Произведения монументального советского искусства: чего Минск лишился навсегда и что еще можно сохранить

Кто бы что ни говорил, наследие монументального советского искусства — бренд и фишка Минска, привлекающие в город туристов. К сожалению, многие произведения утрачены. Чего столица лишилась навсегда, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

История поиска монументальных произведений, которые некогда существовали в интерьерах и на фасадах минских зданий, запросто может лечь в основу арт-детектива. Как только работа исчезает из обозримого пространства, о ней тут же забывают даже те, кто раньше любовался ею каждый день. Глобальных исследований на тему монументального искусства Беларуси второй половины XX (когда оно получило свое максимальное развитие) — начала XXI века не проводили, а значит, и подробного перечня нет. Забегая вперед, скажу: одни произведения теперь существуют только на фото (или того хуже — в памяти авторов и зрителей), другие сохранены и восстановлены, но скрыты от глаз, их жизненный цикл вот-вот закончится.

Почему так? В столице десятки витражей, росписей, мозаик и живописных панно, но лишь единицы попали в список историко-культурных ценностей, охраняемых законом. Так какая судьба ждет творения ветхосоветского периода?

Живописное панно

Место: Культурно-спортивный центр Минского отделения БЖД (ул. Чкалова, 7)

Название: «Моя родина»

Авторы: Зоя Литвинова и Светлана Каткова

Год: 1978

Начать хотелось бы именно с этого монументального панно. «Моя родина» — рассказ о Беларуси, мощной, плодородной и лирической. В центре — древо жизни: условная крона раскинулась на все произведение, на ее фоне изображены различные житейские сюжеты.

В 2019-м упоминание о полотне чаще других мелькает в минских новостях. Печаль с ним вот какая: здание, в интерьере которого оно нарисовано, сейчас на ремонте. Постройку внутри и снаружи обновляют, а панно — нет. Картину, выполненную в технике темпера, до лучших времен зашьют гипсокартоном, по крайней мере пока принято именно такое решение.

Произведению больше 40 лет, за это время его никогда не реставрировали. Понятное дело, изображение потрескалось, краска местами откололась. Восстанавливать картину размером 3,5 м в высоту и 15 м в длину — дорогое удовольствие. Поэтому, изначально просчитав расходы на ремонт, администрация делать этого не планировала, утверждая, что проще новую нарисовать. К тому же охранного статуса у панно нет, значит, руководство учреждения может поступить с ним на свое усмотрение. Зоя Литвинова, узнав о том, что погибает ее последняя монументальная работа в Минске, высказалась, что согласна восстановить ее бесплатно. Но ремонт к тому моменту был уже затеян и во многом выполнен без учета особенностей советского произведения. Дело не продвинулось. Теперь причина не только в деньгах, но и в общей стилистике интерьера: впишется ли «Моя родина» в современный дизайн?

Сграффито

Место: Минский городской дворец культуры (ул. Маяковского, 129г)

Название: «Труд», «Искусство»

Авторы: Гавриил Ващенко, Владимир Стельмашонок

Год: 1963

Дворец открылся после долгого ремонта чуть больше года назад — в мае 2018-го. По словам директора Николая Казюлина, когда только приступили к обновлению здания в 2007-м, оно находилось в полуразрушенном состоянии. Первостепенной задачей было спасти саму постройку, а потом уже произведения искусства, которые шли к нему в дополнение.

Знаменитое панно на фасаде, увы, сохранить не удалось. Здание так долго не ремонтировали, что восстановить изображение не представлялось возможным. Ведь что такое сграффито? Это вид отделки штукатуркой, по которой вырезают рисунок. В итоге он получается рельефным. В 1960-х монументальное искусство в Беларуси только начинало развиваться, у художников не было должного опыта, да и технической базы тоже. А штукатурка — дешевый и доступный материал. Такие произведения не могут существовать столетиями. Поэтому спустя полвека спасать там было нечего. Вместо «Труда» и «Искусства» на фасаде нарисовали белорусский орнамент.

К слову, еще одно произведение, которого лишился дворец после реконструкции, — мозаика «Аисты» в бывшем танцевальном зале. Авторы те же. Какой она была, можно увидеть на редких фотографиях, а также в эпизоде советского фильма «Саша-Сашенька» (1965), в котором снялся Владимир Высоцкий.

Роспись

Место: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (пр. Победителей, 8)

Название: «Великая Отечественная война, 1944 год»

Автор: Михаил Савицкий

Год: 1971

Старого здания музея истории Великой Отечественной войны (проспект Независимости, 25а) не существует уже пять лет — его снесли в 2014-м. Весь скарб переехал в новый корпус. Но что стало с монументальными произведениями, которые украшали интерьер?

Одно из них — внушительная роспись Михаила Савицкого, посвященная теме войны. Кто ее помнит? Писалась, кстати, специально под это здание. Далеко не в каждой столичной постройке, даже административной, найдется подходящая стена, на которой уместится картина 7,5 м в высоту и 6,6 м в ширину. Она располагалась напротив лестницы, соединяющей второй и третий ярусы. Писал ее художник на листах ДВП, которые на совесть приколотили гвоздями к стене. За «Великую Отечественную…» Савицкий в 1973-м получил Государственную премию СССР. Произведение было не просто декоративным дополнением интерьера, а гражданско-публицистическим высказыванием автора. Оно наполнено его глубокой личной драмой.

Произведение Михаила Савицкого аккуратно сняли со стены в старом здании, отреставрировали, — пояснила главный хранитель фондов музея Светлана Потупчик. — Восстанавливали по частям. Сейчас роспись — единица хранения, находится в наших фондах. Ее создавали специально под интерьеры старого здания музея, а в новом специфическая планировка, нет подходящих площадей для ее экспонирования.

И еще: в фойе старого здания музея размещался витраж «Война» (1967) И. Рея и И. Эйдельмана. Литой, из толстого красно-желто-оранжевого стекла. История с ним запутанная. Так как витраж не был музейной единицей хранения, то в новое здание его не перевезли. Где он сейчас, в музее не знают.

Энкаустика

Место: Минской городской центр олимпийского резерва по борьбе имени трехкратного олимпийского чемпиона А. В. Медведя (ул. Калиновского, 55Б)

Название: «Старый и новый Вильнюс»

Авторы: Зоя Литвинова и Светлана Каткова

Год: 1976

Кинотеатр «Вильнюс» строили по типовому проекту. Хоть здание и близнец Дома кино, прежде «Партизана», архитекторы постарались сделать его оригинальным. У него было свое лицо: фасад декорировали мраморной крошкой, керамической плиткой, алюминием.

Но на этих излишествах не остановились. Корреспонденты газеты «Вечерний Минск» в номере за 16 февраля 1976 года сообщали: «Постарались на славу и художники. В фойе кинотеатра Зоя Литвинова и Светлана Каткова в национальной литовской манере, используя технику восковой живописи, создали интересное панно. В центре картины — женщина, олицетворяющая собой Литву. Этот собирательный образ дополняют массовые сцены. Вся роспись разделена на две части. Первая половина посвящена истории Вильнюса, его древней архитектуре, скульптурным памятникам, левая знакомит с сегодняшним днем города, делами его жителей».

Молодые художницы нарисовали конкретных исторических личностей: поэтов, живописцев, музыкантов. Цвета полотна, как и у «Моей родины», контрастные — выделялись желтые и зеленые оттенки.

Последний раз кино в «Вильнюсе» показали в январе 2004 года, после чего здание закрыли для радикальной переделки. Панно, которое, кстати, получило охранный статус, не сохранили.

Справочно

Энкаустика — техника живописи, которая предусматривает нанесение рисунка красками, смешанными с нагретым воском.

Гобелен

Место: Национальный академический Большой театр оперы и балета

Название: серия гобеленов

Автор: Александр Кищенко

Годы: 1970-е

Очередной ремонт в Большом театре в 1967-м как раз пришелся на период подъема монументального искусства в СССР. В следующем десятилетии интерьер самого грандиозного по масштабам театра Беларуси украсили творения автора, также всегда работавшего с размахом, Александра Кищенко. Стены второго этажа украсили шесть тканых росписей, которые удивительно вписались во внутреннее пространство: «Беларусь», «Музыка. Вдохновение», «Покорение космоса», «Октябрь», «Революция», «Первопечатник». Площадь каждого — 15 кв. м. Старожилы вспоминают: на гобелены приходили посмотреть специально — они были самодостаточными артефактами независимо от здания, в котором располагались.

Прошли годы, и настало время нового ремонта — 2000-е. После него интерьер стал более классическим, максимально приближенным к лангбардовскому проекту: на стенах и полах по оригинальным эскизам восстановили мозаики, во время ремонта использовали дорогостоящие мрамор и гранит. Гобеленам в таком буржуазном дизайне места не нашлось, и их передали на хранение в Белорусскую государственную академию искусств. После смерти художника авторские права на произведение принадлежат его вдове Нине Кухаренко. Со времен ремонта в Большом тканые полотна ни разу не экспонировали.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ