Обитатели столичного зоопарка переехали на зимние квартиры. Как утепляют вольеры на холодный сезон и как меняется рацион животных, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Пока в городе разворачивается предпраздничная суматоха, в столичном зоопарке случился переезд жильцов на зимние квартиры. Первыми переселились фламинго. Эти прекрасные розовые птички сейчас располагаются на первом этаже экзотариума. Также под куполом разместились на зиму тапир и дикобразы. Но в основной экспозиции их до тепла увидеть не получится. Японские макаки, напротив, никуда переезжать и не собирались. Семейство из трех сообразительных товарищей — пара Ючи и Калинка и их сын Лучик — сменило летние шубки на зимние и чувствует себя, кажется, лучше всех. Для уюта у них в крытых домиках есть одеяльца.
— В природе японские макаки живут на севере Японии, так что холодами и даже морозами их не удивишь, — рассказала методист просветительского отдела Минского зоопарка Ксения Лазовская. — А вот снегом, как выяснилось, можно. В прошлом году зоотехники наблюдали, как макаки лепили снежки — правда, не бросались ими, но с интересом познавали, как «странная белая крупа» к лапкам прилипает. Выражение на мордочках было непередаваемое.
Неподалеку от макак разгуливает с важным видом страус. Ему холода нипочем, а если уж совсем морозы ударят — есть крытое помещение.
— Абсолютно все домики наших подопечных к зиме оборудованы специальными утеплителями, сеном — по необходимости, причем не только копытным, — рассказала собеседница. — В гнезде из сухой травы любит устроиться и полосатая гиена Наст. Практически во всех вольерах установлены ультрафиолетовые лампы, которые позволяют поддерживать температуру не ниже 20 градусов тепла. У медведей слегка свежее — от 15 до 20.
Старожил Тристан, говорят, и так сравнительно беспокойно спит: какая зима, такой и сон. А тут еще городская засветка, шум большой столицы. Медведица Нюра так и вовсе не впадает в спячку.
— Характерная дамочка, которой скучно тратить столько времени на сон, — с улыбкой отмечает Ксения. — Ни в какую не соглашается. Хотя и берлога (рукотворная, правда, сотрудниками зоопарка. — Прим. авт.) уютная, и рацион сытный, специально для крепкого сна предусмотрен.


На зимние меню переведены все обитатели. Как правило, это означает увеличение как самих порций, так и калорийности меню. Хищникам добавляют объем мяса. Перед подачей подогревают и размещают во внутренних домиках — чтобы обед не остыл. Копытным траву заменяет заранее заготовленное сено, а приемы пищи пополняются большим количеством фруктов и овощей.
А что у всеядных мишек? Животный белок в рационе присутствует, но в меню «для сладкого сна» упор на фрукты, овощи, орехи. Балуют любимым лакомством: батоном, смазанным щедрым слоем ароматного меда. Кстати, всем животным добавляют в еду витамины D и рыбий жир.
Песцы на зиму сменили и цвет шубы, и вольер — переехали ближе к медведям. Чуть правее по курсу лениво зевают рыси. Каракалы так вообще не показываются: еще бы, у них там полы с подогревом, зачем им в ноябрьскую стынь выходить?
Кошки и так любители поспать — порядка 20 часов в сутки. Но к зиме становятся все более вальяжными и неспешными. Черный ягуар Бахт переехал из вольера со скалой в крытые апартаменты по соседству с сервалом и лениво развалился на полочке, вытянув когтистые лапищи и умильно прищурив один глаз. У него возможность выйти на террасу, но он предпочитает греть узорчатые бока под ультрафиолетовыми лампами.




Золотые ягуары Лада и Энджел, кстати, тоже появляются редко — погода не летная. С ними, вероятно, согласен (хотя вряд ли они это по-соседски обсуждали) орлан Орландо. Он совершенно неторопливо топает по низу своей территории под куполом.
Никуда не переезжали пеликаны, живущие нынче в отдельном вольере на околоводной тропе (хотя раньше делили территорию с более мелкими водоплавающими). Остается на месте и пара местных аистов. Тут поясним: есть официальные жильцы зоопарка, а есть «залетные» гости. Последние, как правило, на зиму снимаются в теплые края. Кошкин дом построили для негласных хранителей зоопарка — теперь мурлыки ходят не только сами по себе, но и по крыше жилища, внутри которого сотрудники постелили пледы и покрывала.
Большинство копытных на похолодание и ухом не ведет. Тем более что крытые помещения есть как у домашних козочек, овечек и коров, так и у нетипичных для наших широт зебр и верблюдов. Последние уже сменили легкую летнюю шубу на тяжелую зимнюю и горя не знают.
Безусловно, в холодное время года не всех жильцов вы сможете наблюдать от рассвета и до заката: те же еноты и барсуки в спячку не впадают, но в легкую полудрему — запросто. Но гостям тут рады и с нетерпением ждут даже в самые лютые холода.
Фото Юрия Мозолевского