Профессия: учитель. О своей работе рассказали представительницы династии

Елена Карпук более 30 лет проработала в школе. А 3 года назад учителем стала ее дочь. Об осознанном выборе профессии корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали представительницы династии педагогов столичной гимназии № 37.

Благодарность как мотивация

Вопрос о моей будущей профессии вообще никогда не стоял. Любовь к этой работе, видимо, передалась мне на генном уровне, — шутит Елена Карпук. — Учителя по математике, русскому языку, музыке, даже заведующая детсадом и завуч по учебной работе — кого только у нас в семье нет! Прекрасно помню, как бабушка-математик в свои 80 лет решала задачки с правнуками. Поэтому никого не удивило и мое желание стать педагогом.

Елена Игоревна начала работать еще на 4-м курсе педучилища. В столичной гимназии № 4 не хватало наставников, и ее попросили стать классным руководителем в 1 «Ж». Правда, когда молоденькая учительница впервые вошла в класс, ребята за педагога ее не признали. А самый дерзкий мальчишка даже попросил уйти, мол, мы учительницу ждем, а ты чего, девочка, сюда пришла… И это было единственное досадное недоразумение. Больше ни с учениками, ни с их родителями проблем не возникало. Тот класс наставница и теперь вспоминает с теплотой.

Хорошие ребята, многому меня научили, как, надеюсь, и я их. Смотрите, вот эти мальчик и девочка теперь сами стали педагогами, — показывает Елена Карпук пожелтевший снимок своего первого выпуска. — А с этим парнишкой недавно встречались, пригласил в ресторан. Много теплых слов тогда услышала, говорили о прошлом. Благодарность и добрые слова воспитанников хорошо мотивируют и воодушевляют на дальнейшую работу!

Гореть, но не сгорать

— А еще мотивируют встречи с интересными людьми, новые знания, поиск оригинального и необычного. Это позволяет не выгорать на работе и каждый день с удовольствием переступать порог школы, — делится преподаватель. — Два года назад я попала на встречу с педагогом-новатором доктором психологических наук, профессором Шалвой Амонашвили. Этот выдающийся человек в свои (на тот момент) 87 лет три часа вел лекцию, не заглядывая ни в одну бумажку, «держал» огромную аудиторию. Я вышла под таким впечатлением! И заново влюбилась в свою профессию. Такие встречи помогают не растерять интереса к педагогике.

Несколько лет назад, тоже «потому что интересно», Елена Карпук согласилась параллельно с основной деятельностью стать тренером в школе ментальной арифметики.

Вдохновляет, когда видишь, как ребята, еще даже не первоклашки, считают быстрее некоторых тетенек-учительниц, которые всю жизнь проработали в школе, — улыбается Елена Игоревна. — Здорово и интересно. Приобрела хороший опыт.

А дальше были школа робототехники и лего-конструирование.

Мы с детьми просто заболели лего, — вспоминает педагог. — На уроках постоянно им пользовались (есть определенные методики), участвовали в проектах, конкурсах, получали призы. Советую попробовать.

Было и зарубежное сотрудничество.

В свое время возила детей в Македонию в международный лагерь, где вожатые — студенты из разных стран. А я у будущих наставников вела уроки белорусского языка… Вот поэтому и не наступает профессиональное выгорание: в нашей профессии столько увлекательного — ищи, пробуй, узнавай! Даже дистанционка, которая случилась в прошлом году, открыла невиданные горизонты для развития. В этот период я научилась разрабатывать новые виртуальные задания. Теперь периодически отправляю их на определенный сайт, а дети и коллеги пользуются, — рассказывает Елена.

Продолжение последовало

— Врачи, инженеры, учителя… Раньше представители этих профессий считались элитой. А сегодня? — задаю вопрос.

Что скрывать: сейчас работа педагога не особо популярна, — вздыхает Елена Карпук. — Однако те, чьи родственники заняты в школе, словно видят красоту нашей профессии изнутри, поэтому часто и сами становятся наставниками. Только в гимназии № 37 за время моей работы встречала около 10 педагогических династий.

Но ведь часто, отработав по распределению, молодежь уходит. Почему так происходит? — спрашиваю уже у молодого педагога Анастасии Карпук.

Так бывает в любой профессии, — считает Анастасия Сергеевна. — Никто не может гарантировать, что дело, которое ты выбираешь в 17–18 лет, останется интересным на всю жизнь. Есть вопрос и подготовки будущих педагогов. Не хочу ничего плохого сказать про свой университет, но если бы не 30-летний опыт мамы, ее помощь и поддержка, мне бы пришлось очень тяжело. Не хватило бы практики, приемов, в том числе психологических: как организовать ученика, занять его, научить учиться. Поэтому, думаю, многие новички и не выдерживают той неимоверной ответственности, которая на них свалилась. А еще недостает свободного времени, потому что если ты действительно работаешь и качественно готовишься к урокам, то на себя ничего не остается. И финансовый вопрос никто не отменял. Что скрывать, учитель — не самая высокооплачиваемая профессия.

А вас мама не отговаривала, когда узнала, что хотите стать педагогом?

Она лишь спросила, уверена ли я в своем выборе. А вот папа был категорически против (улыбается). Видя, сколько времени и сил забирает эта работа, он не раз просил меня подумать еще. А сейчас, когда мы уже с мамой на пару сидим по вечерам над тетрадками, шутит: «Я предупреждал».

В первую смену я училась, а во вторую — работала. Было непросто, но интересно. Интересно и теперь: выпустив тех ребят, я стала классным руководителем четвертого класса. Да, не скрою, бывают моменты, когда тяжело. Вот сейчас уже около 6 вечера, а я еще не уходила с работы. А дома меня снова ждут тетрадки, которые нужно проверить. Но это, как говорится, издержки профессии. Приятного тоже много. Иногда готовишься к урокам и для себя открываешь что-то новое. «Ага, вот оно как, — думаешь, — завтра расскажу своим, вот удивятся».

— Современных детей еще можно чем-то удивить?

Если постараться. Но часто они сами удивляют учителя. Нынешние ребята такие развитые, продвинутые, знают, где получить информацию. Они на «ты» с современными гаджетами, ходят на какие-то невероятные кружки, у них куча интересов: акробатика, цирковая студия, робототехника, мотогонки… Они и сами многому могут научить. Поэтому своей профессией я вполне довольна, а что будет дальше… Поживем — увидим.

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

 

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ