Профессор БГУ: «Многие молодые люди получают не образование, а диплом о нем»

Мнением о пересмотре подходов к современному образованию делится профессор кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Ирина Калачева.

Молодежь всегда была своеобразным индикатором происходящих в обществе изменений. Она реагирует быстрее, чем какая-либо другая часть населения.

Одна из ключевых проблем для молодых граждан Беларуси, вокруг которой сегодня ведутся серьезные дискуссии, – проблема образования. Чему и с какой целью в первую очередь учится современный человек? Всегда ли верно расставляет на этом пути приоритеты? Как общество влияет на формирование образовательных стандартов у молодежи?

Профессор кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ, доктор исторических наук Ирина Калачева высказывает мнение по этому поводу.

 

– Мы сегодня столкнулись с уникальным явлением. Многие молодые люди получают не образование, а диплом о нем. Иногда парни и девушки оканчивают один, второй, третий вуз – но что в итоге? Это превращается в складирование дипломов, но реальной пользы ни они, не общество от этого не получают. Многие из выпускников вузов сегодня не работают по специальности. С этим связана проблема массовости высшего образования. Конечно, с одной стороны, всеобщее право на его получение – бесспорное достижение. С другой – во все времена отстаивалась элитность высшей школы. На мой взгляд, это не вопрос ограничения доступа в вузы, а проблема переориентации жизненных ценностей молодежи, смещение акцентов, перезагрузки умов. Нужен новый взгляд на образование, постулирующий смыслообразующую цель жизни. Для чего человек в современном мире должен учиться? Считаю, прежде всего – для жизни, саморазвития, ценностного укрепления, для создания крепкой семьи, получения специальности, способной приносить радость от повседневной деятельности, Вопрос образования связан с вопросом среды человека, в которой он будет жить и где ему будет интересно, комфортно, где он сможет максимально раскрыться как личность.

 

– Но многие родители, да и сами молодые люди стремятся любой ценой поступить в вуз именно потому, что там более интеллектуальная, культурная, интересная среда, нежели в колледжах и профессионально-технических лицеях.

 

– Думаю, если выстроить правильную тактику обучения молодежи на разных уровнях, повысить престиж образования всех уровней, то этот вопрос будет решаться. Желание старших поколений дать детям высшее образование связано с их нежеланием того, чтобы дети так же тяжело, как они, работали на земле. Образование расценивалось как гарантия лучшей доли. Но мне кажется, этот запрос поколения наших дедушек и бабушек мы уже реализовали.

Сегодня нужно развивать приоритет ранней трудовой социализации молодежи, придерживаться индивидуально-ориентированного подхода к каждому. Советская школа, к слову, с большим успехом справлялась с этим. А сегодня тут есть потери. Различные виды трудовой занятости на всех этапах обучения нужны обязательно, чтобы формировать профессиональное сознание, отбор. Во многих странах есть опыт (в советское время он был и у нас), сотрудничества школы с конкретными производствами, где школьники проходят практику, могут попробовать своими силами что-то сделать. В подрастающем поколении должно с детства формироваться убеждение: рабочие специальности, способность что-то созидать своими руками – это огромный плюс, это заслуживает уважения.

Молодежь сегодня активно работает в плоскости управленческих, маркетинговых, информационных технологий, которые требуют организационных усилий и умственных затрат. А вот ремесленничеством, умением создавать что-то своими руками могут похвастаться немногие. Даже в прежде популярные студенческие отряды сегодня трудно привлечь юношей и девушек, потому что там нужно физически трудиться, преодолевать сложности, считаться с коллективом, с тем, кто рядом. Современная молодежь поздно взрослеет отчасти потому, что довольно долго живет в комфортных условиях с родителями.

Величайшая потребность человека – самореализоваться в любимом деле – сегодня часто не находит удовлетворения. Потому что главный критерий для молодых при устройстве на работу – размер зарплаты. Люди легко переходят с одного места на другое и не выкладываются, не отдаются работе сполна. Отсюда неудовлетворенность…

 

– Вы сказали, что образование важно и для создания крепкой семьи. Имеется в виду, что на каждом этапе обучения нужно больше уделять внимания просветительству в вопросах межличностных, семейных отношений…

– И это, конечно, тоже. Сегодня у молодежи возникает много психологических сложностей из-за того, что за счет образования девушки и юноши хотят найти достойного спутника жизни. Они повышают свой образовательный рейтинг, получают несколько дипломов, а потом к 30 годам не могут встретить достойного, соответствующего их запросам партнера. Потому что их требования очень завышены и претензия на некий идеал остается неудовлетворенной. А образование должно использоваться во благо семье, помогать грамотно выстраивать внутрисемейные отношения.

Нужно думать над новыми формами массового обучения современной молодежи основам семейных отношений, учитывая виртуализацию жизни. Ведь пока, признаем, управлять этим процессом нам удается далеко не всегда.

Фото Алексея Колесникова

 

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ