась в сообщницу Клетчатого Жаннет. За эту роль боролась Лариса Удовиченко. Она тоже была в прежней команде. Евгений Киндинов из младших офицеров подался в священники, исполнил роль Саймона Роллза, богослова. Он находит утерянный алмаз в саду и долго не может расстаться с ним. Представитель белорусской актерской династии сын Ростислава Янковского Игорь сыграл Джеральдина-младшего.

Донатас Банионис

Михаилу Глузскому повезло меньше. Ему обещали роль председателя. Но она досталась Донатасу Банионису. После этого Глузский не здоровался с Татарским несколько лет.

Яркие образы второго плана — садовника, жены генерала Венделера, следователя — достались Михаилу Пуговкину, Елене Соловей, Владимиру Басову. Поэт Илья Резник, написавший для фильма два салонных романса, носил шевелюру и усы а-ля Мулявин. Он сыграл бандита в инвалидном кресле, который вскочил, увидев портрет председателя, с криком: «Клетчатый!».

Нехорошее слово

Съемки начались 12 апреля 1979-го. Знавший Олега Даля Татарский не верил слухам о тяжелом характере актера. Но тут он его проявил по делу. Например, не хотел входить в кадр, если костюм филигранно не подогнан под фигуру. Артист был прав. Принц должен выглядеть одетым с иголочки. Это часть образа. Большинство натурных съемок проходило в Сочи, Адлере, Гаграх, Пицунде. Так, в резиденцию принца Флоризеля превратили Сочинский дендрарий. Улицы Лондона нашли в литовском Каунасе. Город стоит на месте впадения Вилии в Неман. С моста в центре города Флоризель бросил алмаз раджи в реку. Туристам много лет показывали это место.

К ноябрю 1979-го лента была готова. Просмотрев ее в присутствии Татарского, сотрудники Гостелерадио сделали идеологическое замечание: принц занимается самолюбованием, титулованная особа слишком надменна, это надо смикшировать или убрать. Как удалить из готовой картины целые сцены? Вернувшись домой, режиссер включил радио и вдруг услышал голос Игоря Дмитриева в шутливой радиопостановке. Пришла идея. Вырезать ничего не надо. Самовлюбленность Флоризеля нужно иронично прокомментировать за кадром в форме дневника путешествия. Дмитриев в студии записал подготовленный закадровый текст. Этот прием действительно оживил фильм.

В конце декабря 1979 г. все ждали премьеру. Ее заявили в ТВ-программе. Но в назначенное время в эфир она не вышла. Татарский звонил в Москву, где ему намекнули: кино запрещено по звонку из ведомства с названием из трех букв. Он ломал голову, что такого нашло КГБ в его ленте. Через два дня выяснилось: после ввода советских войск в Афганистан в эти дни во многих зарубежных газетах вышли статьи с заголовками: «Ввод войск СССР в Афганистан — самоубийство». На фоне этого картина с названием «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» решили не пускать на телеэкран. Ее положили на полку.

К 1981-му крутые зарубежные газетные заголовки забылись и фильм Татарского решили показать. Правда, под названием «Приключения принца Флоризеля». С 12 по 14 января в 19:55 три серии вышли в эфир. Зрители были в восторге. В эти дни ленту на большом экране показали в московском Доме кино. Во время перестройки первоначальное название вернули. «Приключения принца Флоризеля» считается жемчужиной среди лент, снятых для телепоказа.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ