Пять недель продлятся гастроли белорусского балета в Германии и Австрии

Балетная труппа Большого театра Беларуси собирается в турне по большим и малым городам Германии и Австрии с 18 декабря по 22 января, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в театре.

Нынешние гастроли — уже седьмые по счету.

— Бремен, Франкфурт, Ганновер, Лейпциг, Вена, Зальцбург, Берлин… Везде нас ждут, ведь мы везем хорошее настроение, праздник. Традиционно будем показывать две постановки: «Щелкунчик, или Еще одна Рождественская история» и «Лебединое озеро», причем в некоторые города, например в Лейпциг, наведаемся дважды — сначала с одним спектаклем, затем с другим, — рассказывает художественный руководитель балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, народный артист Беларуси Юрий Троян.

Большой театр Беларуси обрел в Западной Европе хороших менеджеров. Сегодня мало хорошо танцевать — нужно еще и уметь себя подавать, продавать. Минчане приезжают с гастролями в те же города, куда свои спектакли привозят и москвичи, и питерцы. Конкуренция жесткая. В одном городе может параллельно идти до пяти балетов в день!

Все площадки нам уже хорошо знакомы. И нас хорошо знают: у белорусского балета есть свой зритель. Люди идут конкретно на наш театр и на конкретных белорусских исполнителей, — продолжает Юрий Троян. — Залы, как правило, большие — минимально полторы тысячи зрителей, максимально — до двух с половиной тысяч. То есть мы собираем аудитории, такие, как, примерно, в нашем Дворце Республики.

Немецкие и австрийские зрители видят те же постановки, что и белорусы, без изменений. Сценография, костюмы, мизансцены — все один к одному. Популярность белорусских спектаклей такова, что в некоторых городах приходится давать по два спектакля в день: в три часа дня и в семь вечера. Это так называемые «двойники».

За последние шесть гастрольных лет развился интерес к белорусскому искусству. Мы популяризируем свой театр, город, страну.

— Гастроли длятся 5 недель. За это время вы меняете танцовщиков?

Нет, выступают одни и те же. Мы берем в тур два состава исполнителей балета «Щелкунчик» и три — «Лебединого озера». Такова производственная необходимость.

Юрий Антонович поясняет: график жесткий: шесть дней работы — седьмой выходной. Дороги в Германии, разумеется, хорошие, но все равно переезд из одного города в другой тоже требует сил. Представьте: артист проехал триста километров — вечером у него спектакль, утром — снова в дорогу, вечером — спектакль… И так шесть дней подряд.

— А новый год?

Седьмой раз будем встречать этот праздник в Германии. Жена не помнит, когда мы вместе праздновали Новый год. Возвращаюсь — и отмечаем сразу два Рождества, Новый год и старый Новый год.

Вы говорили о культурной миссии белорусского балета. Но хочется услышать и о коммерческой стороне поездки…

Выезжая на гастроли, артисты получают суточные в полном объеме, у них сохраняются заработная плата и премии… Театр получает определенное валютное вливание. Наше государство тоже получает свою долю в виде налога. В общем, с этой точки зрения, дело выгодное. И хороший стимул к творчеству, оттачиванию мастерства.

Еще одно слагаемое успеха — божественная, иначе не назовешь, музыка Петра Чайковского. Именно зимой, в волшебные рождественские дни, Западная Европа хочет вновь и вновь окунаться в прекрасные мелодии «Щелкунчика» и «Лебединого озера».

Вот что говорит балетмейстер-постановщик белорусского Большого Александра Тихомирова — автор хореографии и постановщик 4-го акта балета «Лебединое озеро» и балета «Щелкунчик, или Еще одна Рождественская история»:

Конечно, приятно, что так случилось: именно моего «Щелкунчика» видит европейский зритель и, главное, восторженно принимает. Классика — носитель духовности. А музыка Петра Ильича Чайковского является как раз тем сокровищем, которое притягивает к себе — своей необычайной напевностью и лиричностью, глубиной и эмоциональностью. Человеку необходимо соприкосновение с тем, на что отзываются его сердце и душа. Если зритель сидит пустой — это и есть показатель «ценности» спектакля. Но если его история трогает, он не может остаться к ней равнодушным — значит, наша миссия выполнена. И каждый раз хочется, чтобы зритель был именно соучастником того действа, которое разворачивается на сцене, сопереживал героям и уходил из театра одухотворенным.

Минск не останется обделенным балетами: все это время у нас будет идти «Щелкунчик» с участием артистов балета Большого театра Беларуси и учащихся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Дирижер — Николай Колядко. 3 и 4 января минчане увидят «Лебединое озеро». Дирижер Андрей Галанов.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ