«Прощай, мы расстаемся навсегда». Что вдохновило Вячеслава Добрынина на написание шлягера
Он мог стать историком, а стал певцом и композитором — любимцем советских женщин. В чем секрет популярности песен Вячеслава Добрынина и почему артист писал шлягеры о разлуке — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото ТАСС
Болевые точки
Удивительно, но факт: даже ненавистники поп-музыки, пребывавшие в конце 1980-х в сознательном возрасте, помнят и могут напеть такие хиты, как «Не сыпь мне соль на рану, не говори навзрыд…» или «Ягода-малина нас к себе манила…» и им подобные. Это сейчас можно спрятаться в удобном тебе медиапотоке и ничего другого не слышать. А тогда на нескольких общедоступных теле- и радиоканалах, даже включив актуальную для себя программу, например «Взгляд», человек неизбежно нарывался на эти песенки. Они же звучали из репродукторов в городах. Исполнители собирали концертные залы, так как поэты и композитор Вячеслав Добрынин знали элементарные болевые точки преимущественно домохозяек от 35 лет и выше: сожаление о разлуке с любимым, горечь предательства, вызывавшие лирические колики и пробивавшие слушательниц на слезу. Сейчас подобный «секретный» музыкальный эликсир тоже успешно приготовляют. Например, Стас Михайлов, собирая многотысячные залы. В основном одинокие несчастные женщины, несут ему свои, по сути, сиротские деньги. Но не будем сравнивать. Добрынин, в отличие от Михайлова, прежде всего не исполнитель, а композитор, написавший десятки шлягеров на любителя.
О личном
Интересная подробность, которую Вячеслав Григорьевич не скрывает: его отец, подполковник Галуст Петросян, и мать, медсестра Анна Антонова, познакомились на фронте. Войну заканчивали вместе в Кёнигсберге. Их даже вроде как расписал начальник военно-полевого госпиталя, имевший на это право. В 1945 г. они разъехались по домам, мать — в Москву, отец — в Ереван. А в 1946 г. родился Вячеслав. Семейное предание гласит: строгая армянская семья не позволила Галусту жениться на русской. Безусловно, такое могло быть. Но, честно говоря, Азия радушно приютила миллионы русских, эвакуированных в годы войны, и ничего против них не имела. Поэтому в запрет на межнациональной почве верится с трудом. Скорее, причина в другом. Петросян, начал делать карьеру, что называется, по партийной линии, даже стал членом ЦК компартии Армении. Очень скоро после войны военно-полевые романы в партийной элите стали считать аморальными, мол, воевать надо было, а не устраивать личную жизнь. Поскольку Галуст за всю дальнейшую жизнь (а умер он в 1980 г.) так и не решился увидеть сына, наверняка воспринимал отношения с Анной как нежелательный компромат, тем более у него появилась новая семья. Очевидно, поэтому темой песен маэстро стала разлука. Подсознательно отложилась в памяти боль матери, которая тщетно пыталась найти адрес Галуста через Минобороны.
Впрочем, Анна держалась стойко. Смогла дать парню хорошее воспитание и образование. Он учился в престижной московской школе № 5, потом окончил МГУ по специальности «историк искусств». Но его, как и многих ровесников, подхватила волна битломании и унесла в советскую музыкальную индустрию, существовавшую в предлагаемых обстоятельствах.
Мало было создать вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) — требовалось попасть всем составом в штат любой из областных филармоний страны, пройти цензурирование текстов песен, художественный совет. Только после этого в штате ансамбля появлялся директор-организатор гастролей. Вначале речь шла не о турах по городам-миллионникам, а о выступлениях перед геологами, нефтяниками, геофизиками, буровиками, строителями и оленеводами Крайнего Севера где-нибудь на Ямале, в Тюмени, Салехарде! Конечно, радовали северные суточные, но оклад мог составлять всего 130 рублей в месяц. Хотя в 1970-е для артистов существовало 16 надбавок, например, за исполнительское мастерство. Если обрасти связями и добиться этих тарифов, то можно было получить в кассе в четыре раза больше при средней зарплате по стране 110 рублей.
Первым успехом на эстраде Добрынина как композитора считается песня «На Земле живет любовь» на стихи Леонида Дербенева, которую исполнил ВИА «Веселые ребята». Но эту мелодию, наверное, мало кто помнит. Зато по сей день не забыли другую.
Радовало разнообразие
Все критики однозначно сходятся во мнении: главный хит своей жизни Добрынин написал почти 50 лет тому назад, в 1975 г.:
Прощай, от всех вокзалов поезда
Уходят в дальние края.
Прощай, мы расстаемся навсегда
Под белым небом января.

Солист ВИА «Лейся, песня» Игорь Иванов
Прекрасные строчки Дербенева, врезающиеся в память. Впервые песню исполнил солист ВИА «Лейся, песня» Кемеровской филармонии Игорь Иванов. Ее же издала фирма «Мелодия» на пластинке ансамбля. Иванов за запись получил 9 рублей… Диск издали 30-миллионным тиражом! Представьте, сколько «Мелодия» зарабатывала, продавая пластинки такого формата по 2 рубля 50 копеек за штуку! Всё это, как говориться, в казну партии и правительства. Зря на СССР наводят напраслину, дескать, все отрасли в годы застоя стали убыточными. Некоторые, как мы видим, очень даже преуспевали.
Любопытно: первое исполнение звучало заунывно, медленно, почти как плачь… Потом «Прощай» по-армейски бодро и весело исполнил Лев Лещенко, и хит обрел еще большую популярность.
В следующие 10 лет композитор сочинял шлягеры для многих ансамблей и звезд советской эстрады, но продолжал оставаться «темной лошадкой» для публики. Обрести широкую известность как исполнителю помог случай. В 1986 г. Михаил Боярский должен был петь хит Добрынина «Вот и расстались» в телепрограмме «Шире круг», но не смог приехать из Ленинграда. Возникла идея: песню исполнит автор. После этого эфира в Останкино пришел шквал писем. Вот что телевизор животворящий делал! Зрительницы оценили карие глаза и голос с хрипотцой 40-летнего маэстро. Добрынин начал исполнять свои шлягеры самостоятельно и писать новые. Популярность позволила пуститься в «чёс» по стране, зарабатывая фантастически. В Минске он тоже собрал стадион «Динамо» в 1989 г. Забавное время было. Когда на «Динамо» пел Добрынин, поклонники «ДДТ» и всего рока затыкали уши. То же самое делали поклонники Добрынина, когда на нашем центральном стадионе раздавался голос Юрия Шевчука. Но это радовало: появились разнообразие в музыке, свобода выбора!
Еще материалы рубрики:
«Куда уходит детство». Как знаменитая Алла Пугачева согласилась исполнить песни в детском кино
Создавая хиты для фильма «Приключения Буратино», композитор преследовал автора слов даже в отпуске
Текст хита Пугачевой «Не отрекаются любя» был написан вовсе не в 1970-е, а в годы войны в госпитале
Смотрите также: