Продавец вызвался проверить возвращенный товар? Разбираемся, как не стать жертвой ловких манипуляций

Если только что купленный смартфон начал глючить, принято обращаться к продавцу, а далее идти по указанному адресу в сервисный центр, где мастера заберут гаджет на проверку. Алгоритм действий простой, привычный и… неправильный. А как надо поступать грамотно? За консультацией корреспондент газеты «Минский курьер» обратился к председателю общественного объединения «Онлайн защита потребителей» Анне Шилько.

— Анна Борисовна, обязательно ли проверка качества товара должна осуществляться с привлечением ремонтной организации?

— Нет. Более того, дословно цитируя пункт 11 статьи 20 закона «О защите прав потребителей», она «проводится в случае необходимости». Первым разбираться в причинах неисправности должен именно продавец. А манипуляции с передачей товара на проверку в сервисные организации могут стать способом уйти от обязательств перед потребителем.

— То есть, забирая товар, продавец может фактически отремонтировать его, а затем заявить, что неисправность не обнаружена?

— Конечно! И доказать обратное практически невозможно.

— Как же быть?

— Советую требовать от продавца проведения такой проверки только в вашем присутствии. А перед этим при передаче товара перечислите все его недостатки в акте приема-передачи. Также в присутствии продавца проверьте работоспособность вещи. В нашей практике был случай, когда покупатель передал телефон с люфтом крышки, а вернули его уже с деформированным корпусом. Только фиксация неисправностей в акте приема-передачи помогла доказать, что новый недостаток возник после передачи товара продавцу, в связи с чем ответственность за данный недостаток несет именно последний.

— Сколько времени сданная вещь может находиться на проверке качества?

— Мало кто знает, но в законе «О защите прав потребителей» имеется пробел касательно сроков нахождения товара у продавца в случае передачи товара на проверку качества: указаны сроки, в течение которых ремонтная организация должна провести проверку (три дня), но о том, как долго работник прилавка может держать у себя товар, нигде не оговаривается.

Поэтому, чтобы сроки не затягивались, определитесь с требованием заранее и зафиксируйте его письменно. Тогда помимо несуществующего срока проверки качества товара у продавца появится срок конкретного требования покупателя, который законодательно закреплен и нарушение которого влечет наложение штрафных санкций, то есть неустойки в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки требования.

В законе «О защите прав потребителей» указаны следующие сроки удовлетворения требований потребителя:

— о ремонте — незамедлительно, максимум 14 дней, а с согласия потребителя — до 30 дней;

— о замене товара — незамедлительно, максимум 14 дней;

— о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на устранение недостатков товара, расторжении договора и/или возврате уплаченной за товар денежной суммы — незамедлительно, максимум 7 дней.

И самое важное — сроки исчисляются со дня предъявления соответствующих требований. Ведь очень часто потребители в переписке с продавцом заявляют все что угодно, но только не само требование.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ