«Пристенок», «квадрат», «казаки-разбойники». Во что играли дети почти в каждом столичном дворе в прошлом веке

Во что играли почти в каждом столичном дворе в прошлом веке и, к радости родителей, позабыли современные дети — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости»

Сегодня родители сетуют, что детвора вечно сидит в Интернете. Их не выгнать поиграть на улицу. Да и во дворе дети снова залипают в смартфонах. Не то что их папы и мамы в детстве. Тогда самым страшным наказанием было: «Никакой улицы! Сиди дома!». Весь день в доинтернетные времена во дворах были слышны детские голоса. Хотя, если взглянуть в свое прошлое, то оно и к лучшему, что многие дворовые игры исчезли. Не сосчитать, сколько синяков и шишек я получил во время игр в них. Мой 10-летний сын не может поверить, что папа в его возрасте играл в «ножики»! Вспомним, какие дворовые игры были популярные у младших школьников в 80-е и 90-е годы XX века. Тогда они казались безобидными, а сегодня — нет.

Давай пас!

Самыми популярными летними дворовыми играми были и остаются спортивные игры с мячом — футбол, баскетбол и волейбол. Мальчишки и девчонки устраивали матчи на любом импровизированном поле. Был бы спортинвентарь, а место найдется. Сегодня уже не натягивают резиночки или веревки между деревьями, чтобы оборудовать волейбольную площадку. Не сколачивают баскетбольный щит из ящика от молочных бутылок. Гораздо проще пойти на школьный стадион и поиграть на оборудованных полях, благо городская власть озаботилась их обустройством. Не то что в мое детство, пришедшееся на 1990-е. На школьном стадионе играли взрослые. На дворовых площадках — старшие, а младшие — там, где нашли полянку. Или лупи в стенку теплоузла.

Зато всегда была отдушина — «квадрат». Ныне во дворах редко увидишь площадку для игры в нее. Можно сказать, что она внесена в красную книгу забав. В редких столичных дворах в нее играют. А когда-то это была игра с мячом № 2. Дня нее нужны лишь мяч и ровная площадка вдали от машин. Чертили на земле или асфальте большой квадрат, разделенный на четыре части, в центре — круг для розыгрыша. Правила классической партии чрезвычайно просты. Четыре игрока должны забить противнику гол и не пропустить. Состязание шло по футбольным правилам: можно отбивать всеми частями тела (голова, грудь, ноги), кроме рук. Мяч мог коснуться зоны игрока лишь раз. За гол начислялось по –1 очку. Партия продолжалась до определенного счета. Все зависело от того, как договорились заранее. Если много желающих, то играли до –5, если мало — то хоть до –20. Также для «квадрата» существовало множество дополнительных правил. Можно играть с перемещением по местам престижности — короля, принца, солдата и слуги. Нахождение на каждом из них давало свои бонусы. Слуга всегда бегал за мячом, а если кто из оставшейся тройки забыл и подал мяч, то автоматически становился слугой. Или с ранжированной системой набора очков. Забил головой — 2, через центральный круг — 3. Так играть намного интереснее, хотя и сложнее вести подсчет очков.

Чаще всего площадка для «квадрата» чертилась на асфальте. Разбитые колени и порванные штаны непременно сопровождали игроков.

Хватай его!

Одна из любимейших игр детворы — всевозможные догонялки. В советское время популярнейшей были «казаки-разбойники». Порой в нее играли почти всем двором, а иногда хватало и всего двух участников. Вариаций этой игры множество, от классических, где одно правило — поймай всех, до настоящих шпионских. Например, разбойники обустраивали свое логово, а казаки — штаб. Обе команды придумывали пароли и разбредались по двору. По сигналу начиналась охота. Казаки гонялись за разбойниками с целью «осалить» (дотронутся) их. Тот, кого поймали, обязан стоять на месте до тех пор, пока его не отведут в штаб или не «разморозят» свои. В темнице горе-разбойников «пытали». Как именно, договаривались заранее, но, естественно, без причинения боли. Чаще всего выбирали щекотку, но могли придумать «пытку» и позабористее, например, насекомыми. Последний вариант особенно действенен против разбойниц. Игра заканчивалась, если вся команда разбойников поймана или казаки выведали правильный пароль. Затем команды менялись местами, и все начиналось заново.

В другом варианте команда разбойников пряталась в полном составе в своем логове. По пути туда они оставляли опознавательные знаки. Это могли быть нарисованные на земле стрелочки или кружочки, повязанные на ветви ленточки. Казакам за определенное время предстояло по этим меткам найти логово. Правда, тут одного только внимания было мало. Требовались еще и навыки Шерлока Холмса. Чтобы сбить команду-противника с толку, в ход шли обманки.

В третьем случае искали не разбойников, а их клад. Это смесь догонялок и поиска. Найти его можно было как по подсказкам, так и «запытав» пойманного.

Звонкая монета

Удивительный факт — современная детвора не считает монеты игровым инвентарем! Для них это в первую очередь платежное средство. Иначе чем объяснить то, что ими не играют ни в школе, ни во дворе? За примером далеко ходить не надо. Десятилетний сын был поражен тем фактом, что в детстве я играл с деньгами! Для него гораздо приятнее за них купить чипсы, а не получить заряд азарта.

Не то что мне в 1990-е. Правда, монеты тогда не были платежным средством. Но никто не отменял конвертацию на бумажные деньги по оговоренному заранее курсу. Так поступали старшие ребята. Мелкоте из 4–6-х классов хватало самих советских монет, которые выигрывали.

Чаще всего резались в пристенок, известный с царских времен, или его вариацию — лунку. Правила очень просты. У стены чертят линию и жребием определяют очередность. Затем первый игрок бросает в стену монету. Следующий должен запустить свою так, чтобы, отлетев от стены, она упала как можно ближе к первой. Затем, поставив большой палец на свою монету, нужно дотянутся до чужой другим пальцем. Если удалось — забираешь ее себе, и в игру вступает следующий игрок. Если нет, то следующий может попробовать забрать сразу две. И так далее по кругу.

Игру можно совершенствовать различными правилами. Например, если брошенная монета накрывает чужую, то ее сразу забирает бросавший. Или это «джек-пот»: все игроки отдают счастливчику по копейке. Пристенок сильно затягивает, особенно если правила менять с каждым кругом. Приблизить черту к стене или отодвинуть от нее, бросать вслепую…

Если за вопли нас прогоняли от стены дома, то мы играли в лунку. Правила игры практически те же, что и у пристенка, но бросать монетку надо было от линии в ямку. Конечно, можно было попытаться взять сразу «джек-пот», попав в лунку. Таким образом «салились» все монеты вне ее или все скидывались счастливчику. Но это было очень тяжело и рискованно. Не попал — твоя копейка точно станет легкой добычей следующего игрока.

Игр с монетами было огромное количество. Не довелось поиграть лишь в те, где нужны были свинцовые чушки. В мое детство они были неактуальны. Вместо этого у нас были картонные фишки и пластиковые битки.

В школе самой распространенной игрой с монетами был «волчок». Для нее лучше всего подходили юбилейный или олимпийский рубль, а также любая ровная поверхность. Монету нужно было поставить на ребро и щелчком заставить вращаться. Следующий должен щелчком продолжить вращение кругляша, и так пока монета не упадет. Чаще всего игра заканчивалась на 2–4-м ходу и быстро надоедала. Тем более что проигравшему положен был щелбан. Так, получив и раздав парочку щелчков по лбу, удавалось скоротать несколько минут до следующего урока…

Батарея! Пли!

В советское время ножик был у каждого школьника. Это и инструмент для создания различных поделок, строгания, и средство для игр. Все теплое время года во дворах можно было встретить тех, кто резался в «ножики». На песке чертили круг и по очереди метали нож в землю так, чтобы он в нее воткнулся лезвием. Затем пытались отрезать пространство от сектора соперника. Правила очень вариативны и оговаривались загодя: бросать нож с лезвия или за рукоять, не выходить за пределы свой территории.

Особенно ценными были складные ножики с массивной рукоятью. Они идеально подходили для различных боевых действий. Нож складывали буквой «Г», втыкали в землю на своей базе и ударом под рукоять отправляли в полет. Если он упал плашмя — переход хода. Если воткнулся острием в землю или лег на рукоять острием вверх — получалась боевая единица. Для каждого двора своя (танк, подлодка, дот, солдат и т. д.). Задачей игры было уничтожить (поставить на нее аналогичную свою) всю технику противника и захватить его базу (три попадания).

Это лишь один пример игры с ножиком. Он исчез из карманов детворы, а вместе с ним канули в Лету и игры с ним. К великому счастью родителей.

PS. Это лишь малая часть дворовых игр. Отдельных статей заслуживают безобидные игры девочек, такие как «секретики», «дочки-матери», «резиночка», и куда более жестокие подростковые. Старшие никогда не брали младших играть «в слона», «пикаря» (пекаря), карты. Да и в футбол или «квадрат» они играли не просто ради удовольствия, а «на расстрел».

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ