Психология любви и стилистика цветов нарядов. В Большом готовят премьеру «История Кая и Герды»

vm eksklyuziv880h102

В Большом театре Беларуси готовят новогоднюю премьеру — оперу «История Кая и Герды» («Снежная королева»). Она состоится 24 и 27 декабря. Чем будут удивлять юных зрителей и их родителей, узнала корреспондент газеты «Вечерний Минск».

Сюжет объемнее и ярче

На сцене репетируют. Хор, солисты, оркестр — в поисках идеального звучания. Время от времени их прерывает режиссер-постановщик Анна Моторная: она поясняет, как сделать происходящее на сцене реалистичнее.

m7a0514

Во время перерыва Анна дает советы относительно реквизита. Так, некоторые детали старинной шарманки еще нужно доработать, чтобы она выглядела, как в жизни. Режиссер-постановщик обсуждает это с постановочной группой, в которую входят в том числе художники-сценографы Андрей Меренков и Ольга Мельник-Малахова.

А нам А. Моторная объяснила, чем обусловлен выбор именно оперы «История Кая и Герды» («Снежная королева»).

m7a9970

— Это великолепное произведение композитора Сергея Баневича должно украшать афишу каждого оперного театра. Нам посчастливилось выпускать спектакль под Рождество. Он настоящий подарок детям и взрослым, ведь это не просто рождественская история — сюжет сказки Андерсена шире, объемнее, ярче. А Сергей Баневич написал замечательную музыку. Этот спектакль может стать первой оперой, которую увидит ребенок. Действительно невероятно трогательное, радостное, оптимистическое произведение, заставляющее оттаять наши сердца.

m7a0370

Изменились ли в постановке Большого театра привычные нам герои Андерсена и персонажи, заявленные композитором Баневичем?

Анна отмечает, что образ сказочника-фонарщика стал объемнее. Это мастер на все руки, странствующий музыкант. Благодаря ему дети знакомятся с традициями площадного театра.

В образах троллей увидим артистов хора и миманса, а артистки балета превратятся в «льдинки». Есть здесь и уникальный символ смерти и мудрости, предвестник появления королевы — белая северная сова.

m7a0608

— Я познакомилась с этой сказкой в 1990 году, и с тех пор меня не оставляло желание ее поставить на сцене. Для оперного театра это будет интересное и нетривиальное произведение, — уверена А. Моторная.

Разбойница станет любящей

А что же думают сами солисты оперы о своих героях?

Елене Таболич досталась роль маленькой разбойницы.

— Это небольшая роль, но в ней есть самое главное — превращение разбойницы в девочку, понявшую, что такое дружба. Она росла в мужском коллективе, которым руководила ее грубая мама — атаманша (ее играют заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов и Андрей Селютин). По задумке режиссера, в раннем детстве малышка испытала душевную травму, закрывшую ее сердце для любых чувств. А Герда смогла пробудить в девочке любовь и доброту, поразив ее своей жертвенностью и готовностью умереть за Кая. Маленькая разбойница превращается в любящего, сочувствующего друга, готового отказаться от любимой игрушки ради великой цели Герды.

m7a0108

У девочки на вооружении пистолет, веревка и плетка — с этим реквизитом справиться непросто. Во втором составе роль этой героини, а также бабушки исполняет Ольга Малиновская.

— Бабушка — квинтэссенция добра, заботы, опеки, — отмечает солистка оперы. — Она всю жизнь поддерживает тепло в своем маленьком домике. На ее глазах зарождается симпатия между Каем и Гердой. И когда горожане гуляют, празднуя приход зимы, она уже чувствует приближение беды. Поэтому и предупреждает детей, что со злом нельзя заигрывать. Несмотря на все последующие невзгоды, в дом вновь возвращается тепло.

Вжиться в эту роль мне помогает опыт мамы. У меня четверо детей. Старшие уже женаты, так что, в теории, я могла бы стать бабушкой. В нашем спектакле этот персонаж здравомыслящий. Мудрая старушка понимает, от чего нужно оградить Кая и Герду.

m7a9985

Кай и Герда — лед и пламя

Главные роли в спектакле исполняют тенор Юрий Городецкий и сопрано Анастасия Храпицкая.

Юрий рассказывает, что еще лет 10 назад хотел сыграть озорника Кая. И сейчас это желание осуществилось.

— Интересный опыт. По вокальному исполнению это серьезная опера, — говорит собеседник.

Анастасия Храпицкая отмечает, что Кай и Герда в трактовке Баневича — это 15–16-летние юноша и девушка, к которым пришла первая любовь. Как бы она ни закончилась, воспоминания о ней всегда светлые, трепетные, душевные.

m7a0694

— Герда любящая, самоотверженная. Она бросается вслед за своим другом и любимым, жертвует собой, отправляется на его поиски в метель через лес, готова даже умереть за него, — делится своим восприятием роли Анастасия.

Создатели спектакля постараются использовать в нем современные технологии, чтобы детям и взрослым было интересно следить за происходящим. Перед художниками стоит непростая задача — соединить дуализм стихий, образов, персонажей и отразить это в сценическом пространстве.

m7a0724

Художник по костюмам Татьяна Лисовенко отмечает, что эта опера прежде всего сказочная история, но еще и очень жизненная. Скандинавский, нидерландский, германский костюм конца XVIII — начала XIX века послужил источником вдохновения, как и живопись художников этого времени. Одежда горожан, разбойников, обитателей царства Снежной королевы и даже Цветов разнообразна по стилистике.

— Тема царства Снежной королевы решалась в белых и серебряных тонах, а место обитания Кая и Герды — в теплых. Костюм Снежной королевы олицетворяет леденящую вечность, он с острыми краями, украшен сверкающими камнями, в его создании много кропотливой ручной работы. Этот наряд в работе с середины сентября. Там сложный головной убор и оригинальный воротник. Сделаем все, чтобы Снежная королева блистала на сцене, — заверяет Татьяна Лисовенко.

m7a0740

Мастерицы Большого театра еще трудятся над созданием сценических костюмов. Некоторые уже готовы — их высоко оценили бы и современные модницы.

С нетерпением ждем премьеру, чтобы окунуться в атмосферу чудесной зимней сказки!

m7a0726

Справочно

«Снежная королева» — одна из самых известных опер композитора Сергея Баневича. Мировая премьера спектакля состоялась 24 декабря 1980 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (сейчас Мариинский). Затем оперу ставили на различных театральных площадках.

Либретто написала Татьяна Калинина по мотивам «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена. Прототипом Снежной королевы стала шведская оперная дива Енни Линд, в которую безответно был влюблен Андерсен.

Фото Тамары Хамицевич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора