Работа клоуна: каково это — ежедневно носить маску весельчака перед публикой

Корреспондент агентства «Минск-Новости» попробовал примерить маску клоуна и понял, что к выходу на манеж надо готовиться очень долго.

Признаться, побывать в роли клоуна хотелось давно. Однако, зная, что за маской весельчаков скрывается серьезная работа, боялся пробовать себя в, казалось бы, легкой профессии. Но когда же еще это делать, как не во время программы белорусского цирка «Академия клоунов»!

_NEV4779 copy

Помочь в освоении азов юмористического искусства согласился заслуженный артист России Борис Оскотский, для зрителей — просто клоун БО. Правда, с оговоркой: мол, раскрывать секреты мастерства не стану, но почувствовать себя артистом этого жанра помогу. Встретились накануне вечернего представления. В гримерке Борис Михайлович предложил примерить несколько шутовских масок и приспособлений для веселья. К слову, многие из них до сих пор ждут своего часа, поскольку у БО и так много готовых реприз, но еще больше идей для них.

_NEV4790 copy

Конечно, самый главный атрибут клоуна — нос. Мне достался розовый. От грима решили отказаться, поскольку в этой профессии он всего лишь штрих к образу. В это время в гримерку зашел еще один цирковой артист и, увидев меня, отметил: «О, нос у тебя уже есть, осталось придумать репертуар!» Правда, свои репертуары клоуны готовят годами. Но ведь надо с чего-то начинать!

— А давай ты выедешь с нами в начале представления! — сказал БО.

Такое предложение повергло в шок. Одно дело — посмотреть на работу артиста, примерить несколько нарядов и совсем другое — выйти на арену. Руководство цирка идею поддержало, и меня повели за кулисы. До начала представления оставалось 5 минут.

…В это время за кулисами суетились артисты. Нарядные, веселые, словом, не было похоже, что им скоро на сцену. Взяв фотоаппарат — из меня сделали клоуна-фотографа! — я забрался на второй уровень установки, которая выезжает на арену. Вдруг она двинулась, и вот он — манеж. Удивленные лица зрителей, тележка едет по кругу. По ощущениям словно окунулся в холодную воду! Манеж, свет, публика… В общем, шок! Почувствовав это, смотришь на цирк уже совсем по-другому.

— Ну как? — слышу голос, приходя в себя. — Давай ты еще с нами шары в зал покидаешь!

Борис Михайлович вошел в азарт, а я вместе с ним. До номера оставалось минут 20, и мы присели поговорить в гримерке.

— Отсюда поеду выступать в Китай, — оживляется клоун. — Уже 10 лет туда езжу, публика там хорошая.

Слушая рассказы знаменитого весельчака, поймал себя на мысли, что артисты цирка в целом похожи на журналистов. У них — гастроли, у нас — командировки. Правда, такой образ жизни не каждый осилит.

— О, мой номер, ой, опаздываю! — клоун БО глядит на часы, берет специальные шарики для трюков и бежит на манеж.

В это время я уже стою у бокового входа на арену. В руках огромный шар, который нужно бросить в зал. Слышу сигнал и выбегаю на манеж. Люди с удовольствием отбивают шары, но вдруг в толпе замечаю взгляд администратора. Она кричит мне что-то, размахивает руками и уже готова позвать охрану. Но что я сделал не так? Продолжаю бросать шары в зрителей. Это уже потом понял, что забыл предупредить девушек-смотрителей, что участвую в номере. Представьте, стоит она и видит: взрослый детина в красной шапке и с клоунским носом выбегает на манеж, а она точно знает, что в труппе такого нет! Но все обошлось. Вернувшись в гримерку, понял: к манежу нужно привыкать. Выйдя туда впервые, получаешь такой заряд энергии, что не знаешь, что с ним делать. К такому вниманию зала лучше готовиться с детства.

_NEV4821 copy

_NEV4863 copy

_NEV4885 copy

_NEV4900 copy

_NEV4925 copy

_NEV5139 copy

_NEV5140 copy

_NEV5146 copy

_NEV5154 copy

_NEV5197 copy

_NEV5237 copy

_NEV5308 copy

Фото Елизаветы Добрицкой

Самое читаемое