Принесут ли соцработники подопечным елочку, и что просят пожилые минчане на горячей линии

Еще весной в каждом территориальном центре социального обслуживания населения (ТЦСОН) столицы была создана горячая линия для помощи пенсионерам и инвалидам. Как работает она сегодня, что обычно просят подопечные и готовы ли соцработники доставить елочку на дом, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер

Как рассказала заведующая отделением социальной помощи на дому ТЦСОН Заводского района Минска Татьяна Кедышко, горячая линия востребована по-прежнему. Самыми ходовыми просьбами остаются экстренная доставка продуктов, медикаментов и оплата жилищно-коммунальных услуг. Обслуживают в среднем пять заявок в день. Причем, если весной социальным работникам помогали волонтеры, то сегодня центр справляется своими силами.

Бригады волонтеров помогали обычно во второй половине дня, а мы своих подопечных стараемся обслужить пораньше, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Если только какая-то специфическая заявка поступает, тогда привлекаем добровольцев. Например, просили доставить инсулин из другого района города. Или нужно было съездить в протезно-ортопедический центр на Одоевского за ортезами для инвалида. Мы прекрасно понимаем, что выполнение таких заявок значительно улучшит качество жизни человека, поэтому никогда не отказываем. Вот тут волонтеры и выручают.

Большая часть звонков приходится на понедельник и пятницу. В количестве просьб никого не ограничивают. Если нужно, заявки принимают и по два раза в день от одного человека. А такое тоже случается. Попросит бабушка с утра доставить ей продукты, а после обеда вспомнит, что не «отоварила» рецепт. Как быть? Опять выручают соцработники. Правда, отказывать звонившим все же приходилось, когда просили сходить… за шоколадкой.

Иногда люди звонят с откровенно странными просьбами, чуть ли не «принесите что-то к чаю», — недоумевает Татьяна Кедышко. — Видимо, человек где-то услышал про горячую линию, но не до конца понял, кто и за чем на нее может обратиться. Тогда рассказываем, что обслуживаем одиноких и одиноко проживающих пенсионеров, а также инвалидов I и II группы. Горячая линия создана не для развлечения, а для помощи тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Хоть эти нюансы и объясняют по телефону, но когда человек оформляет заявку, недопонимание бывает. Приедет сотрудник с продуктовыми пакетами по адресу, а встречает его семья: дети, внуки звонившей «одинокой» бабушки. Специалист центра говорит, что очень обидно в такие моменты становится: используют соцработника как бесплатную доставку. А ведь он мог в это время помочь тем, кто реально нуждается. К счастью, такие случаи единичные и в большинстве своем поддержка центра адресная.

Заявки на горячую линию официально выполняет один человек. Но когда звонков поступает больше, чем обычно, привлекают сотрудников, оказывающих разовые услуги.

Видим: соцработник сегодня занят в определенном микрорайоне и звонок на горячую линию поступил оттуда — отдаем заявку ему. Так и график работы стараемся составлять, чтобы было меньше езды в общественном транспорте. Спасибо нашим девочкам: еще никто не отказался помочь, сославшись, что и своих обязанностей хватает, — радуется Татьяна Кедышко.

В штате ТЦСОН Заводского района 38 социальных работников. Заняты только женщины. Татьяна Николаевна шутит, что мужчины в этой профессии не приживаются, хоть и пытались:

— Женщина по своей сути — хозяйка. А представители сильного пола думают: продукты купил, принес подопечным — и функции соцработника выполнены. Но мы ведь оказываем еще и бытовые услуги: наши сотрудники убирают в квартире, готовят, стирают, гладят, что-то штопают, если просят, и даже готовы, когда нужно, искупать пожилого человека. Для женщин это несложно, а мужчины, видимо, на такое не способны.

Если будут звонки на горячую линию с просьбой доставить елочку, откажете?

— Постараемся выполнить. Хочется создать нашим подопечным праздничное настроение. И если елочка, гирлянды или игрушки для украшения могут в этом помочь — доставим. Правда, только в том случае, когда елочный базар будет недалеко от дома звонившего.

— А как будете выбирать новогоднее дерево: ведь известно, на вкус и цвет товарища нет…

— Да, сложности с выбором есть. Если человек доверится личному вкусу соцработника — проблем нет. В других случаях готовы оказать сопровождение. Пожилой человек сам выберет, что ему понравится, а мы поможем с доставкой елки на дом.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ