Принципиально новый вид детских площадок разработал минский конструктор

Минский конструктор Юрий Горбачев разработал принципиально новый вид детских площадок — игровое оборудование дополняет продуманная инфраструктура. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

— Юрий Юрьевич, вы около 10 лет занимаетесь конструкторской разработкой малых архитектурных форм. На вашем счету около 800 изделий, и большая часть из них — игровое оборудование. Кроме того, не так давно представили линейку грандкомплексов. Сейчас реализуете новую идею — игровые городки. Это эволюция грандкомплексов?

В плане компактности, наверное, да. Игрогородки предназначены для крупных городов. Это еще и определенный ответ на тенденцию создания в новых районах так называемых колодцев — больших дворов, общих для нескольких многоэтажек. На площадках предусмотрены скамьи, урны для мусора, ограждения с удобными проходами. Кроме того, чтобы дети были заинтересованы в общении со сверстниками, в игрогородках есть беседки, ролевые комплексы, в которых интересно проводить время именно гурьбой.

Мини-городок «Пина-12» рассчитан на 28 человек. Когда расстояния между изделиями небольшие, даже маленькие дети ведут себя осторожно — беготня, к примеру, исключается на уровне инстинкта


— Площадки можно установить в любом дворе?

— Пожалуй, да. За исключением территорий, где место под игровое оборудование отведено «клочками» или под детскую площадку отдали то, что осталось после размещения других объектов инфраструктуры. Размер комплексов варьируется от мини-городков площадью 5 на 5 м до стометровых игромегаполисов. Игровые городки средних размеров предназначены для пользователей 5–12 лет: здесь нет песочниц и минимум игровых изделий для ребят младшего возраста, упор сделан на оборудование, требующее больших зон безопасности, — качели, карусели, игрокомплексы. В грандгородках снаряды предусмотрены для детей всех возрастов, начиная с трех лет. Чтобы площадки не выглядели однообразно, делаем несколько взаимозаменяемых вариантов оборудования. Пять балансиров в одном ряду могут быть пяти видов дизайна. Например, «Эскимос», «Малинник», «Лошадка», «Апельсин», «Космос». Выбор есть. Даже большие комплексы, как правило, имеют вариант исполнения, но различия у них будут по высотным отметкам, возрасту пользователей, стоимости.

Игрогородок «Цна-15» тоже рассчитан на 28 человек. Но выглядит попросторнее за счет бо́льших зон безопасности


— В большом игровом комплексе рисков, вероятно, побольше, чем на обычных качелях-каруселях…

— Парадокс, но это не так. Всегда проще получить травму или допустить нарушение безопасности в одиночку и на открытом пространстве, чем на людях и в плотной, но четко спланированной структуре. Срабатывают и внутренняя собранность, и самодисциплина, и ответственность перед окружающими. В тренажерных залах оборудование также установлено компактно, но травмы чаще происходят из-за несоблюдения рекомендаций тренера или переоценки сил. Хотя не нужно забывать, что наряду с развлекательной функцией игровое оборудование способствует развитию моторики, ориентированию, принятию осознанно верных решений. Так что неопасные ушибы, ссадины практически неизбежны.

Грандгородок «Щара-25» занимает площадь 500 кв. м и способен вместить до 80 юных пользователей. Для них — 18 игровых изделий 13 видов


— На всех детских площадках в Минске планируют установить информационные стенды. Вы неоднократно высказывались за такую инициативу и в своих проектах также уделяете наличию инфостенда особое внимание. Почему?

— Суть его не только в планировке, чтобы, например, попасть сразу именно к тому снаряду, который нравится больше всего, но и в ограничениях пользования. Прежде всего — возрастных. Короткой, но грамотно подобранной информации достаточно, чтобы ограничиваться «летучим» контролем за порядком. Все-таки человеческое сообщество способно самоорганизовываться при четко сформулированных критериях. Потенциальный нарушитель видит официальное предупреждение, а общество получает право требовать соблюдения порядка.

— Думаете, потенциальный нарушитель обратит внимание на инфостенд?

Если на стенде красивая объемная картинка с указанием и наименованием объектов — как тут мимо пройдешь? А посмотрел изображение, прочитал названия изделий, заметишь и ограничения. Не нужно это делать каждый раз. Пример из далекой истории. Перед открытием первой линии метро неделю по радио знакомили народ с правилами поведения. Люди вошли и с первого раза все сделали правильно. Давно нет напоминания придерживать за собой дверь, сменилось поколение, а дверь придерживают. Так и с игровыми площадками.

Площадь «Вилии-50А» — 1 000 кв. м. Рассчитан на 180 человек. Игромегаполис включает в себя готовые мини-городки и игрогородки средних размеров со всей инфраструктурой


— Как все же сохранить площадку в целости?

— Детей должны учить культуре пользования сами взрослые. Надежность при правильной эксплуатации — не забота пользователей. Это задача производителей — учитывать реальность обслуживания (уровень, увы, весьма невысок) и пользования. В СССР, к примеру, были разработаны виды игрового и спортивного оборудования на уровне технического решения. Конечно, это не был широкий и постоянно изменяемый ассортимент, но при изготовлении принципы необходимости и достаточности выдерживались четко, оборудование получалось надежным и долговечным. При любом казусе была возможность сверить изделие с документацией и, если поломки или травмы были из-за отклонений в изготовлении, всегда можно было определить того, кто несет ответственность за некачественную работу. Проектные организации в качестве задания получали не только размеры площадки, на которой чуть ли не вслепую нужно разместить энное количество оборудования, как это делается сейчас, но и ориентировочные данные о том, сколько детей будет пользоваться площадкой и какого они возраста. Ведь, согласно существовавшим тогда нормам, количество оборудования должно было быть достаточным и востребованным в течение срока службы. Почему бы такой системный подход не перенести в современные реалии? К примеру, централизованное предприятие могло бы плотно сотрудничать с проектными институтами, выпускать 300–500 изделий, практически планово строить, модернизировать и обновлять площадки для наиболее крупных населенных пунктов страны. Увы, теперь производители, чьим трудом и интеллектом всё и создается, находятся в самом низу экономической пирамиды. А стоимость изделия должна быть оправдана: есть стоимость материалов и производства, трудозатраты, налоги… Вот и получается, что зачастую разнообразие во дворах сводится к разнообразным способам экономии. При централизованном подходе вынужденного снижения цены не будет, соответственно, не потребуется экономить в ущерб качеству.

 

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ