Пристанище разбойников или романтическое место? Рассказываем легенды о минской Золотой Горке

Вдали от глаз спешащих горожан, всего в десятке метров от главной транспортной артерии столицы находится поистине легендарное место. Это Золотая Горка. Подробнее о ней — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

костел святого РохаЛегенды

Самая поэтичная из них гласит, что раньше на этом холме, хорошо видимом из города, рос густой лиственный лес. Каждую осень опавшие листья обильно засыпали его, и он становился ярко-желтым. Будто золотым становился. Минчане приметили это и дали ему такое лирическое название.

Другая версия — драматическая. На протяжении столетий этот лес являлся пристанищем разбойников. Они знали, что перед самым въездом в город путники меньше всего ожидали нападения и теряли бдительность. Этим и пользовались, а после прятали деньги в лесной чаще. Городская стража не дремала, и многие «романтики с большой дороги» за добром уже никогда не возвращались. Так на холме скопилось множество разбойничьих кладов, которые нередко находили простые минчане. Поэтому и назвали возвышенность Золотой Горкой.

Самая же распространенная версия возникновения топонима спрятана за зданием, где располагается редакция газеты «Вечерний Минск». Это костел, названный в честь небесного защитника от холеры и чумы святого Роха. По легенде, его статую во время одной из сильнейших эпидемий в XVII веке минчане пронесли торжественной процессией по городу и установили в капличке на кладбище. Вскоре после этого болезнь отступила. Каждый раз, когда в Минск приходила холера, горожане шли к статуе святого, молились и просили покровительства.

В середине XIX века после очередной эпидемии сотни минчан пришли на торжественное богослужение. После его окончания вперед вышел врач (по другой версии, священник). Он расстелил свой плащ на земле и бросил горсть золотых монет. Все, кто это видел, также пожертвовали свои сбережения. Выросла настоящая горка из различных монет. На эти средства и возвели в 1861 году каменный костел, который назвали Золотогорским.

История

После присоединения к Российской империи в Минске стали действовать новые законы. Одним из них был запрет на открытие кладбищ в черте города. Его ввели после чумного бунта в Москве в 1771-м. Под новый минский погост выделили место на высоком холме за городской чертой.

В 1804 году пожар полностью уничтожил деревянный Троицкий костел, давший название Троицкой горе. Его, как и новый приход, основал князь Ягайло. Прихожане в течение нескольких десятилетий вынужденно посещали службы в костеле, располагавшемся на современной Октябрьской площади. Однако и он был закрыт по указанию российских властей. В 1842-м старейший в Минске приход облагородил каплицу на Золотогорском кладбище, превратив ее в костел Святой Троицы. Когда власти Российской империи вновь разрешили строительство костелов, епископ Войткевич начал сбор средств на возведение новой святыни.

К строительству приступили в 1861-м, а в 1864-м костел в неоготическом стиле освятили в честь Успения пресвятой Девы Марии и святого Роха. В то же время он сохранил статус костела Святой Троицы.

В 1937 году богослужения запретили, костел закрыли и стали использовать как книгохранилище. В 1980-х в нем открыли зал органной и камерной музыки Белгосфилармонии. В 1991-м в стенах храма возобновились богослужения, а в начале 2000-х здание полностью вернули католикам.

Современность

Долгое время костел Святой Троицы (святого Роха) не был на слуху у минчан. Все изменилось в октябре 2017 года, когда территорию Золотогорского кладбища закрепили за храмом для благоустройства и санитарного содержания.

— Это около двух гектаров земли, которые до этого никак не использовались, — поясняет настоятель храма Пресвятой Троицы (святого Роха) ксендз-каноник Юрий Санько. — Прихожане активно выходили на субботники, наводили порядок и красоту. Появилась детская игровая площадка. В 2020 году продолжили благоустраивать земли вокруг костела. Установили новые скульптуры. К сожалению, все намеченное воплотить не удалось. Вновь в мир вернулась эпидемия — на этот раз в форме коронавируса. Мы вновь возносим молитвы святому Роху с просьбой об избавлении человечества от этой напасти.

У входа на территорию Золотогорского кладбища прихожан и простых посетителей встречает бронзовая фигура Христа Воскресшего. Пока на постаменте красуется лишь один бронзовый барельеф. На нем изображена библейская сцена погребения в пещере тела Спасителя, снятого с креста.

— Этим мы хотим напомнить всем, что они вступают на погост, — продолжает ксендз. — Это не просто территория вокруг костела, куда можно свернуть с проспекта и побыть в тишине. Это кладбище — святое место. Уничтожать его начали в 1930-е, в 1980-е попросту снесли и вывезли надмогильные плиты, а землю разровняли. Погребенных здесь с конца XVIII века минчан не эксгумировали. Они продолжают покоиться на Золотогорском кладбище. Сегодня о нем напоминает только барельеф у лестницы. Вскоре на постаменте фигуры Христа установим еще два бронзовых барельефа в память о старинном кладбище. О прошлом рассказывают и служат наглядным доказательством и сами надмогильные плиты, которые удалось найти и вернуть на историческое место. Когда я стал настоятелем костела, прихожане рассказали, что где-то на свалке у Сеницы лежат некоторые из них. Их вывезли в 1980-е. Осенью 2017 года оттуда доставили 12 обнаруженных надгробий.

Как пояснил ксендз Юрий Санько, хотелось сделать такую скульптуру, чтобы показать, каким человеком был Папа. Иоанн Павел II был гуманистом, объединял людей. Белорусы такие же. Они стремятся к единению, невзирая на принадлежность к разным вероисповеданиям. Поэтому выбрали именно такой вид памятника, чтобы любой человек мог сесть рядом со святым, поразмышлять, задуматься о вечном.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ