Проверяют слух, ритм и память. Через что проходят юные дарования, чтобы получить профессию музыканта
Их сравнивают со спортсменами: режим и многочасовые ежедневные тренировки. Через что проходят юные дарования, чтобы получить профессию музыканта, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».
На пл. Свободы, 7, напротив городской ратуши, расположено здание с 300-летней историей. В любую пору года из окон четырехэтажной постройки доносится музыка. Лучше всего она слышна во внутреннем дворике, куда не доходит уличный шум. Если заинтересоваться звучанием, на мгновение остановившись под этими чудными окнами, можно побывать на выступлении симфонического оркестра! Вот с четвертого этажа слышен баян, а чуть ниже демонстрирует свою певучесть скрипка.
А из соседнего окошка солирует фортепиано…
В здании, которое назвали памятником архитектуры, некогда размещались иезуитская школа, дом губернатора. А с 1918-го — различные государственные учреждения. Мелодии зазвучали здесь еще до Великой Отечественной. В исторических стенах получила прописку музыкальная школа при консерватории, а ныне Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки.
Две школы в одной
Нас сразу предупреждают: не стоит пугаться, если прозвенит звонок. Здесь он очень громкий. Дети музицируют и могут не услышать сигнала на перерыв. Учебный процесс в гимназии построен интересным образом. В расписании есть привычные математика, русский язык, история, но к ним добавляются, скажем, сольфеджио или теория музыки.
— Наше учреждение основано в 1935 году как отделение юных дарований при Белорусской государственной консерватории, — рассказывает директор Наталия Коротина.
Цель была одна — отбирать самых талантливых детей со всей республики. Применялась система «непрерывного образования». Ребята поступали в школу и проводили здесь многие учебные годы, получая начальное, базовое и общее среднее образование наряду с профессиональным музыкальным.
— И мы сохранили эту непрерывность. Наши юные исполнители могут посещать занятия у выдающихся профессионалов своего дела, преподавателей творческих вузов. С раннего детства и до получения специальности ученики с нами, — замечает Н. Коротина. — Профессия музыканта прекрасна, но она невероятно трудна! Требует большой отдачи, бесконечных занятий и репетиций.
В 2-й класс ребят зачисляют по конкурсу. Они проходят психолого-педагогическое собеседование и проверку способностей в области музыкального искусства.
Отбор детей — это своеобразное волшебство. Но чуда не случится, если у малыша нет музыкальных способностей. Этот факт бывает тяжело принять родителям, которые привели ребенка на прослушивание. Большинство педагогов колледжа с высшей категорией, внушительным опытом, который исчисляется несколькими десятками лет. Преподаватели просто сканируют детей, видят и слышат, к какому направлению, инструменту есть предрасположенность.
Тест на талант
Н. Коротина рассказывает, что есть традиционные методы выявления музыкального таланта, апробированные годами. Благодаря им можно выделить самых способных.
Проверяются слух, ритм и память.
— Обязательно рассматриваем и умение петь. Родители часто рассказывают о том, что ребенок любит это занятие. Но мы сталкиваемся с тем, что большинство детей не поют, а скорее декламируют произведение, — замечает директор гимназии-колледжа.
А как проверяют память? Маленький музыкант заранее учит стихотворение. Кто-то читает внушительные отрывки из поэм, а кто-то ограничивается четверостишием.
— Наши дети должны проходить огромный объем материала, учить наизусть большое количество произведений, участвовать с ними в концертах. Это неотъемлемая часть качественного музыкального воспитания, — поясняет Н. Коротина. — Очень часто наших учеников сравнивают со спортсменами, у которых есть тренировки, режим.
Юный музыкант ежедневно должен успеть позаниматься, иначе теряется количество наигранных часов. Если говорим об уровне гимназии (5–9-е классы), то стабильно четыре часа в день! Но поинтересуйтесь у ребят — они занимаются в удовольствие и просто не замечают, как летит время.
Дарья Бобко, преподаватель по классу саксофона, показывает, как проходит отбор ребят. Это этап даже для тех, кто идет в подготовительную группу.
— Конечно, все в игровой форме, чтобы малыши не испытывали стресса, — объясняет Дарья.
Проверяю свое чувство ритма. Преподаватель нахлопывает ладонями сначала простые ритмические рисунки. Насчитала 4 хлопка. Повторила. Нетрудно. Но задача усложняется: уже 10 хлопков и, как мне кажется, без всякого ритма. На втором упражнении сбилась. Дарья Бобко смеется: вместе с ритмом проверила заодно и способность его запоминать, чувствовать время между хлопками. Это важный момент при подготовке молодых музыкантов.
— При поступлении на подготовительное отделение стараемся дать шанс каждому ребенку, ведь нельзя сбрасывать со счетов его волнение. При зачислении в 2-й класс способности просматриваем более детально, глубоко. Конкуренция среди юных дарований немаленькая, — поясняет Д. Бобко.
Фортепиано и гитара — самые популярные музыкальные инструменты. Желающих их освоить всегда много. Кроме того, есть довольно редкие, например арфа или гобой.
Начинающие музыканты могут взять напрокат инструменты для занятий. Такую возможность предоставляют в колледже.
При поступлении в гимназию-колледж может потребоваться справка от врача-фониатра. Прежде всего это касается тех, кто идет на хоровое отделение. Интенсивные занятия предполагают большую нагрузку на связки. Потому следует провести диагностику своего голосового аппарата, прежде чем петь в хоре.
Студия звукозаписи
В 2020 году учебное заведение пережило реконструкцию с модернизацией. Историческую часть здания реставрировали. А внутри — современный ремонт и оборудование. Например, здесь разместили студию звукозаписи. В помещении изначально располагалась фонотека. Стояли большие стеллажи со старыми грампластинками и проигрывателями. Ребята приходили в эту чудную библиотеку музыки — рудимент старой эпохи — и прослушивали все, что требовалось для образовательного процесса.
— Сейчас наш фонд оцифрован. С помощью новейшего оборудования и лицензионного программного обеспечения учащиеся могут записывать авторское исполнение произведений. Приходят сюда с педагогами, чтобы потом прослушать запись, выявить недочеты. Также готовят видеозаявки для конкурсов, — рассказывает заведующий лабораторией звукозаписи Евгений Зуев.
Ударным темпом
В кабинете для занятий на ударных много пространства отведено под маримбу. Инструмент напоминает увеличенный в несколько раз ксилофон. Снизу к нему подвешены трубки, похожие на те, что используют в органе. Рядом ютится барабанная установка как у рок-музыкантов.
Шестиклассник Михаил Шинкаренко берет в руки четыре палочки с обмотанными нитками головками.
— Ах, надо еще инструмент опустить, — мальчик быстро крутит сбоку маримбы рукоятку. И вся конструкция медленно подстраивается под его невысокий рост. Михаил стучит по деревянным планкам.
— Звучание действительно похоже на органное исполнение. Оно наполненное, теплое. Но, если взять другие палочки, мелодия изменится, — объясняет парень.
Палочки могут быть полегче и потяжелее, с резиновым наконечником или полностью деревянные. Но есть определенная закономерность: чем палочка меньше, тем звонче и задорнее звучание самого инструмента.
Михаил рассказывает, что очень давно, в раннем детстве он увидел игру барабанщиков и захотел попробовать так же.
— Сначала бабушка подсунула кастрюли. Я стучал по ним ложками. А потом на день рождения мне подарили детскую ударную установку. Да, там были не супербарабаны, но первоначальные навыки получил, — вспоминает юный исполнитель.
Затем он поступил в пятый класс гимназии-колледжа, выбрав направление ударных инструментов. И здесь оказалось такое разнообразие!
— Я хотел играть на литаврах, малом барабане, маримбе, ксилофоне, виброфоне… А в шкафу еще полно перкуссий — инструментов, которые издают очень интересные звуки, шумы. Да, были трудности: зажаты руки. А ведь у музыканта должны очень хорошо работать пальцы, быть совершенно свободными запястья. Играл гаммы, делал специальные упражнения, — рассказывает Михаил о своем нелегком творческом пути.
Дома у гимназиста есть гантели, чтобы тренировать предплечья. Мышечная сила необходима: произведения бывают продолжительными. Попробуй постучать палочками в бешеном темпе в течение шести минут! А Миша может. Уже много выступал на концертах, в том числе на международных. И очень гордится тем, что здесь учится.
Главная Снегурочка страны
После уроков со скрипкой в руках спускается по лестнице четвероклассница Анна Сухая. Просим девочку уделить нам немного времени. Оказалось, она выпускница шоу «Голос» в Москве, поет, играет и уже вполне сформировавшаяся актриса.
— Была главной Снегурочкой страны на Президентской елке, — особенно подчеркивает это личное достижение девочка.
На Октябрьской площади Аня вместе с Дедом Морозом торжественно зажигала огни на зеленой красавице.
— Опыт хороший. Главное было слова не забыть, — улыбается девочка. — А еще я до сих пор верю в Деда Мороза и всем детям советую.
Спрашиваем, не тяжело ли ежедневно носить с собой футляр со скрипкой, а за плечами — тяжелый школьный ранец?
— Все скрипачи носят инструмент из дому, — отвечает девочка.
Кроме прочего, музицирует только по понедельникам, вторникам и пятницам.
— Сама скрипка нетяжелая, а вот занятия на ней довольно нелегкие. Специально об этом говорю. Это не как на фортепиано: нажал на клавишу — и сразу чистый звук. Надо приноровиться. А вот подумайте, что будет на экзамене? Движения смычком должны быть отточены. Но я полюбила голос скрипки, — делится Аня. — Когда выхожу на сцену, чувствую приятное волнение и гордость.
Из классики любит слушать Моцарта, отдыхает под его произведения.
— Мечтаю стать знаменитой. Во всех творческих направлениях. Чтобы я шла по улице, и меня узнавали: «Ах, это же Аня, которая играет, сочиняет и поет. Давайте возьмем у нее автограф!» Уже полпути к мечте пройдено, — смеется девочка.
Когда поступать
Самые юные музыканты в возрасте 5–6 лет поступают на подготовительное отделение. Основные приемные кампании в июне — в 2-й и 5-й классы, а также на вакантные места, и в августе — на 1-й курс колледжа. В начальной школе и гимназии дети осваивают игру на инструментах либо хоровое направление. В колледже уже получают профессиональное образование по специальностям «фортепианное исполнительство», «инструментальное исполнительство», «хоровое исполнительство» и «музыковедение». Последняя, к слову, одна из самых сложных и востребованных. Такие специалисты не просто теоретики — они закладывают в юном даровании базу музыкальной грамотности, являются хранителями и продолжателями традиций уникальной белорусской музыкальной науки.
Фото Алексея Столярова