Пушкин в бою, освобожденный Витебск, Кучма против Кравчука. Этот день в истории: 26 июня
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 26 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1829 год. Прибывший в действующую армию на Кавказ Александр Пушкин принимает участие в сражении с турками
Поэт прибыл в ставку главнокомандующего Ивана Паскевича как раз в тот день, когда войска получили приказ идти вперед. Оставаться сторонним наблюдателем он не пожелал. «Пушкин устремился против неприятельских всадников с пикой, взятой им у одного из убитых донских казаков, — рассказывал очевидец. — Опытный майор Семичев, посланный генералом Раевским вслед за поэтом, едва настиг его и вывел насильно из передовой цепи».
Однако поэт не собирался отсиживаться. «При всякой же перестрелке с неприятелем, во время движения войск вперед Пушкина видели всегда впереди скачущих казаков или драгун, прямо под выстрелы», — утверждал спутник поэта в кавказском путешествии Потокский.
Многие пребывали в недоумении, наблюдая незнакомого героя в круглой шляпе и в бурке. А. Пушкин один в целом лагере носил статское платье и писал в Москву, что солдаты, видя его верхом, величают пастором.
Впрочем, скоро поэт убедился, что война — это не только и не столько ухарство боевых стычек, сколько тяжелая рутина, то, что называется лямкой, тянуть которую ему явно не хотелось: «Перед выступлением конницы явились в наш лагерь армяне, живущие в горах, требуя защиты от турок, которые три дня тому назад отогнали их скот… Я считал себя прикомандированным к Нижегородскому полку и с великой досадой поскакал на освобождение армян», — писал А. Пушкин.
Окончательно «добила» его информация о распространившейся чуме. «Мне тотчас представились ужасы карантина, и я в тот же день решился оставить армию. Мысль о присутствии чумы очень неприятна с непривычки, — признавался А. Пушкин. — 19 июля пришел я проститься с графом Паскевичем… Он предлагал мне быть свидетелем дальнейших предприятий; но я спешил в Россию… Граф подарил мне на память турецкую саблю. В тот же день я оставил Арзрум».
1944 год. Красная Армия освобождает от фашистских захватчиков Витебск
Солдат-освободителей встречали всего 118 человек — столько местных жителей осталось в городе после трехлетней оккупации. А ведь до войны население областного центра насчитывало 180 тысяч!
Вошедший в город в этот день вместе с передовыми частями корреспондент «Красной Звезды» Петр Павленко (тот самый, что, будучи автором сценария фильма Эйзенштейна «Александр Невский», вложил в уста князя историческую фразу «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет») передавал в редакцию по телеграфу с места событий:
«Сожженный, подорванный Витебск безжизненно дымился. Его дома, крытые черепицей, выглядели странно нарядными в этой суровой и мрачной обстановке. Улицы безлюдны. Ни одного жителя. Только трупы немцев, да орудия в упряжках, брошенные на улицах, и больше десятка эшелонов с грузом, оставленных на искалеченном вокзале. Город пуст, если не считать пленных и их конвоиров.
Иногда из подвального этажа разрушенного дома выглядывал дрожащий белый флаг, и одиночка-фриц вылезал следом за ним на свет божий. Но все, кто хотел сдаться, сделали это раньше. Большая колонна пленных была нами встречена еще до въезда в город. В Витебске тоже много взято в плен. Вскоре в городе остались одни мертвые немцы. Сколько их, сказать трудно. Ими полны подвалы большинства домов.
К трем часам дня начальник гарнизона полковник Колосов насчитал несколько десятков человек гражданского населения. Измученные лица, изможденные фигуры, речь, сбивающаяся на плач. Они еще не пришли в себя, им трудно говорить. Они молча улыбаются и, схватившись за голову, с болью глядят на свой умерщвленный город.
В город доносится громкая работа наших летчиков, добивающих окруженных немцев. Дороги с востока покрываются высокими гребнями пыли. Несутся орудия резерва. Мчатся броневики, обложенные ящиками с боеприпасами, идут танки, переезжают штабы.
На дорогах появляются первые группы, спешащих из нашего тыла к своим родным гнездам в городе или вокруг него. К вечеру, когда мы возвращаемся на восток, дороги на перекрестках, у регулировочных пунктов уже забиты гражданским населением. Вихрь прорыва завертел их в своем бешеном движении. Немцы угнали их на запад, затем на юго-запад, затем на юг, бросая всюду, где придется.
Здесь люди из Суража и Бешенковичей, Замосточья, Лиозно. Изнемогшие в этом обреченном походе, чудом спасенные от гибели или рабства, они зачарованно глядят в небо, где тремя ярусами мчатся самолеты: вверху — истребители, ниже — штурмовики, идущие на работу, и совсем над землей — возвращающиеся со штурмовки домой».
1974 год. Минску присваивается почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
Он стал девятым по счету городом, удостоенным этого звания. 30 лет пришлось доказывать Минску свой героизм и проявленную в годы войны стойкость, ведь, как свидетельствуют архивные документы, вопрос о присвоении ему высокого звания «Город-герой» поднимался фактически сразу по окончании войны. Уже 13 июня 1945 г. на имя председателя Совнаркома БССР, первого секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко поступила записка с предложением «возбудить ходатайство перед союзным правительством о присвоении столице Белоруссии — городу Минску звания города–героя за выдающееся участие его в организации и развитии партизанского движения». Авторами обращения были председатель Мингорсовета Иван Паромчик и три Героя Советского Союза — первый секретарь минских обкома и горкома партии Василий Козлов, председатель Миноблисполкома Роман Мачульский и секретарь Минского горкома партии Иосиф Бельский. Тогда их инициатива поддержки не нашла.
Только через 20 лет этот вопрос вновь поднял руководитель республики Герой Советского Союза Петр Машеров. 22 апреля 1965 г. в Москву ушло ходатайство о присвоении Минску звания «Город–герой», а цитадели в Бресте — «Крепость–герой».
В отличие от первого, послевоенного ходатайства, которое до Москвы так и не дошло, в машеровском акцент делался не на важнейшей роли партизанского движения, которая к тому времени не оспаривалась, а на героической борьбе минских подпольщиков, которые за 1 100 дней оккупации провели 1,5 тыс. диверсий.
Почетное звание тогда получила лишь Брестская крепость. Возможно, кто-то посчитал, что для небольшой Беларуси этого будет достаточно.
Ключевую роль в присвоении награды Минску сыграло печатное слово и искусство. Благодаря выходу книги Ивана Новикова «Руины стреляют в упор», и еще в большей мере благодаря поставленному по ней фильму Виталия Четверикова, о минском подполье заговорили по всему Советскому Союзу. Имена Евгения Клумова, Ивана Кабушкина, Николая Кедышко, Исая Казинца и других подпольщиков стали легендарными. Появились научные работы на эту тему, а в газете «Известия» была опубликована резонансная статья Николая Матуковского о минском подполье.
В результате в июне 1974 г. Минск получил-таки статус города-героя. Как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР — «за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Минска в борьбе против гитлеровских оккупантов, большую роль в развертывании всенародного партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны и в ознаменование 30-летия освобождения Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков».
1974 год. Первый продукт со штрих-кодом проходит сканирование на кассе магазина в США
Далеко не сразу система, автоматически считывающая информацию о продукте при его контроле, обрела привычный сегодня вид. Финальный вариант штрих-кода UPS (Universal Product Code — универсальный продуктовый код) был утвержден в апреле 1973 г. А уже через год, 26 июня, в одном из продуктовых магазинов города Троя в штате Огайо впервые в истории сканер на кассе успешно расшифровал информацию на штрих-коде, нанесенном на упаковку продукта. Это была жевательная резинка Wrigley JucyFruit, которая ныне как ценная реликвия хранится в Смитсоновском музее американской истории.
Имя покупателя, ставшего первопроходцем в мире цифровой реальности, неизвестно. Кассиршу же зовут Шарон Бьюканен. Тогда ей был 31 год.
«Конечно, я слегка нервничала, — вспоминала Ш. Бьюканен 35 лет спустя в интервью New York Times. — В голове стучало: «А что, если не сработает?». В магазине толпились фотографы и телевизионщики. Фотоаппараты были у всех, даже у простых зевак. Все хотели запечатлеть этот исторический момент. Слава богу, страхи оказались напрасными. На четверть часа я стала знаменитостью. Это были 15 минут моей славы…».
Мир изменился навсегда, когда на дисплее кассы высветилась цена покупки — 0,67 доллара. Сканер легко считал цену жевательной резинки, закодированную в виде черточек на прямоугольнике.
Эти черно-белые полосы с цифрами внизу действительно произвели настоящую революцию в розничной торговле. Они автоматизировали процесс считывания и маркировки продукции, значительно упростив работу с товарами, начиная с инвентаризации и заканчивая проставлением цен.
1994 год. Впервые в истории Украины проходят внеочередные президентские выборы
Пойти на этот шаг первый президент Украины, «крестный отец независимости» Леонид Кравчук был вынужден в условиях острого экономического кризиса и массовых протестов.
Предприятия массово остановились или работали с перебоями. Спад производства в стране оказался гораздо большим, чем в России, Беларуси и странах Прибалтики. Ситуация усугублялась растущей задолженностью перед Россией за поставленные газ и нефть. Введенный в 1992 г. украинский карбованец стремительно девальвировал, в 1993 г. была зафиксирована гиперинфляция — цены выросли на 10 000 %! До невиданных ранее масштабов расцвела коррупция, подняла голову организованная преступность.
Бессрочная забастовка шахтеров началась в Донбассе 9 декабря 1993 г. Они требовали выплаты и увеличения зарплаты, установления для Донбасса особых экономических связей с Россией, отставки Кравчука или проведения досрочных выборов.
После переговоров с Л. Кравчуком Верховная Рада объявила проведение досрочных президентских выборов, назначив их на 26 июня. Поскольку ни один из семи кандидатов не смог получить больше 50 % голосов, был назначен второй тур, в который вышли Л. Кравчук, набравший 38,36 %, и Леонид Кучма, поддержанный 31,17 % избирателей.
Фаворитом второго тура считался действующий президент. Однако 10 июля 1994 г. грянула сенсация — Л. Кучма одержал победу, набрав 52,15 %. За Л. Кравчука проголосовали 45,06 %.
На тех выборах впервые было отмечено столь очевидное разделение политических предпочтений по территориальному признаку — Л. Кучма имел подавляющий перевес в южных и восточных областях, в то время как за Л. Кравчука голосовали западные. Так, к примеру, регионы, воссоединившиеся с Россией в ходе СВО, уже тогда отвергали идеи, носителем которых выступал Л. Кравчук. За Л. Кучму голосовал Севастополь — 91,9 % (6,5 %), Крым — 89,7 % (8,8 %), Луганская область — 88,0 % (10,1 %), Донецкая область — 79,0 % (18,5 %).
К чести Л. Кравчука, передача власти прошла мирным путем, в соответствии с законодательством.
В 1999 г. Л. Кучма был переизбран на второй срок. «Эпоха Кучмы» запомнилась некоторой стабилизацией ситуации в стране, принятием Конституции, введением национальной валюты — гривны, формированием олигархических групп, экономическим ростом 2001–2007 годов. А закончилась «оранжевой революцией», устроенной сторонниками Виктора Ющенко не без участия заокеанских кукловодов после победы Виктора Януковича во втором туре следующих президентских выборов. Сам Л. Кучма баллотироваться на третий срок не мог, согласно Конституции.