Проще ориентироваться в городском пространстве пешеходам и водителям поможет ряд новшеств

Еще в начале прошлого десятилетия Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) предложила городу концепцию пространственного ориентирования пешеходов и автомобилистов.

Что удалось воплотить в жизнь, а какие темы отложили на перспективу?

Навигатор для машин

– За основу системы транспортного ориентирования мы взяли три транспортных кольца столицы и расходящиеся от центра города радиальные магистрали, – рассказывает председатель правления БАЭС Юрий Важник. – В ГАИ тогда поддержали эту концепцию и стали осуществлять мероприятия по ее внедрению. Ведь всем понятно: если водители плохо ориентируются на дороге, не знают, где поворачивать или съезжать с главной дороги, это чревато опасными маневрами и авариями.

Сегодня на МКАД и многих магистралях внедрена основная сеть ориентиров. Но, надо признать, полноценной ее пока назвать нельзя. Ограниченность в средствах не позволила использовать ряд элементов, которые улучшили бы всю систему ориентирования и сделали движение по кольцевой более безопасным. Например, на больших магистралях вообще и МКАД, в частности, знаки должны располагаться не сбоку от дороги, а над ней. Но это недешевое удовольствие.

А на городских улицах в последние годы возникла новая проблема: пространство вдоль трасс стали рассматривать с точки зрения рекламного потенциала. Поэтому массово появляются обозначения малозначительных объектов, которые не помогают ориентироваться водителям, а, наоборот, мешают.

Дальнейшее развитие системы ориентирования на МКАД и въездных магистралях мы связываем с интеллектуальной транспортной системой. В рамках внедрения ИТС будут созданы порталы – конструкции над дорогами, на которых можно размещать как обычные указатели ориентирования, так и динамическую информацию. К примеру, на табло водители смогут прочитать, что в данный момент в направлении центра города поворачивать нельзя, нужно проехать еще 2 км. Словом, это будет конгломерат из обычных знаков и табло, информирующих о текущем режиме движения.

А рекламные знаки должны быть просто убраны с улицы или, по крайней мере, жестко регламентированы.

Пешеходная карта для туриста

В 2010 году БАЭС разработала Концепцию пространственного ориентирования пешеходов, заказчиком которой выступил Информационно-туристический центр «Минск».

– Часть концепции воплотили в жизнь к чемпионату мира по хоккею 2014 года, – отмечает Юрий Петрович. – Схема движения пешеходов, включающая в себя более 50 указателей, частично покрывает туристические места центра города. Этот проект оценили не только минчане, но и гости, в том числе представители туриндустрии других столиц, приезжающие к нам обмениваться опытом. Такой отзыв я услышал от рижан, недавно побывавших в Минске. В этой работе мы опирались на опыт многих стран, в том числе Великобритании, Швеции, Норвегии, Германии. Хотя, конечно, финансовые возможности у нас очень разные. Например, в Лондоне общегородская система навигации туристов базируется на изображениях каждого объекта, смоделированных в 3D-технологии. Мы не можем позволить себе такие расходы. Но для иллюстрации объектов используем уникальные качественные фото.

Кстати, оператором новой системы ориентирования в центре столицы закономерно стала БАЭС. Что значит «оператор» в данном случае?

– Раз в неделю наши сотрудники отслеживают, в каком состоянии знаки и указатели. Часто обнаруживаются признаки вандализма, хотя в большинстве случаев можем устранить их благодаря антивандальному покрытию. Кроме того, указатели устаревают физически, а информация периодически становится неактуальной – какие-то объекты закрываются, другие открываются, в городе постоянно что-то ремонтируют, переносят. Все это требует постоянного контроля.

Ориентиры для пассажиров

Изменения в столичной системе навигации в ближайшее время станут заметны не только туристам, но и минчанам, в том числе тем, кто пользуется общественным транспортом.

НА ВОКЗАЛЕ часто бывают не только туристы, но и обычные жители нашей страны, пассажиры и провожающие-встречающие. Что делается для того, чтобы облегчить им поиск нужных объектов на крупном пассажирском терминале?

– К 2014 году была модернизирована система ориентирования на минском железнодорожном вокзале. Речь идет в основном о систематизации объектов ориентирования, цветовых решений, символов и наполнения указателей полезной информацией. Кроме того, в определенной мере упорядочена реклама, большое количество которой мешает воспринимать нужные пассажирам сведения. Надо сказать, в последнее время количество замечаний пассажиров об информационных неудобствах на вокзале намного сократилось.

Но, как и на МКАД, здесь в основном использовались уже существующие носители информации. Так что некоторые белые пятна остались. Например, при входе в здание вокзала есть эскалатор, движущийся вверх. Над ним, по идее, должен располагаться указатель о том, куда он ведет…

Справочно

Минским вокзалом внедрение системы визуального ориентирования и информирования не ограничилось. По заказу БЖД на основе полученного опыта разработаны стандарты для создания таких систем на станциях и вокзалах железной дороги. И если раньше каждое отделение выполняло подобные элементы информирования и ориентирования разными цветами и шрифтами, то теперь они должны действовать по единому образцу. Например, столичные остановочные пункты городской электрички, когда приходит пора обновлять указатели, делают это уже по разработанным недавно стандартам. Главный принцип: Белорусская железная дорога – серьезный бренд, который должен быть узнаваем везде.

В МИНСКОМ МЕТРО система ориентирования претерпела некоторые изменения тоже к чемпионату мира по хоккею.

– Основные проблемы ориентирования в подземке связаны с тем, что станции задумывались разными архитекторами, каждый из которых имел свое представление о визуальной информации для пассажиров, – считает Юрий Важник. – Сейчас применена единая концепция ко всем станциям, заменено содержание указателей: названия объектов написаны на белорусском и английском языках.

И руководство метрополитена инициирует новые решения, позволяющие пассажирам быстро определяться, куда им нужно идти. Понятно, что у прибывающих и отъезжающих пассажиров разные потребности. Тем, кто приехал на станцию, нужно знать, что расположено на поверхности. Тем, кто спустился вниз, необходима иная информация – как добраться до другой станции, другого района.

С учетом этого разрабатываются проекты по двум действующим и четырем проектируемым станциям метро. Действующие – это «Кунцевщина» и «Уручье». На каждой – свои первоочередные и второстепенные объекты притяжения пассажиров.

– Например, рядом со станцией «Кунцевщина» расположены рынок, универсам, отделение банка, кафе и другие объекты, – уточняет эксперт. – Мы разделили их на обязательные (такие как рынок, универсам) и прочие, которые могут быть на указателях, а могут и не быть.

Уже на платформе пассажир увидит эти обозначения, чтобы сразу, по выходе из поезда определиться, идти ему направо или налево. Далее, в переходах и на поверхности должны быть совместимые указатели и схемы, которые помогут добраться до нужных дома, объекта, остановки.

Входящие на станцию увидят принципиально новый вариант схемы метрополитена. В чем ее новизна?

METRO MAP_124-01

Во-первых, добавлены ключевые объекты – микрорайоны, городская железная дорога, основные линии наземного транспорта, прилегающие к подземке, по которым можно доехать до микрорайонов. Их условные обозначения тоже нанесли на схему. Теперь пассажир видит, с какой станции с какими пересадками можно добраться в центр, микрорайоны, на вокзалы. Во-вторых, изменен дизайн, структурированы цвета, а вместо вертикальных названий станций, неудобных для чтения, сделали надписи под углом 45°.

Также на схемы нанесут и другую важную информацию: объекты сервиса, электронные ссылки на расписание движения транспорта, режим работы и телефоны различных служб метро. Размещение схем диктуется реальным или прогнозируемым потоком пассажиров.

На «Кунцевщине» такую схему планируют разместить на стенке посреди платформы, причем именно со стороны линии, по которой поезда идут в центр.

П11photo

На станциях, где нет таких стенок, можно найти другие варианты закрепления схемы – подвесить, поставить…

Работая над этими задачами, специалисты предложили еще одно решение.

– Когда-то в Москве попал в неприятную ситуацию: не смог встретиться с человеком, поскольку мы по-разному поняли выходы из подземки. Он ждал на одном, я на другом, – вспоминает Юрий Важник. – Эта проблема существует и у нас. Поэтому мы ввели понятие выходов № 1, 2, 3, 4. Эти четыре номера появятся в дальнейшем на указателях.

НА ОСТАНОВКАХ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, особенно вдали от центра города, пассажирам сегодня предлагается определенная информация о движении автобусов, троллейбусов или трамваев, а вот указатели, позволяющие быстро сориентироваться в пространстве, отсутствуют.

LK2A2914 copy

На периферии особые требования к визуальным средствам ориентирования: они должны быть относительно дешевы, устойчивы к вандализму, а содержащаяся в них информация должна предназначаться не столько для туристов, сколько для обычных пешеходов.

LK2A2908 copy

– Мы взяли за аксиому, что остановки общественного транспорта – своего рода концентраторы внимания людей, – поясняет руководитель БАЭС. –Человек, не знающий, куда направиться от этой точки, попадает сюда, скорее всего, на автобусе, троллейбусе или трамвае. Поэтому ему нужны какие-либо ориентиры. На двух остановочных павильонах у здания, где располагается наша организация, мы повесили пробные схемы нового образца. На них – карта прилегающего к остановке района; расписание транспорта, проходящего здесь; информация, куда и как можно отсюда добраться. Словом, всё, что нужно пассажирам и пешеходам в этой точке.

LK2A2929

Подобные схемы в ближайшее время появятся на новых терминалах транспорта на Привокзальной площади.

Справочно

Качественный информационный указатель, оказывается, надо рассчитывать по формулам. Среди характеристик, которые выражаются в цифрах, есть такие, как общее время чтения, объем полезной информации, простота восприятия и даже энтропия. Если человек может прочитать текст или увидеть значки без напряжения, потратив на это, в зависимости от содержания, от нескольких секунд до полминуты, то качество приемлемое… Такие расчеты, наряду с исследованиями потоков людей, их потребностей, вариантной визуализации, стали обязательными при создании столь нужных и необходимых городских атрибутов, которые помогают нам определиться, где мы и куда нам надо идти.

Самое читаемое

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Цвет третьей ветки метро на реальных картах останется таким же? Дизайнер хорошо подумал о том, что светло-зелёный цвет на белом фоне неразличим?

  2. Ну и еще интересно, почему трамвай №6 ходит не в Зелёный Луг, а на Озеро…

    • спасибо за внимательность! Передадим Ваши замечания разработчикам. Принимаются и другие пожелания и поправки

      • На схеме пазначана, што на станцыях «Трактарны завод» і «Пл.Я.Коласа» можна перасесьці на трамвай, але падобнай інфармацыі пра станцыі «Пл.Перамогі», «Партызанская» ды «Пл.Незалежнасьці» няма.

  3. Памылка ў назьве станцыі «Аўтазаводская» і яе трансьлітарацыі, станцыі чыгункі «Трактарны», напісана Traktorny замест Traktarny. Брылевічы напісаныя з расейскай літарай, і памылка ў іх жа трансьлітарацыі, Brylevičy, а трэба Brylievičy.

Комментарии закрыты