Произведения искусства новых станций минской подземки

Сегодня многие из первых станций метро, открытых в 1984 году, воспринимаются как музеи «советскости». А о чем свидетельствуют построенные в 2000-х? 

Об этом мы говорили с известным скульптором Максимом Петрулем, у которого есть опыт создания произведений искусства для минской подземки. Он автор скульптурной композиции, ставшей символом станции метро «Грушевка». Участвует в создании облика «Малиновки».

– Ежедневно метро перевозит около 800 тысяч пассажиров. Непростая задача: разработать такой дизайн интерьера станции, который устроит большинство.

– Не занимаюсь дизайном станций метро. То, что делаю я, называется «визуальное искусство для общественных пространств». Это устоявшийся термин. Есть мнение, что сегодня более эффективно экспонировать произведения искусства в общественных пространствах, чем в музеях и галереях. Я попробовал использовать для этого метро.

– Могло ли произведение, которое стало символом станции метро «Грушевка», существовать автономно от нее?

– Да, конечно. Это мой детский проект, который я доработал. Когда учился в художественном училище имени А. Глебова, получил задание по дизайну и придумал мифическое дерево.

– Есть условия, которые приходится учитывать, зная, что работа создается для метро или другого общественного пространства?

– Профессиональное художественное сообщество  – это довольно узкий круг, куда входят люди, подготовленные к восприятию искусства. Это музейщики, галерейщики, искусствоведы, сами художники. И нам свойственно забывать об обществе, когда создаем произведение, условно говоря, для себя. Специфика создания произведений искусства для общественных пространств в том, что необходимо помнить: есть социум с его стереотипами, спросами, устоявшимися представлениями о том, что есть жизнь, и так далее.

– То есть нужно угадать, с чем социум ассоциирует названия «Грушевка» и «Малиновка»?

– Пока станция метро «Грушевка» не открылась, у общества она ни с чем не ассоциировалась. В сознании социума ее просто не было, как пока нет «Малиновки». «Малиновка» есть в сознании скульптора и архитектора. И мы придумали, как пассажиры будут воспринимать эту станцию.

– Но ведь для того, чтобы социум согласился с вашим художественным решением, оно должно вызывать схожие ассоциации у большинства, так ведь?

– Чем проще знак, который мы предлагаем, тем легче его расшифровать. Как на «Грушевке», где в общественное пространство помещено мое произведение. Оно дает отсылку к какому-то саду в предместье.

– В статье, напечатанной в 2009 году в «Вечернем Минске», прочла про облик «Малиновки»: «Интерьер должен получиться солнечным и относительно простым. Доминировать будет фисташковый цвет. Небесно-голубой потолок украсит подсветка». И где же связь с «Малиновкой»?

– Чтобы «Малиновка» стала «Малиновкой», ее художественный образ был доработан.

– Самые простые ассоциации – птица с таким названием или ягоды малины.

– На стены будет нанесен растительный орнамент. И все верно – там присутствует изображение ягод малины. В основе художественной концепции четырех новых станций метро первой ветки, которые следуют за «Институтом культуры», идея мемориализации деревень, вошедших в городскую черту. Напоминания о них сохранились в названиях жилых районов Минска. «Грушевка», как я уже упоминал, – отсылка к деревенскому саду. На станции метро «Михалово» угадываются контуры деревни. Этот силуэт в виде металлической пластики создан художником Скромблевичем. «Петровщина» представлена как поле, над которым звездное небо. «Малиновка» как роща. Все образы понятны и связаны с белорусской географией, культурой.

 

Из истории минской подземки

Присутствие произведений искусства в подземке – традиция. В путеводителе по минскому метро издания 1987 года читаю про облик «Октябрьской»: «Идея архитектурного образа станции выражается стройными высокими колоннами, расширяющимися в верхней части. Их динамичная форма повторяет в сечении очертание пятиконечной звезды. Композицию завершают художественные панно на торцевых стенах станции, отражающие основные вехи истории Советского государства».

1 (1) 1 (2) 1 (3)

ГРУШЕВКА_ДРИБАС ГРУШЕВКА2_ДРИБАС станция метро малиновка

Фото Анатолия Дрибаса и с сайта onliner.by

 

 

Самое читаемое