Психолог молодым специалистам: «Критику в свой адрес лучше принимать с благодарностью»

Стоит ли учить старших коллег уму-разуму и зачем благодарить начальника за разнос? 

Как молодому специалисту успешно устроиться на первом рабочем месте, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала доцент кафедры психологии и предметных методик Минского городского института развития образования Светлана Радькова.

DCF 1.0

Совсем скоро в столичных учреждениях образования вместе с первыми своими учениками начнут новый учебный год более 700 молодых педагогов. Около 1.000 выпускников медицинских вузов и медколледжей уже почти месяц трудятся на своих первых рабочих местах в больницах и поликлиниках города. В офисы, на предприятия, в организации пришли молодые программисты, юристы, инженеры, повара…

Меняем статус

Для сотен вчерашних студентов пришла пора сбрасывать с себя образ учащегося и примерять новый – молодого специалиста.

– Этот барьер непросто переступить, – отмечает психолог Светлана Радькова. – Значит, ищем в новом статусе позитив. Вы самостоятельны, зарабатываете собственные деньги и вам не надо больше заглядывать в родительский карман. Вы специалист (врач, юрист, учитель), и к вашему мнению будут прислушиваться. Что может быть лучше для поднятия самооценки?

По мнению Светланы, готовясь к рабочим будням, не лишним будет пересмотреть стиль общения и словарный запас. В одежде также желательно придерживаться опрятности и сдержанности, можно – с тонкой изюминкой. Если на предприятии дресс-код, спорить с нормой себе дороже. Полезно обратить внимание на собственную мимику и жесты – они хорошо читаются старшими коллегами, поэтому ваши сомнения, неуверенность или недовольство увидят обязательно.

– Хорошо бы постараться держать спину, расправить плечи, приподнять подбородок – растерянность и стресс тогда будут не так заметны внешне, – подчеркивает специалист. – Не стоит забывать про улыбку. Она должна быть естественной. Если вас сочтут неискренним, доверие завоевать будет более чем сложно.

Фото с сайта http://infosmi.net
Фото с сайта http://infosmi.net

Чтобы акклиматизация в новом коллективе прошла проще, не допускайте бессонных ночей, как бывало в студенчестве, – это приведет к дискомфорту, который заметят коллеги, и к ошибкам в работе. Не забывайте расслабляться. Успокаивающий чай по вечерам, поход в бассейн или баню, генеральная уборка в квартире и даже слезы в подушку принесут больше пользы, чем постоянные переживания.

Учимся ориентироваться

Чтобы расположить к себе окружающих, нужно побыстрее выучить их имена и должности. Фирма, предприятие, школа, куда пришел новенький, также обязаны приложить усилия по адаптации молодого специалиста – представить коллективу, рассказать, кто чем занимается. Если такой инициативы нет, попросите своего куратора это сделать. Кроме того, некоторую информацию стоит предварительно поискать на сайте предприятия.

– Не бойтесь расспрашивать о традициях, поинтересоваться, когда для коллег удобно будет организовать чай с конфетками или с бесподобными мамиными булочками, чтобы познакомиться с коллективом поближе и рассказать о себе, – говорит психолог. – Не надо оставаться для окружающих terra inсognita. Студенты нередко занимаются научными изысканиями, что-то изобретают, пишут серьезные дипломные работы. Если ненавязчиво, к слову, упомянуть о ваших заслугах, коллеги посмотрят на вас другими глазами.

Делаем всё творчески

Традиционно самой скучной работой озадачивают именно новеньких. Как в ней не погрязнуть?

Фото с сайта http://rabotai.in
Фото с сайта http://rabotai.in

– Единственный выход – придумать, как справиться с рутинным делом быстро и необременительно для себя, – считает Светлана. – Руководство заметит такую продуктивность и находчивость и в следующий раз поручит что-то более интересное. Вряд ли сообразительных сотрудников будут нагружать рутиной, с которой справится любой. Творчески мыслящему специалисту найдут лучшее применение. Однако если объективно ваши старания и достоинства долгое время никто не замечает, возможно, стоит задуматься о смене работы.

По мнению психолога, редко бывает, когда молодой человек сразу четко знает, чем именно он хочет заниматься в жизни. Куда чаще молодой специалист не уверен в своем выборе, но для начала хочет попробовать хоть что-то.

– Мы всегда наилучшим образом делаем то, что умеем полюбить. Нельзя исключать, что спустя некоторое время вам действительно понравится то, чем вы, возможно, занимаетесь исподволь, – убеждена специалист. – Не спешите видеть лишь негатив в своей работе, пока досконально ее не изучите, не увидите, какую пользу она приносит. Даже люди, с которыми трудишься бок о бок, способны продвинуть тебя в любви к вашему делу.

Проявляем инициативу

Когда за плечами ощутимый вес современных знаний, которые хочется побыстрее применить на практике, не кидайтесь на коллег со словами «Я вас сейчас научу работать!»

– Дайте себе время понять, в каком направлении движется предприятие, ознакомиться с корпоративной культурой. В этом контексте тщательно обдумайте свое предложение, подберите аргументы, почему это было бы выгодно организации, – советует психолог. – Устраивать революцию и критиковать недостатки напрямую точно не стоит. Лучше поинтересоваться, почему тут делают так, а не иначе. Возможно, услышав обстоятельный ответ, вы сами поймете, что ваше предложение не такое уж привлекательное и рациональное. Если вашу идею не приняли, заражаться «антиэнтузиазмом» не стоит. Пробуйте, предлагайте и, вероятно, найдете то, что будет на самом деле оценено.

Не боимся ошибиться

По мнению психолога, самая большая ошибка молодого специалиста – желание сразу быть идеальным работником.

– Но как раз совершенства от начинающего никто не ждет, а значит, можно учиться на своих ошибках, не ожидая строгого наказания или увольнения, – считает Светлана. – Конечно, злоупотреблять таким положением и безответственно относиться к работе нельзя: простить неопытному работнику можно многое, но не всё.

Допустив в работе ошибку, не стоит ждать, когда коллеги заметят оплошность и доложат руководству. Лучше сразу же показать ее тому, кому уже доверяешь. Надеяться на «авось пронесет» однозначно не надо: серьезность ошибки по неопытности можно и недооценить.

127421_or
Фото с сайта http://shkolazhizni.ru

– Парадокс, но критику в свой адрес лучше принимать… с благодарностью, – обращает внимание Светлана Радькова. – Говорить: «Мне было очень важно узнать ваше мнение о себе и своей работе». И обязательно искренне, без ноток иронии. Во-первых, на самом деле полезно знать, что делаете не так, а во-вторых, руководитель заметит, что вы умеете держать удар.

От советов, которыми коллеги традиционно засыпают новенького, отбиваться также не надо. Даже если кажется, что рекомендация не самая хорошая, можно учиться от обратного. В любом случае, советы дают люди, а решение принимать самому.

Учимся говорить «нет»

Коллеги не воспринимают вас всерьез и не признают своим? Не стоит отчаиваться.

– Жизнь рано или поздно подбросит ситуацию, когда сможете проявить себя, – уверена специалист. – Кто-то приболел – если готовы, подхватите ответственную работу, кто-то опоздал – прикройте, кому-то в отпуск нужно именно в то время, когда идете вы, – поменяйтесь, не откажите. Подставите плечо – и человек будет вам благодарен. Однако просьбы могут стать тенденцией, и вами попросту начнут пользоваться. Нужно вовремя показать, что есть границы дозволенного, и научиться отказывать. «Я бы согласился вас подменить, но у меня такие важные события в этот момент…», «Я вас понимаю, но…» Конечно, вы не обязаны говорить, по какой причине не можете помочь коллеге, но если объясните причину, собеседнику будет проще принять отказ и он не обидится.

Умение говорить «нет» очень пригодится девушке, попавшей в мужской коллектив.

Фото с сайта http://www.zirveart.com
Фото с сайта http://www.zirveart.com

– Если получаете неприемлемые знаки внимания, ловите некорректные взгляды, важно очень тактично дать понять, что это не для вас, и помнить при этом, что мужчины очень не любят чувствовать себя уязвленными, – говорит психолог. – Лучше деликатно сказать, что собеседник приятен вам как коллега и вы цените ваши дружеские отношения, но его слова вас смущают и это не позволяет вам хорошо выполнять свою работу. Не лишним будет подчеркнуть, что у вас уже есть молодой человек (даже если его нет!). Если чувствуете, что можете не справиться с ролью, реплики и интонацию стоит отрепетировать заранее, чтобы слова звучали естественно.

В свою очередь, женский коллектив может подтрунивать над парнем-новичком. На шутку неплохо ответить шуткой, но, если колкости все же неприятны, лучше острой на язык коллеге сказать об этом, причем наедине. Скорее всего, человек делал это не со зла, а попросту не понимая, что его приколы вам очень не по душе.

Если не сложилось

Не все может получиться с первого раза. Светлана Радькова уверена: любой, даже отрицательный, опыт полезен.

– Если с первой работой, несмотря на все ваши старания, не сложилось, стоит проанализировать ситуацию, чтобы в следующий раз не повторить допущенные ошибки, – советует специалист. – Обязательно будут внешние причины, которые не позволили вам адаптироваться, но будут и внутренние. Идеальных людей не бывает. Нужно найти в себе мужество признать, что сам в чем-то был не прав, честно признать свои недостатки и в следующий раз учесть эти минусы. Пока вы молоды – учитесь, не бойтесь натыкаться на подводные камни, потому что потом, в более зрелом возрасте, окружающие будут воспринимать ваши ошибки не так снисходительно.

Фото с сайта http://imagizer.imageshack.us
Фото с сайта http://imagizer.imageshack.us

 

Три кита успеха от Светланы Радьковой:

– Настроиться на успех. Помнить, что будете приносить пользу тем, кто в вас нуждается, и чувствовать, что вы к этому готовы.

– Манерой общаться и внешним видом соответствовать той среде, в которой работаете.

– Иметь достаточно профессиональных знаний, чтобы выполнять свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ