Продолжают ли частные компании убирать дворы и подъезды?

Закрепились ли частные организации в таких сферах столичного ЖКХ, как санитарное содержание дворовых территорий и уборка мест общего пользования жилых домов, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Коммерческие организации наравне с государственными уже давно участвуют в торгах на право осуществления работ по капитальному и текущему ремонту жилфонда, замене лифтов, утеплению стен, благоустройству дворов, обрезке деревьев, рассказали в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ). С 2016 г. они потеснили коммунальные жилищно-эксплуатационные службы и в таких направлениях, как уборка мест общего пользования (МОП) жилых домов и содержание дворовых территорий. У ЖЭУ (ЖЭС), которые ранее были единственными игроками и получали стабильный объем финансирования, появились конкуренты. Конкурсы по выбору подрядчика в виде электронного аукциона перестали быть предсказуемыми: участники торгуются, снижая начальную стоимость лота (лот – все дворы или жилые дома, за исключением самостоятельных товариществ собственников, на территории конкретного ЖЭУ). Доходило до того, что в ходе торгов цена падала на 50 % от начальной. Участники были готовы за гораздо меньшие средства заключать договоры и выполнять заложенные в них конкурсные требования. Правда, не все реально оценивали собственные возможности.

Договор заключается на 1 год. За организациями, выигравшими торги, осуществляется строгий контроль со стороны заказчиков КУП ЖКХ районов, отмечает ведущий инженер отдела по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда МГЖХ Юлия Сидорович. Кроме того, ревизорами выступают жители. За нарушение конкурсных условий налагаются штрафные санкции, не оплачиваются некачественно выполненные работы. В итоге некоторые частные компании отрабатывали год и уходили с рынка, другие продолжают участвовать в торгах и выигрывать их.

Можно вспомнить печальный опыт одной фирмы, которая получила право на уборку подъездов в домах всех четырех ЖЭУ Ленинского района. Но что-то не получалось, от жильцов начали поступать жалобы. Их обоснованность подтверждали проверки, которые проводили ЖКХ Ленинского района и санслужба. Финансовое положение компании ухудшалось, она оставила за собой подъезды домов только одного из ЖЭУ, а по окончании контракта не пожелала возвращаться на этот рынок.

Первое время клининговые компании довольно активно принимали участие в торгах на уборку МОП, — продолжает Ю. Сидорович. — У них был опыт работы по уборке офисных, производственных помещений, квартир. Но санитарное содержание подъездов имеет свою специфику. Эту услугу полностью оплачивают жильцы и требуют, чтобы ее оказывали качественно и своевременно. Сегодня предельно допустимый тариф на услугу с одного жильца 56 копеек. В ходе аукциона стоимость лота может быть снижена, и названная сумма уменьшена, скажем, до 48 копеек. Эти и другие нюансы учитывали не все новые участники. В то же время содержание дворовых территорий финансируется из бюджета, но нельзя сказать, что эти работы выполнять проще.

По информации МГЖХ, сегодня санитарным содержанием в городе занимаются три частные структуры. Подъезды убирает компания «Гестион-Сервис» в жилых домах на территории ЖЭУ № 2 и 4 в Партизанском районе. Дворы — «АлгриСтрой» на территории ЖЭУ № 2, ЖЭУ № 4 в Партизанском и ЖЭУ № 2 в Октябрьском районах, «Гестион-Сервис» по ЖЭУ № 3 в Октябрьском районе и «Комфорт в кубе» по ЖЭУ № 9 во Фрунзенском районе (ЖКХ № 2).

Старожил среди них — ООО «АлгриСтрой», которое в течение двух лет не только освоило новую для себя дворовую специфику, но и расширило сферу деятельности.

Наша основная задача уборка газонов, проездов, пешеходных дорожек от мелкого мусора, листвы, в зимнее время от снега, а также посыпка противогололедными реагентами, которые сами закупаем, объясняет директор компании Виталий Шабуня. Справляемся, особых претензий со стороны заказчика нет. В общей сложности в уборке задействованы около 80 штатных работников. Когда выигрываем тендер, идем в ЖЭУ и говорим дворникам, что готовы всех взять к себе на работу переводом – люди не теряют ни в чем, отпуска остаются по графику. Мы заинтересованы в таких переводах: местные знают территорию, жильцов. А затем смотрим по отдаче. Процентов 50 отсеиваются: требования у нас более жесткие, в том числе по дисциплине. С другой стороны, некоторые коммунальщики становятся бригадирами.

По словам руководителя, у компании имеется своя уборочная техника, в снегопады задействуют дополнительную, которую берут в аренду у разных предприятий. Уборщики трудятся 6 дней в неделю с 7:00 до 15:00, при необходимости рабочий день может быть продлен на 3-4 часа.

У нас широкий круг обязанностей, в том числе работаем с населением, говорит В. Шабуня. Вот начался месячник по наведению порядка, мы организовываем субботники, расклеиваем объявления на подъездах. Добровольцам предлагаем не только инвентарь и материалы для уборки, но и чай-кофе в специальной палатке. Люди ценят такое отношение и довольно активно откликаются.

В торгах компания снижает цену лота на 10-30 % в зависимости от количества конкурентов, их ценовых предложений. По отдельным лотам скидывали и до 40 %.

Рентабельность на уровне 5 %, нас это устраивает. Планируем и дальше участвовать в торгах, возможно, займемся и уборкой подъездов. Только хорошо бы доработать некоторые нюансы в законодательстве. Например, мы по-прежнему отвечаем за санитарное состояние контейнерных площадок, хотя по новым правилам эти функции возложены на организации, занимающиеся вывозом отходов. По-моему, нужно более детально прописывать в договоре обязанности, возможно, добавить какие-то подпункты. А в целом все устраивает, резюмирует В. Шабуня.

Компания «Гестион-Сервис» — новичок, подъездами занимается с марта, а дворами с января текущего года.

Первое время было сложно, по некоторым вопросам помогали районные администрации, вспоминает заместитель директора по производству компании Анна Муравлева. Штат укомплектован в том числе бывшими жэсовцами, ежемесячно выплачиваем премию к окладу. Лодыри, а таких приходит немало, не задерживаются.

По согласованию с заказчиком определена периодичность работ: в месяц выполняются 2 влажные и 4 сухие уборки МОП. Этим занимаются около 50 человек.

Обращения от жильцов, конечно, поступают. Например, сообщают, что кто-то рассыпал строительный или бытовой мусор. Мы не говорим, дескать, извините, вчера была уборка, а следующая по графику. Выходим и убираем. Если жалоба поступила утром, отрабатываем ее в течение дня; если вечером реагируем на следующий день. Наши телефоны указаны на подъездах. Поддерживаем связь с жильцами по вайберу: они направляют короткое сообщение с фото, мы таким же способом информируем о результатах, делится подробностями собеседница.

В компании не считают обременительным участвовать в различных акциях совместно с городскими службами, проводить мероприятия с населением.

Мы знали на что шли. В такой сфере даже минимальная прибыль это хороший результат, уверена А. Муравлева.

В МГЖХ констатируют: требования ко всем подрядчикам, независимо от формы собственности организации, одинаково строгие. Основной критерий: чтобы было чисто.

Главное не кто убирает, а как. Вопросы по качеству работ, их своевременному выполнению есть и к ЖЭУ, и к частным компаниям. Нельзя сказать, что одни работают лучше, а другие хуже, обращает внимание начальник отдела по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда МГЖХ Наталья Шевченя. Есть конкуренция, а значит и дополнительный стимул относиться к своим обязанностям со всей ответственностью. В противном случае место может занять другой еще до окончания срока действия контракта. Важно и то, что в ходе торгов снижается стоимость работ. Сэкономленные таким образом средства направляются на благоустройство и озеленение.

Самое читаемое