Путь паломника. Пешая пилигримка отправится в Будслав 1 июля

Пешая пилигримка отправится в Будслав 1 июля. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поделился воспоминаниями о том, каково это — провести 5 дней в пути, чтобы поклониться белорусской святыне.

Будславский фест — торжество в честь иконы Матери Божьей Будславской — в ноябре 2018 года был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Тысячи паломников со всей Беларуси идут поклониться этой святыне.

Мне довелось поучаствовать в пилигримке в 2001 году. Как раз выдалось последнее свободное лето перед 11-м классом.

На организационном собрании узнал все, что было нужно. К тому же советы бывалого пилигрима — моей одноклассницы помогли не обрасти ненужными вещами. В пятидневный пеший переход с собой собрал лишь самое необходимое. Главное внимание уделил обуви. Для меня не было и нет ничего удобнее армейских ботинок с высоким берцем. На всякий случай взял с собой проверенные временем кеды (они не пригодились). Майка, рубашка, 10 пар носков прямо из магазина, панама и плащ-накидка на случай дождя. Плюс пластиковые миска и кружка к обеду. Вот и все, что оказалось у меня в рюкзаке.

Спальный мешок, теплая одежда на всякий случай и полезные мелочи ехали в дорожной сумке в грузовой машине.

Дни пути

После мессы в кафедральном костеле Минска пилигримы сложили свои сумки в грузовики и двинулись в путь. Молодежи было много. Пока шли по столице, успел со многими познакомиться.

За кольцевой дорогой открылся совершенно новый пейзаж: без высоток, светофоров, толп. Колонна пилигримов растянулась на сотни метров. Идти было легко. Время в беседе пролетало незаметно. Ноги не болели, а новость о скором привале на обед приободряла. Кстати, он был выше всяких похвал. На свежем воздухе суп и «армейское» второе (каша или картофель с тушенкой) казались в разы вкуснее.

К вечеру первого дня пути небо затянуло. На несколько минут даже зарядил дождь. Плащ-накидка здорово выручила. Зато идти стало куда сложнее. Выглянуло горячее заходящее солнце, от асфальта поднимался пар. Но настроение не упало. Наоборот.

Впереди Вишневка и первая остановка на ночь. Спать тогда довелось на полу клуба. Ну а утром снова в дорогу.

День за днем километр за километром мы шли к Будславу, останавливаясь для отдыха. Кто-то стирал ноги в кровь, кто-то терял силы и нагонял на попутке. Все случалось. Я сам умудрился прихворнуть: болело горло, немного температурил. Но несколько таблеток (кажется, это был стрептоцид) — и простуда отступила.

В молитве и размышлениях

Весь путь пилигримы проводят в молитве и размышлениях. Смысл идти к святыне не подготовившись? Нужно очиститься духовно. Физическая усталость по сравнению с этим — пустяк, на который можно не обращать внимания. Например, попробуй отказаться от сигарет на время пилигримки! Дай себе эту установку, перетерпи. Это лишь пример того, что можно попробовать сделать. Курящие как минимум максимально ограничивали количество сигарет. Затянуться они могли только во время привала.

Еще сложнее удержаться от окружающих обычного человека «радостей». Алкоголь под запретом, но найдется, обязательно найдется (!) искуситель, который предложит «за знакомство» и другие «за». Не только среди тех, кто идет с тобой, а и среди жителей в местах отдыха.

Пилигримка — тяжелое духовное испытание. Куда легче вместо размышлений над «Божьим и кесаревым» завести беседу с соседом про простые вещи. Пообсуждать последние новости, фильмы и сериалы, поговорить про отдых в заморских странах и т. д. Даже поговорить о выборе будущей профессии. Ведь рядом идут те, кто уже учится на приглянувшемся тебе факультете.

К третьему дню пути на душу опустилась темная пелена. Все чаще в мыслях всплывал вопрос: а зачем тебе нужна эта пилигримка? Что она тебе даст? Не лучше ли сказать, что заболел и попросить отправить обратно в Минск. На крайний случай, остаться и ждать автобусную пилигримку и присоединиться к ней. Так получится хотя бы один день отдыха для изнуренного мозга. Подобные мысли были не только у меня.

В такой ситуации лучше всего помогает исповедь. За время пути человек вспоминает все ошибки прошлого. Осознанный грех как раз и ложится тяжелым бременем на плечи пилигрима. Легко ли признаться, что домашку по математике ты не делаешь, а списываешь на переменке перед уроком? Кажется, что легче легкого. На деле ты понимаешь, что вместе с этим безобидным действием бок о бок идет грех. Родителям и учительнице ведь ты врешь, что сделал ее сам. Врешь, чтобы побыстрее убежать играть на улицу, а не помочь маме по дому. Ну а если списать не дают, а очень надо? В мыслях проматываешь десятки способов «страшной мести», выливаешь ведра «отборных помоев». То-то!

Во время пути можно разобраться в некоторых аспектах своей жизни. Осознать, попытаться исправиться. За несколько километров до Будслава пилигримы идут в поле собирать камни. Они символизируют грехи. Неся их в руках, ощущаешь реальную тяжесть. На последнем привале из этих камней делают единый алтарь. Последняя молитва, на которой верующие оставляют за собой осознанные грехи и готовы к встрече со святыней.

Чудеса Будслава

И вот впереди видны кресты санктуария в Будславе. Это конечная точка маршрута. Кульминация пилигримки — вхождение в храм. Он просто поражает своим внутренним убранством. Перед иконой — искренняя молитва. К этому таинству ты уже морально готов. Знаешь, что именно нужно тебе. Сравнить это можно с подарками Малышу на день рождения. Ему нужны не игрушки, ему нужна собака! И он это понимает. Так и пилигрим сам приходит к осознанию того, чего желает попросить всей душой у покровительницы Беларуси.

Для меня именно встреча с иконой Будславской Божьей Матери стала апофеозом пилигримки. После этого захотелось побыть наедине с самим собой. Еще раз вспомнить все, что довелось пережить за эти пять дней. Проанализировать не только свои поступки, но и то, что увидел вокруг. Поэтому торжественное богослужение помню слабовато. На нем, скорее, просто присутствовал.

Зато за выпавшие во время пилигримки тяготы был вознагражден. Обратный путь в Минск планировался на поезде. Но в автобусе с хором из Красного костела нашлось лишнее местечко. Так что тихо спал всю обратную дорогу.

Самым же сильным потрясением для меня стало возвращение в праздничный Минск. В то время распивать слабоалкогольные, да и покрепче напитки в любом удобном месте было в порядке вещей. После недели вдали от таких массовых застолий это стало маленьким шоком. Понятно, что столица гудит в честь Дня освобождения. Но что-то внутри говорит, что это неправильно. Радость не от праздника, а от стимулятора. Не единение с окружающими, а злоба на соседей. Подтверждение тому — чуть не разгоревшаяся драка в Михайловском сквере. Поэтому 3 июля 2001 года я провел вдали от столицы — в деревне.

Благодаря пилигримке я понял, что за свои поступки отвечать нужно самому. Как и то, что искать их причину не только в себе, но и в окружающих людях, окружаемом пространстве. Не спешить. Анализировать полученные факты и знания. Только потом делать выводы.

На практике это привело к тому, что сочинения по литературе стал писать сам. Это оказалось гораздо проще, чем списывать из сборника. Тогда как раз такие сборники сочинений массово стали поступать в продажу. Мнение их автора-составителя мне редко нравилось. А небольшая редакция текста приводила к множеству ошибок…

Так что пилигримка в Будслав очень помогла мне. Ведь журналист должен уметь анализировать и хорошо излагать свои мысли на бумаге.

Немного истории

С 1992 года паломники идут поклониться давней белорусской святыне. По преданию, 2 июля 1588 года после утренней мессы на местную часовню и кельи монахов из облака пролился свет. В нем явилась Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках в окружении ангелов и произнесла: «С этого времени слава Бога нашего и Сына моего, и моя защита будут даны вам навечно». В память об этом чуде в 1633 году был заложен новый, каменный храм.
Сама же чудотворная икона Будславской Божьей Матери — одна из самых почитаемых католических святынь Беларуси. Как она оказалась в нашей стране? Минский воевода Ян Пац, приняв католическую веру, совершил паломничество в Рим. В 1598 году Папа Клименс VIII подарил ему эту икону. По возвращении домой новый владелец поместил ее в часовне своего виленского дворца. В 1613 году икона оказалась в Будславе. В 1998 году чудотворную икону короновали.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ