Привнесли культуру хиппи в советский мультфильм. За что еще гнобили авторов «Бременских музыкантов»

Критик с воспаленным воображением обвинил создателей песни и мультфильма «Бременские музыканты» в пропаганде наркотиков. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

На дружеской ноте

Василий Ливанов

Актер Василий Ливанов, поэт Юрий Энтин и композитор Геннадий Гладков дружили с раннего детства, учились в одном классе московской школы. Творческая троица в школьные годы всегда затевала спектакли и представления. Когда друзья повзрослели, каждый выбрал свою профессию, но понимал, что талант одного — музыкальный, поэтический, актерский — способен дополнить другого. В 1966–1973 гг. Василий Ливанов работал на киностудии «Союзмультфильм» режиссером-постановщиком. Озвучил около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, крокодила Гену и Удава в мультфильме «38 попугаев». Друзья иногда помогали. Там к компании примкнула одаренная девушка, коллега Ливанова Инесса Ковалевская. Вместе они создали мультфильм «Четверо с одного двора». Правда, Энтину пришлось писать стихи для песен бесплатно. Гонорар ранее выплатили другому поэту, стихи которого не понравились.

Геннадий Гладков

Во второй половине 1960-х начали на глазах меняться музыкальные предпочтения. Московские меломаны пытались достать пластинки «Битлз», наиболее продвинутые записывали на бобинные магнитофоны альбомы новых западных ансамблей. Появлялись и советские ВИА. Гладков предложил Ковалевской сделать мультфильм, где не было бы ни одной реплики, а только песни. Возникла идея взять сказку братьев Гримм «Бременские музыканты». Позвонили Василию Ливанову. Он удивился. Ведь сказка в оригинале о том, как состарившихся домашних животных выгнали из дому и они стали бродячими музыкантами. Сама идея истории бродячих музыкантов (потому что в ней была музыка) осталась основой. Прочее взялись придумывать. Ливанов предложил ключевой ход: это должны быть приключения Трубадура и его команды. Гладков подкинул идею ввести любовную линию. Причем о чувствах между людьми разного социального статуса. Так в сценарии появилась Принцесса. Естественно, где есть Принцесса, не обойтись без Короля, который против отношений дочери с бродячим артистом.

Песня друзей

Инесса Ковалевская

Энтин понимал, что с учетом отсутствия слов в будущем мультфильме для песен необходимы стихи, обрисовывающие отношения героев: Короля и Принцессы, Трубадура и Принцессы, разбойников, королевской стражи, самих музыкантов. Так родились замечательные «Говорят, мы бяки-буки, как выносит нас земля?», «Ох, рано встает охрана!», «Состоянье у тебя истерическое, скушай, доченька, яйцо диетическое» и другие. Но требовалась центральная песня, выражающая позицию бродячих артистов. Также в ней нужно было дать объяснение мотивов поступков Принцессы. Ей «с милым рай в шалаше» — почему? Авторам не хотелось воспевать кочевой образ жизни. Его романтика всегда временна. Тогда и возникла первая фраза заглавной песни: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». Хоть время кочевых актерских трупп давно миновало, советские театры в мае каждого года выезжали на трехмесячные гастроли по всему СССР в формате «один месяц — один город». В этом тоже была своя романтика, особенно для молодых, о чем знал Василий Ливанов. Он рассказал об этом Энтину: «Попробуй ощущение от дорог, гостиниц, поездов, новых городов, сцен, новой публики переложить на какие-то давние годы, когда мог жить Трубадур». У Энтина получилось: «Тем, кто дружен, не страшны тревоги, нам любые дóроги дороги. Мы свое призванье не забудем: смех и радость мы приносим людям». И действительно, «Песня друзей» стала актерским гимном, особенно в провинциальных театрах.

Знакомые всё лица

Олег Анофриев

Сперва художник-постановщик Марк Жеребчевский изобразил Трубадура в колпаке, как классического скомороха. Поскольку музыкальная атмосфера ленты имела рок-н-ролльные нотки, режиссер Ковалевская подсмотрела в модном журнале образ юноши-блондина в обтянутых джинсах. В ансамбле танца Игоря Моисеева нашелся такой парень во плоти. Его пластику сняли на камеру, а потом перенесли в рисунки движений Трубадура. Принцессу срисовали с супруги Энтина Марины. Гайдаевские Трус, Балбес и Бывалый были тогда сверхпопулярны, поэтому разбойники прорисованы с них. Прототипом Атаманши сделали балерину из Театра оперетты Тамару Вишневу, жену режиссера «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина. У нее действительно был танцевальный номер на бочке. Тембр голоса и манеру произношения Атаманши при записи Олег Анофриев позаимствовал у Фаины Раневской. Поскольку в те годы оставались еще свежи впечатления от Эраста Гарина в роли короля в «Золушке» (1947), то свою царственную особу авторы скопировали с него.

Юрий Энтин

О подготовке записи песен свидетельства расходятся. Энтин и Ковалевская утверждают, что на озвучивание роли Атаманши пригласили Зиновия Гердта. Пса собирался озвучить Юрий Никулин, кота — Андрей Миронов. Но студию звукозаписи удалось выхлопотать только на ночь. Об этом стало известно неожиданно, накануне. В результате никто из знаменитостей не явился, и Олег Анофриев взялся озвучить все роли сам. Правда, актер уверял, что так и задумывалось с самого начала. Только партии Принцессы своим лирико-колоратурным сопрано исполнила вокалистка Эльмира Жерздева. Чтобы разбавить компанию, в студии присутствовал друг Энтина поэт Анатолий Горохов, автор слов песни «Наша служба и опасна, и трудна». Ему оказали высокое доверие: «Е-е, е-е» Осел кричит его голосом.

Эти хиппи

Худсовет «Союзмульфильма» был настроен агрессивно, с намерением подвергнуть «Бременских музыкантов» переделкам за тлетворное влияние западной музыкальной культуры. Но на расширенном заседании, на котором присутствовали не только редакторы, в защиту фильма выступил любимый карикатурист Сталина Борис Ефимов. Премьера состоялась вовремя. В те годы в Москве в районе метро «Краснопресненская» существовал кинотеатр «Баррикады», открытый в 1907-м как синематограф «Гранд Плезир». После премьеры мультфильма в 1969 г. его демонстрация там продолжалась более года при аншлагах. А зрители — преимущественно молодежь студенческого возраста. Юрий Энтин спустя три месяца после начала показов не смог попасть с семьей на сеанс, так как даже стоя посмотреть мультфильм было негде. Вскоре вышла пластинка с песнями «Бременских музыкантов». Общий тираж — 28 млн экземпляров, что было ошеломительной цифрой. Это не давало покоя критикам. Режиссера Ковалевскую отказались принять в Союз кинематографистов за то, что привнесла культуру хиппи в советский мультфильм. В одной из сцен персонажи действительно одеты на манер иностранных звезд. Зная, что хиппи склонны к употреблению легких наркотиков, критик Бойко назвал ленту «марихуаной для детей» и обвинил авторов в пропаганде наркотиков.

Существует миф, рассказанный Юрием Энтиным, о том, что, спев на концерте в Кремлевском дворце съездов «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы», Олег Анофриев попал в опалу. Правда это или нет, но фраза с тех пор стала крылатой.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ