«Провести Дни культуры Беларуси в Приморье и наоборот». О чем мечтает худрук театра им. М.Горького во Владивостоке

Недавно в Минске выступал с гастролями коллектив академического драматического театра имени М. Горького города Владивостока. Своими мечтами и планами с корреспондентом агентства «Минск-Новости» поделился художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. Интервью состоялось в день, когда Ефиму Семёновичу вручили Благодарность администрации Первомайского района.

— Связи Беларуси и Приморского края развиваются активно. Говорю об этом с полной уверенностью, поскольку являюсь не только художественным руководителем театра, но и депутатом Законодательного собрания Приморского края, — рассказал Ефим Звеняцкий. — Мы сотрудничаем в области сельского хозяйства, закупаем в вашей стране технику, текстиль, продовольственные товары. Но экономика — это еще не всё, необходимы духовные связи. Поэтому сегодня у меня есть желание принять на площадке нашего театра любой театр Беларуси в рамках культурного обмена и даже провести Дни культуры Беларуси в Приморье и наоборот, как это было в прежнее время. Обменяться высоким искусством.

— Художественным руководителем труппы вы являетесь более 35 лет, а в театре трудитесь…

— …более полувека, с 1969 года! После окончания Дальневосточного государственного института искусств (ныне Дальневосточная государственная академия искусств) меня пригласили артистом в театр имени М. Горького.

— Сильно за эти годы изменился театр, его репертуар? Он носит имя М. Горького. А ставят ли в наше время пьесы этого писателя?

— История театра, которому исполнилось 88 лет, как страницы жизни человека — невозможно пересказать в двух словах. Сегодня он находится в расцвете. Здесь работают люди, с которыми мы вместе более 45 лет. Рядом — молодежь, она приходит к нам ежегодно. Еще я бы отметил получение звания «академический театр» в 1997 году. Награды правительства, звания народных и заслуженных артистов России — всё это вехи нашей жизни.

Что касается пьес Горького, то в репертуаре есть спектакль «Васса Железнова». А вообще за 88 лет мы поставили все его пьесы. И это большая честь для театра. Да, был период, когда пьесы Горького не ставились. Но несколько лет назад в юбилейную дату писателя мы решили принять участие в фестивале, который проходил на Волге. И поставили этот спектакль с очень талантливыми и интересными артистами. Можно надувать щеки и называть имена современников, людей, ставящих опыты на сцене. Но есть Драматургия с большой буквы. Это Чехов, Достоевский, Толстой, среди них — Горький. Я как артист играл в его пьесах бесконечное количество раз. Они — чрезвычайно важная школа для актеров, которые познают мир театра.

«Крейсера»

— Какие спектакли вы отобрали для гастролей в Беларуси?

— Лучшие из лучших! Я привез спектакли-старожилы, которые являются достоянием Приморского театра, — проверенные временем и доказавшие, что они вызывают интерес зрителя. «Поминальная молитва» идет в театре 25 лет. «Крейсера» по произведению Пикуля — это Владивосток, флот, гордость, офицерство. Неиссякаемая тема, но, к сожалению, этот роман писателя знают не все. И новые спектакли, в том числе «Мастер и Маргарита» — это моя последняя премьера.

— Зрители академических театров — это какая возрастная категория? Трудно ли привлечь молодежь?

— К нам приходят все! Зрителю нельзя лгать, нельзя с ним кокетничать, производить опыты… Нужно служить ему, и тогда он откликнется уважением. Сегодня средний возраст нашей публики, на мой взгляд, от 35 до 60 лет. Но молодежь привлечь в театр нетрудно. Стараемся заинтересовать молодое поколение спектаклями, которые вызывают у них интерес. Кстати, я запретил школьные культпоходы — приходить в театр классами. Это было настоящее безобразие — шум, веселье, семечки… И я сказал: нет! Пусть приходят дети с родителями, мальчики с девочками. И смотрят спектакли по велению души.

Вместе с главой города мы придумали, как решить еще одну проблему. Представьте: зима, поздний вечер, людям после спектакля нужно добраться домой… А к театру подъезжают автобусы, которые бесплатно развозят зрителей по отдаленным районам. Это есть во Владивостоке.

— Вы сказали, что в театр каждый год приходят молодые артисты. Это традиция?

— Это мой принцип! Один раз в год я принимаю в труппу одного или двух выпускников Дальневосточной государственной академии искусств. И поступаю так в течение 35 лет. Приезжих в театре нет — работаю только со своими. Потому что их на протяжении нескольких лет воспитывают мои педагоги, мои артисты. У нас одна группа крови, мы верим в свой театр. Зачем мне брать со стороны чужих неведомых людей? Такое когда-то было. Приезжали актеры на год, на два… Их привозили с собой режиссеры, приехавшие сюда на работу. Потом эти режиссеры уезжали, и приехавшие актеры вместе с ними. Я же предпочитаю постоянство.

«Поминальная молитва»

— Что бросилось в глаза в Минске? Океана у нас, увы, нет…

— Доброжелательное отношение к приезжим. Причем не только в зрительном зале, но и на улицах. Я эмоционально согрет встречами с людьми! Второе — это вкусная еда. Белорусская кухня, которая мне интересна. И третье — масштабы проспектов, которые меня восхищают.

О маэстро

Ефим Звеняцкий — народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, президент Приморского краевого фонда культуры, почетный гражданин города Владивостока.

Окончил театральный факультет Дальневосточного государственного института искусств по специальности «актер драматического театра и кино».

Работал артистом Приморского краевого драматического театра имени М. Горького. В 1984 году был приглашен на должность главного режиссера, а в 1992-м стал художественным руководителем театра.

О театре

Приморский академический краевой театр имени М. Горького — старейший театр Владивостока. Творческий путь он начал 3 ноября 1932 года, но еще до открытия первого театрального сезона 11 октября 1932-го Владивостокский городской совет принял решение: в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького присвоить его имя театру.

Фото предоставлены театром

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ