Про рок Минска – радиостанция для интеллигентных слушателей

Каким будет новый радийный сезон, приятно ли было прочесть о себе в английской газете The Guardian и как удается выискивать белорусский рок для эфира, рассказал главный редактор «Радио-Минск» Максим Круковский.

– Максим, новый сезон на «Радио-Минск» по традиции стартовал в День города. Чем удивите слушателей?

– Нам было важно, чтобы, погуляв в важный для города праздник, люди проснулись в понедельник утром и услышали в эфире нашей радиостанции новые программы, которых к началу сезона подготовлено больше двадцати. А в выходные количество радиопродуктов приблизится к цифре тридцать!.. Если говорить о сетке вещания, то с 7.00 до 10.00 слушателей ждет новое шоу «Блинчики, батон, молоток». Над этим проектом помимо меня в эфире трудятся Виталий Малиновский и Саша Наивный. Следом за нами в эфир врывается музыка нон-стоп с вкраплениями коротких программ в стиле discovery. Они рассказывают об истории, развлечениях, науке, географии и даже нашем фольклоре, за который отвечает программа «Радыёвiк» на белорусском языке. Отдельно стоит отметить программу «Земляки». Что касается дневного эфира, то здесь кардинальных изменений нет: шоу Сергея Бондаренко «Добрый дзэн» продолжается. Вечернее время (с 17.00 до 20.00) отдано новой программе «Душевная кухня», которую ведут Люба Шиенок, ранее известная как Любовь Громова, и новый голос нашего радио Тим Коромыслов.

– Проект «Земляки», насколько знаю, создается совместно с агентством «Минск-Новости».

– Мы придумали его летом в нашем коллективе радио, а чуть позже решили положить продукт не только в уши слушателям, но и на бумагу (улыбается). Понятно, что сценарии программы не выходят в газете, они перерабатываются под читателя, но суть от этого не меняется. У радийных «Земляков» четыре автора. Каждая передача довольно длинная, почти 20 минут, на создание одной уходит до двух недель. Этот проект о людях, известных не только у нас, но и за рубежом. Уже рассказаны истории о геологе Игнатии Домейко, нашем современнике Жоресе Алферове, часовщике из Могилева Генрихе Соне. Про него известно не так много, но парижские и лондонские салоны были в восторге от белорусских ходиков. В ближайшее время расскажем о Михаиле Гузикове, который изобрел ксилофон. В Европе этого человека очень хорошо знали.

– Недавно в блоге на сайте газеты The Guardian появилось упоминание о «Радио-Минск» как станции, которая умело крутит рок-н-ролл в эпоху 75 %-ного наполнения эфира белорусской музыкой. Как вам удалось сохранить интересный и оригинальный контент, несмотря на закон?

– Это, скорее, вопрос к нашему музыкальному редактору Александру Шокурову, которому, скажу честно, приходится тяжело. Он, бедный, у нас и нервничает, и седых волос прибавилось у парня, и лысина больше стала (смеется). А если серьезно, это непростая работа, про нее сказано много тысяч слов: этот закон одним помог, а другие (многие!), в том числе молодые рокеры, перестали обращать внимание на качество творчества. Порой записывают свою репетицию на диктофон мобильного и тут же несут нам. Увидев, как мы морщимся, удивляются, почему мы не берем их «запись». Приходится объяснять, что перед человеком у приемника будет стыдно не исполнителю, а нашему музреду, да и всей радиостанции, где работают 15 человек.

– Радио вроде про рок, но при этом – и про Минск. Считаете, у столицы лицо рокера?

– А почему нет! В свое время у нас были «Песняры», местами рок творили Юрий Антонов, бэнд «Сузор’е». Проблема в том, что для многих людей рок-н-ролльщик – значит, пьяный, грязный, неадекватный человек. Это стереотип, и, как мне думается, он неуместен. Если посмотреть на лица рока, то у этих творцов есть семейные ценности, а местами и здоровый образ жизни (смеется). Вот у нас точно такой же город. И поверьте, вам кажется, что он медленный, камерный. В Минске все от души, как и в рок-н-ролле.

При всем при этом мы четко поставили себе задачу: будем работать с интеллигентными слушателями. Пусть они в костюмах, едут в машине домой к семье, но внутри у них может быть тот самый гитарный риф или рок-протест, если хотите. Мы уважаем это и принципиально общаемся со слушателями на «вы». Все строится на уважении, и вряд ли кому-то будет приятно, если ему в магазине скажут «ты». Думаете, на радио другая ситуация?

– На ваш взгляд, готова ли Беларусь, и в частности Минск как новатор республики, создать «говорительное» радио, без музыки?

– Сделать такое радио можно. Это потребует больших усилий и участия группы профессионалов. Но вот в чем штука: слушателю интересен, с моей точки зрения, контент, который имеет прикладное значение. У нас есть такая программа, которая выходит два раза в неделю, – «Званый гость». Если в эфире врач-венеролог, телефон не смолкает, сообщения сыплются рекой, потому что речь идет о здоровье. Такая же ситуация с мастером, который ремонтирует обувь, или слесарем из автосервиса, который дает советы автолюбителям. Но как только приходят люди, готовые говорить на все темы подряд, слушатели… теряют интерес.

– И все же напоследок вернемся к року. Почему он так цепляет, заставляя целые радиостанции, такие как ваша, крутить такую музыку 24 часа в сутки?

– Взглянем на концерты, которые проходят в Минске. Где всегда полные залы? На рок-концертах! От Motorhead Дворец спорта трещал по швам (дошло до фарцовки), Rammstein первым собрал «Минск-Арену», на парковке были тысячи элитных авто. Многие организаторы понимают: рок-н-ролл – беспроигрышный вариант, потому что музыка создана от души. Если вернуться к радио, то нам удается не только, как бы пафосно это ни звучало, укреплять надежду в белорусских исполнителях, но и давать в эфир хиты мирового рока: чаще старые, конечно. Хотя у нас можно услышать Joe Bonamassa, который ныне здравствует и процветает, а с другой стороны – The Jeff Healey Band, Johnny Winter, B.B. King. Интересно наблюдать, как слушатели удивляются, когда мы на сайте сообщаем, что-такая-то композиция выпущена отечественным бэндом. Для нас важно, нравится ли людям музыка в эфире, и то, что не пришлось по душе, стараемся заменить.

Напоследок хотел бы отметить и современную беду белорусского рока – каверы. Большинство отечественных групп просто не хотят сочинять. Думаю, с одной стороны, им не хватает смелости (может, это и хорошо в начале карьеры), но с другой – они ставят себе меркантильные цели. Общая картина непростая, и теперь вы понимаете, как трудно нашему музыкальному редактору.

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

Самое читаемое