Проникновенные пейзажи Александра Адамова украсили галерею «Университет культуры»

Фактурные картины молодого художника Александра Адамова представили в галерее «Университет культуры», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспозиция с характером и от других, классических, отличается разительно. С порога зритель попадает в мастерскую. Ворох зарисовок и набросков; лирические четверостишия, записанные на вырванных из тетрадок страницах; наспех заправленная постель; стопки книг. А еще – воспоминания художника из детства, запечатленные в черно-белых фото и артефактах. Так возвышенно Александр Адамов называет предметы, которые выступают своеобразным ключом к каждой картине.

Остов деревянного самолета, оконная рама с потрескавшейся краской и миниатюрные рамки с сотами для ульев, пожелтевшая от времени подушка с распоротым боком и изломанный многогранник… Все эти детали органично вплетены в холст. Пересыпаны песком, выложены гербарием, перемотаны проволокой.

Может показаться, что в одной картине слишком всего намешано. Отнюдь. Стоит вынуть одну деталь – и холст-мозаика рассыплется. Оставленный, как говорит автор, пейзаж потеряет свою фактурность.

— Пейзажи оставлены по двум причинам, — поясняет Александр Адамов. — Оставлены человеку как дар. Или оставлены человеком, опустошенные его действиями, пугающе тихие. А каждый предмет — рамка, подушка, остов игрушки-самолета — это ассоциация, воспоминание.

Название выставки — «Взгляни на дом свой». Вкладывать в него можно разный смысл. Соотносить с домом природу или вспоминать свой собственный дом. А можно провести параллель с книгой американского писатель Томаса Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел».

— В ее предисловии есть фраза: «Мы результат бесчисленных сложений, которые сосчитать нам самим невозможно». Так же и мои картины — бесчисленные сложения, — рассуждает художник.

На каждую из работ смотришь через призму. В этой роли выступает оконная рама или рамки для ульев: сквозь окошки сот видны фрагменты черно-белых снимков.

Картины буквально затягивают. Зритель не стоит перед холстом. Он там, внутри. Неспешно бредет по пожухлой траве, заглядывает за деревянные ставни, рассматривает желтые маки.

Александр Адамов надеется, что все-таки эти пейзажи оставлены не нами, но для нас.

Те же цветы как признак красоты, жизни, — отмечает художник. — Мол, смотри, человек, и сделай лучше, сделай красивее для будущих поколений. Мы обязаны строить, а не уничтожать.

Фото Павла Русака

ТОП-3 О МИНСКЕ