Работник прокуратуры рассказал о запомнившихся случаях на работе и своих принципах руководства
О проблемном доме на улице Широкой, страшном убийстве 11-летнего школьника и своих управленческих принципах рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» старший помощник прокурора г. Минска по надзору за оперативно-разыскной деятельностью Андрей Мурашко.
А. Мурашко всегда нравилось помогать другим, отстаивать их права и интересы, поэтому он решил стать адвокатом и поступил на юридический факультет Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Учиться юноше было интересно. Однажды он попал на практику в следственное подразделение прокуратуры г. Минска. Там ему порекомендовали: хочешь стать хорошим адвокатом — нужно сперва поработать в надзорном ведомстве, чтобы знать все, как говорится, изнутри. Он прислушался к совету.
Должность в прокуратуре вчерашнему студенту предложили не сразу: за это время он успел поступить на второе высшее, сдать первую сессию и даже почти устроиться на работу в юридический отдел Мингорисполкома.
— Успешно прошел собеседование и в скором времени должен был приступать к обязанностям, но мне позвонили из прокуратуры и сказали привозить документы. От должности во МГИК я отказался, — вспоминает собеседник. — После, проработав несколько лет в прокуратуре, я оставил и юношескую мечту стать адвокатом.
Так, в 2004 году А. Мурашко стал следователем прокуратуры Фрунзенского района.
— Там было пять следователей, и почти каждый отвечал за свое направление — один расследовал преступления против половой неприкосновенности, второй — должностные, третий — убийства, а четвертый отвечал за преступления, связанные с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности. Я, как молодой специалист, занимался всем, и мне это было очень интересно, — рассказывает советник юстиции. — Старался выезжать на все осмотры мест происшествий, чтобы наработать практику и получить опыт. Ходил на судебные заседания с целью понять, на что обращают внимание в ходе судебного следствия, и в последующем выполнять свою работу более качественно.
В то время прокурорские работники занимались расследованием тяжких преступлений — убийств, изнасилований и т. д. А. Мурашко признается: тяжелее всего было выезжать на места происшествий, где пострадавшими оказывались дети.
— Как-то один горожанин перебрал со спиртным и поругался с супругой. Та уехала к подруге, — продолжает А. Мурашко. — Глава семейства взял большой нож, привезенный из-за рубежа, и пошел к старшему сыну, который накануне заступился за мать. Юноша в тот момент сидел за учебниками: он учился в Академии МВД. Мужчина замахнулся на парня, но тот успел перехватить нож, сильно порезавшись о его лезвие. Подбежал второй сын, которому было 11 лет. Пьяный дебошир, выдернув нож из рук старшего, случайно вонзил его прямо в сердце младшему ребенку. Мальчик скончался на месте происшествия. Дело было расследовано.
За годы работы следователем у А. Мурашко не было ни одного нераскрытого преступления.
Грамотного и ответственного сотрудника заметило руководство и пригласило в отдел по надзору за следствием прокуратуры г. Минска. После А. Мурашко предложили стать заместителем прокурора Фрунзенского района и осуществлять надзор за милицией. Он понимал: теперь его обязанностью будет не только изучать уголовные дела и направлять их в суд, но и общаться с людьми, руководить ими. Тогда А. Мурашко занялся самообразованием, прочел немало тематический литературы.
— Поначалу было непросто из-за большого объема работы. Я возвращался домой за полночь, а приходил на службу за несколько часов до начала рабочего дня. Спустя несколько месяцев ситуация изменилась, поскольку все старались выполнять свои обязанности максимально качественно, — рассказывает собеседник. — Считаю, что руководитель должен не только грамотно организовать трудовой процесс — ему нужно сделать так, чтобы подчиненные с удовольствием приходили на работу.
С июля 2020 года А. Мурашко осуществляет надзор за оперативно-разыскной деятельностью органов дознания. Одна из его задач заключается в том, чтобы при проведении таких мероприятий не нарушались и не ущемлялись конституционные права граждан.
Спустя два года он возглавил прокуратуру Советского района. Однажды ему доложили о ЧП с домом на улице Широкой, в котором образовались трещины в несущей конструкции. А. Мурашко незамедлительно выехал туда, чтобы лично во всем разобраться. Специалисты тогда оперативно провели обследование проблемной колонны, но никто не давал гарантий, что дом не рухнет.
В какой-то момент выяснилось: люди до сих пор находятся внутри аварийного здания. Прокурор дал указание немедленно их эвакуировать. Администрация района развернула чрезвычайный штаб. Когда вывели всех жильцов, дом немного приподнялся, что позволило более точно произвести замеры необходимой двутавровой балки — стальной подпорки, которая будет держать колонну.
— Граждане волновались, спрашивали, когда смогут вернуться домой. Мы назвали им время с запасом, чтобы наверняка все успеть, и люди спокойно разошлись, — вспоминает А. Мурашко. — В таких ситуациях лучше перестраховаться: пусть столкнемся с чьим-то недовольством, но, по крайней мере, не будем рисковать человеческими жизнями.
Специалисты провели необходимые работы, все протестировали и тщательно проверили, справившись даже раньше заявленного времени.
Когда А. Мурашко, будучи прокурором Советского района, вел прием граждан, к нему было не пробиться. Он всех старался выслушать, по возможности помочь, подсказать, посоветовать. Случалось, приходили даже жители других районов.
Так, однажды к прокурору в слезах обратилась женщина, которая на протяжении 2,5 года обивала пороги госучреждений, обращалась к адвокатам, но никто не мог ей помочь. Минчанке порекомендовали прийти за советом к А. Мурашко как к грамотному юристу.
— Я посмотрел документы, которые женщина принесла с собой. Оказалось, ей всего-то нужно было оформить наследство. Объяснил, куда обратиться и что сделать, — говорит собеседник. — Через неделю она снова пришла и сообщила, что все наконец-то решилось. В такие моменты понимаешь, что не зря выбрал эту профессию.