Проверка слуха: в минском гипермаркете разместили незаконную рекламу?

В редакцию агентства «Минск-Новости» обратился читатель, возмущенный рекламой алкоголя, которая размещена на противокражных системах у каждой кассы столичного гипермаркета. Не заметить это сообщение сложно: покупатель невольно задерживается у изображения, когда расплачивается за товар. Открытая реклама водки в стране, где действует жесткое регулирование продвижения алкогольной продукции, – как такое получилось?

20150217_125411zamazyukana1

Мы поддержали читателя в его сомнениях относительно законности данного способа продвижения алкогольного продукта: реклама, содержащая изображение потребительской тары алкогольных напитков, наименование видов указанных напитков, запрещена, согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе». И обратились за экспертным мнением в отдел по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг:

– Эта реклама законна, поскольку размещена в месте продаж. Соответственно, использование слова «водка», изображение тары – всё законно, реклама не наружная и ограничения статьи 17 Закона ее не касаются, – пояснила Ирина Летняк, начальник отдела.

Если размещение законное, возникает следующий вопрос: как изображение водки, размещенное у каждой кассы магазина, влияет на желание покупателей употреблять алкоголь – не способствует ли это пьянству?

– Такая реклама никак не повлияет на увеличение потребления алкоголя, – говорит психолог, гештальт-терапевт Наталья Минчук-Сычева. – Пропагандой может быть сообщение, которое создает иллюзию, мол, легкий способ достичь желаемого – всего лишь купить и выпить то, что вы видите на экране. Например, показано, что, выпив именно этот напиток, станете успешным, счастливым, привлекательным. Влияние рекламы, которая не дает таких обещаний, а всего лишь демонстрирует продукт, иное. Она увеличивает количество касаний: выбирая между продуктами разных марок, покупатель скорее отдаст предпочтение той, которую видел в рекламе. Но если человек не собирался покупать такой продукт (в нашем случае алкоголь), он вообще не заметит эту рекламу. Психология человека такова, что мы не можем с равномерным вниманием замечать все подряд, а выделяем из окружающего мира лишь то, что актуально сейчас. И потому такая реклама на стендах в магазине поддержит и направит в определенную сторону потребность в алкоголе, если она есть. Если же потребности нет – никакого воздействия не окажет.

Также психолог подчеркнула, что изображение водки в магазине не повлияет на детей и подростков:

– Здесь важно помнить одну хорошую фразу: не воспитывайте детей, все равно они вырастут похожими на вас, воспитывайте себя. Самое значимое влияние оказывает в первую очередь семья. Происходящее в семье, атмосфера, в которой растут дети, определяют то, какими будут отношения ребенка с алкоголем. И уж потом включается влияние остального общества. Если в семье ровное и спокойное отношение к алкоголю, без сильных перекосов в любую сторону (пить много или не пить совсем и делать культ из трезвости), то и дети будут расти довольно устойчивыми к влиянию и рекламы в том числе. Если же полно внутренних проблем, и нет тех, кто научит справляться, то влияние рекламы, которая обещает простые и легкие способы стать успешным и счастливым, оказывается все более велико.

Соответственно, несмотря на опасения читателя, размещение рекламы с водкой не провоцирует трезвенников на то, чтобы опрокинуть рюмку, а склонных к употреблению алкоголя, не толкает к пьянству.

 

Еще новости по теме:

В Минске 30 % нарушений в сфере наружной рекламы связаны с пропагандой употребления алкоголя

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ