Природная грация и нюансы «для своих»: что носили стильные минчане в начале XX века?

В каких нарядах в прошлом веке минские кокетки и солидные господа посещали фотоателье? 

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор Национального архива Республики Беларусь Александр Самович, собравший в личной коллекции более 700 фотоснимков конца XIX – начала ХХ века. Около 100 из них непосредственно связаны с Минском и Минской губернией.

А. Самович начал собирать фотографии более 20 лет назад. Начало коллекции положили снимки родных бабушки и дедушки, живших в д. Королищевичи Минской губернии.

011

Перед отправкой на фронт. Дедушка А. Самовича Иван Викентьевич Гучек – молодой солдат в черной папахе

 

012

Бабушка А. Самовича Франциска Степановна Гучек. Минск. 1916 г.

 

– Пожелтевшие, выцветшие… Еще в детстве любил подолгу рассматривать эти снимки, – вспоминает коллекционер. – Фото были сделаны в годы Первой мировой войны. Дед служил в пехоте, предстал перед фотообъективом в военной форме. Бабушка выбрала для съемки скромный, но элегантный наряд: все-таки шла война, дамы из солидарности перестали носить броские платья и шляпки… Вслед за старшим братом и школьными друзьями увлекся фотоделом и понял, что снимок – не просто картинка. Это живое свидетельство эпохи. Со временем заинтересовался модой прошлого века. В это время у мужчин была очень популярна военная форма.

Тонкости жанра

Большинство дореволюционных фотографий выпускали в формате визит-портрета. Это прародители современных визиток. Их заказывали дюжинами, дарили родственникам, друзьям, помещали в небольшие альбомы.

002

Надпись на обороте визит-фото. Минск. Начало ХХ в.

 

003

Надпись на обороте визит-фото. Минск. Начало ХХ в.

 

004

Надпись на обороте визит-фото. Минск. 1907 г.

 

– Находить старинные фото – занятие более чем захватывающее, – говорит А. Самович. – Одна из впечатливших меня находок была связана выпускным альбомом Минского женского духовного училища, который достался мне через десятые руки. Внимательно рассматривая множество благородных лиц учениц и педагогов этого заведения и пытаясь определить среди них первую владелицу альбома, под одной из фотографий обнаружил сложенный вчетверо небольшой пожелтевший тетрадный листок с автобиографией, вероятно, уже наследницы той, кого надеялся найти.

026

Выпуск Минского духовного училища. 1911 г.

 

027

Из альбома Минского духовного училища. Минск. 1911 г.

 

Написанные в 1945-м фиолетовыми чернилами строки свидетельствовали о непростой судьбе Ольги Анисимовны Луцыбо 1922 года рождения. Она окончила школу в Пинске в 1941 году, пережила годы немецкой оккупации, в 1944-м была вывезена в Германию и освобождена из неволи в 1945 году. В последующем Ольга Луцыбо работала старшим библиотекарем в одной из областных библиотек.

– Возможно, кто-то из посетителей сайта знает о дальнейшей судьбе Ольги, ее происхождении и родственниках. Буду рад, если такие люди откликнутся, – говорит коллекционер. – Так или иначе, с обнаружением этого листка альбом уже нельзя было назвать безымянной вещью. Он приобрел легенду, которая, надеюсь, будет со временем раскрыта.

…Немало в коллекции минчанина так называемых кабинет-портретов. Их помещали в красивую рамку и ставили на стол или каминную полку.

005

Горожанин. Минск. Начало ХХ в.

 

006

Дворянин. Минск. Начало ХХ в.

 

007

Жительница Минска. Начало ХХ в.

 

008

Минские чиновники. Начало ХХ в.

 

Менее популярным был «длинный визит», крупный салонный и малый американский форматы.

– Чаще всего фотоснимки наклеивали на изящные картонные паспарту, на которых фотографы обычно не только указывали свою фамилию и адрес фотографического заведения, но и ставили пометку на обратной стороне: «Негативы сохраняются», – уточняет собеседник. – Это позволяло фотографу рассчитывать на повторный визит клиента в его студию. Ведь такие снимки лишний раз напоминали посетителям фотосалона, у какого мастера была сделана та или иная фотография.

009

Малыш. Минск. Начало ХХ в. Прибавление в семье часто отмечалось походом к фотографу и последующей рассылкой полученных снимков близким и дальним родственникам. Обычно на обороте детских фотографий встречается надпись: «На добрую память дорогим дяде и тете от любящего племянника», «Дорогим бабушке и дедушке от любимой внученьки».

 

010

Ребенок в кресле. Минск. Начало ХХ в.

 

Создавая реальность

В дореволюционном Минске было несколько фотографических мастерских, поэтому владельцу заведения светописи необходимо было заботиться о собственной конкурентоспособности. Одна из старейших принадлежала выходцу из Варшавы Викентию Боретти. В одно время его мастерская располагалась на ул. Захарьевской, 73 (ныне проспект Независимости). По воспоминаниям будущего мэтра советской портретной фотографии Моисея Наппельбаума, она отличалась строгим вкусом, культурой мастерства. Приемная фотосалона была просто и функционально обставлена: в углу размещался письменный стол, посредине комнаты – гипсовая фигура поэта Адама Мицкевича. На стенах – лучшие фотографии посетителей.

istoriya_foto_56

Так в начала ХХ века выглядел фотограф на фотосессии

 

– В каждой приличной фотографии обязательно стояла балюстрада, прислонившись к которой, снимался заказчик. Неотъемлемой принадлежностью всех фотографических ателье того времени были крупные полотна с нарисованными фонами – салонами, летними и зимними пейзажами. Нередко имелись камни и деревья из папье-маше, резной столик, деревянная раскрашенная под мрамор скамейка, – рассказывает А. Самович. – Почти на всех фотографиях запечатлено изогнутое обитое плюшем кресло. Оно требовалось для съемок дам. Они чаще всего позировали, опершись локтями на спинку, в позе, подчеркивающей линии талии. Кроме съемочного павильона имелось еще одно помещение – темная комната. Там изготавливали и проявляли фотопластинки. Как правило, эта работа целиком ложилась на плечи учеников фотографа.

Чувство стиля

Мягкие ткани, плавные линии, нежная цветовая гамма, создающие подчеркнуто женственный образ, – стиль модерн, властвовавший в начале ХХ века в Европе, быстро завоевал популярность у минчанок.

013

Горожанка. Минск. Начало ХХ в.

 

014

Молодая женщина. Минск. Начало ХХ в.

 

– Крой женского костюма вскоре значительно упростится. Особенно это заметно на фото 1914–1917 годов, – поясняет А. Самович. – Новые ритмы городской жизни, события военного времени, увы, наложили свой отпечаток на моду.

Военные также были не прочь щегольнуть выправкой и поманерничать перед объективом. Несмотря на обилие форменных костюмов гражданских ведомств, в обществе военная форма считалась самой престижной и привлекательной. Право носить военный мундир рассматривалось как награда. Мужской костюм этого периода отличался стабильностью и лаконичностью, поэтому подчеркнуть нарядом индивидуальность бравого кавалера было очень непросто.

015

Обер-офицер с супругой. Минск. 1908 г.

 

016

Писарь 120-го Серпуховского полка. Минск. Начало ХХ в.

 

– Когда рассматриваешь дореволюционные снимки, кажется, будто наряды всех изображенных мужчин совершенно одинаковые, – отмечает собеседник. – Увы, фотография начала ХХ века не в состоянии была передать цветовую гамму и качество ткани, а зачастую и крой костюма – всего того, что было первостепенно при определении модности и, вероятно, легко читалось современниками. Единственные, пожалуй, элементы мужского костюма, которые можно рассмотреть почти всегда, – это форма воротничка и галстука, а также наличие или отсутствие булавок, цепочек для часов.

Первая мировая война внесла свои коррективы и в мужскую моду.

017

Офицер пехоты. Минск. 1916 г.

 

018

Казачий офицер. Минск. 1916 г.

 

– Строевые офицеры, военные врачи и чиновники сменили тесный суконный мундир на практичные солдатские гимнастерки. Многие приобретали модный, на английский манер китель с двумя большими нагрудными карманами со складкой и двумя огромными набедренными карманами. Его потом стали называть френчем… На фотографиях военных лет, пожалуй, уже за редким исключением можно встретить хотя бы двух одинаково одетых военнослужащих, – подчеркивает А. Самович.

 019

Ученик коммерческого училища с матерью. Минск. Начало ХХ в.

 

В гардероб ребенка школьного возраста обязательно входила форменная одежда. К примеру, гимназистам полагались гимнастерка из синего сукна с серебряными пуговицами, которая подпоясывалась ремнем с серебряной пряжкой с начальными буквами названия гимназии, черные брюки, фуражка. Выходная форма – темно-синий или темно-серый мундир с воротником, обшитым серебряным галуном.

020

Ученик Минской гимназии с сестрой. Начало ХХ в.

 

021

Юная гимназистка с альбомом. Минск. Начало ХХ в.

 

028

Выпускница Минского женского духовного училища. 1911 г.

 

Девочкам для занятий в классах полагалось коричневое закрытое платье с черным шерстяным фартуком. Единственным дополнением к строгому наряду был белый кружевной воротничок, а по праздникам – белый передник с воланами и кружевом.

Семейное сокровище

 

…Вместе с фотографиями, в руки к А. Самовичу попадают старинные фотоальбомы.

023

Альбом для визит-фото. Начало ХХ в.

 

024

Визит-фото в альбоме. Начало ХХ в.

 

022

Альбом кабинетного формата. Начало ХХ в.

 

В начале ХХ века фотоальбомы стоили довольно дорого. Тем не менее они пользовались большим спросом, причем не только у родовитых и финансово обеспеченных. Белорусские семейства бережно хранили и передавали из поколения в поколение семейную реликвию – фотоальбом в сафьяновом, кожаном или картонном переплете, украшенном тиснением или накладками из металла, кости или дерева.

– В старинных фотоальбомах нахожу не только снимки, но и газетные вырезки, рисунки, стихи. Листаешь его – и погружаешься в историю не отдельной семьи, а целой эпохи, – говорит Л. Самович. – Понимая, что такая реликвия имеет право стать музейным экспонатом, владельцы фото и альбомов иной раз приходят прямо в Национальный архив, интересуются, нельзя ли передать их под опеку государства. Предлагаю им свою помощь. Скорее всего, снимки моей коллекции пополнят экспозиционный ряд одного или нескольких музеев страны. Возможно, вся коллекция или ее часть поступит на хранение в возглавляемый мной Национальный архив или Государственный архив кинофонофотодокументов. Все будет зависеть от заинтересованности в коллекции со стороны государства и общества.

025

 

Справочно

Александр Самович – член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь, член Белорусского союза дизайнеров, доктор исторических наук, полковник.

Фото из коллекции Александра Самовича

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ