Раскольников советского экрана, и чем не угодил китайцам «Красный мак». Этот день в истории: 11 января
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 11 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1875 год. Родился Рейнгольд Глиэр, композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии
Мальчик, которому любящие родители дали необычное для новой родины имя — Рейнгольд, то есть «Золото Рейна» (так называется одна из вагнеровских опер), появился на свет в Киеве в семье немецкого подданного, мастера по производству медных духовых инструментов, переехавшего из саксонского Клингенталя и обосновавшегося в доме на ул. Бассейной в районе знаменитой Бессарабки.
До 22 лет Глиэр жил в России как германский подданный, но в 1897-м ему было официально оформлено российское подданство.
Первоначальное музыкальное образование Рейнгольд получил в домашних условиях. Пробовать силы в композиции он начал еще в подростковом возрасте: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано создал уже в 14 лет. Первым произведением, принесшим Глиэру признание и самую престижную в дореволюционной России Глинкинскую премию, стал первый струнный секстет, который он написал в 1898 г. и посвятил своему консерваторскому педагогу Сергею Танееву.
В 1924–1930 гг. Глиэр — председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938-м — председатель Московского союза композиторов, в 1939–1948 гг. — председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.
В 1927 г. Глиэр написал «Красный мак» — первый балет на революционную тему с местом действия в Китае. В 1950-м на постановку этого балета в Большом театре пригласили Мао Цзэдуна. В Москве полагали, что это выльется в очередную демонстрацию советско-китайской дружбы. А дело едва ли не обернулось скандалом.
Прежде чем принять приглашение на просмотр «Красного мака» Мао отправил ознакомиться с балетом группу китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь Бодом. Увидев актеров в гриме, гости возмутились: «Неужели эти страшилища — китайцы? Это такими вы нас представляете?! Это чудовищно!» С трудом советские дипломаты удержали китайцев от скандального демарша — ухода из Большого театра. После спектакля товарищ Чэнь заявил: «Само название «Красный мак» нас обескураживает. Растение мак китайцами воспринимается как олицетворение опиума. А опиум — наш злейший враг, он веками губил наш народ!»
Более же всего китайскому идеологу не понравилось в спектакле то, что до этого более всего понравилось Сталину: Чэнь Бод обратил внимание на то, что революцией в Китае руководили члены команды советского торгового судна, пришедшего в китайский портовый город. Получалось, что именно им китайская революция обязана и своим развитием, и своей победой.
В общем, Мао так и не посетил балет. После критики китайских товарищей произведение Глиэра было переименовано в «Красный цветок», но в репертуаре Большого театра сохранялось еще несколько лет без изменения содержания.
Одно произведение Глиэра стало поистине культовым. В 1957 г., в канун празднования 250-летия Ленинграда, его «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» был выбран в качестве гимна города на Неве. С тех пор произведение Глиэра на слова Александра Городницкого исполнялось на разных торжественных мероприятиях, в том числе и тогда, когда поезд «Красная стрела» отходил от перрона Московского вокзала. Однако в ⅩⅩⅠ веке решили, что слова гимна не соответствуют времени, и объявили новый конкурс. Участвовал в нем и Городницкий, которому предложили переработать свой же текст, убрав из него упоминания о революции и советской эпохе. Поэт переработал текст, но сделал это с большой неохотой, поскольку вычеркивать упоминания о советском периоде истории города считал для себя немыслимым. В итоге победили стихи поэта Олега Чупрова. Этот вариант и был утвержден в 2003 г. в качестве официального гимна Санкт-Петербурга.
Сам композитор не мог слышать ни одного из вариантов гимна: Глиэр скончался 23 июня 1956 г. в возрасте 81 года.
1930 год. Газета «Правда» публикует передовую статью «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня»
Статья призывала объявить кулаку «войну не на жизнь, а на смерть» и «в конце концов смести его с лица земли».
Раскулачивание должно было дать «материальную базу» для создания колхозов. С конца 1929 г. до середины 1930 г. раскулачили свыше 320 тыс. хозяйств. Их имущество (стоимостью более 175 млн рублей) было передано в неделимые фонды колхозников в качестве вступительных взносов батраков и бедноты. Это имущество составило более трети общей стоимости колхозного. Раскулаченных вывозили на Север. Основы жизни более 130 млн крестьян были сломаны.
1935 год. По случаю 15-летия советского кино Сталин направляет приветствие на имя Бориса Шумяцкого в Главное управление кинематографии
«Советская власть ждет от вас новых успехов — новых фильмов, прославляющих, подобно «Чапаеву», величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян», — говорилось в приветствии вождя, текст которого опубликовали все центральные газеты. «Правда» в своей передовой статье определила это приветствие как «программный документ, ставящий перед фронтом киноискусства исключительно важные задачи, решение которых поднимает наше кино на недосягаемую доселе высоту».
В свою очередь, руководитель кинематографии Шумяцкий завершил свое выступление на торжественном заседании в Большом театре заверением: «С величайшей благодарностью, с огромной сыновьей любовью к нашему классу и нашей стране, словами привета нашему учителю, вождю, другу, великому, гениальному Сталину я зову своих товарищей по кинематографической работе к новым боям, новым победам на фронте самого важного и самого массового из искусств!»
А через три года Шумяцкий был арестован. В ночь на 18 января 1938 г. на квартиру Бориса Захаровича нагрянули сотрудники НКВД с ордером, подписанным заместителем наркома внутренних дел СССР Михаилом Фриновским. Чекисты забрали из квартиры не только бумаги, записки, письма, документы, связанные с деятельностью Шумяцкого, но и все, что там было ценного. В доход государства пошли (не исключено, что стали чьей-то собственностью) множество книг, ценные вещи, семейные реликвии, например уникальный иранский ковер династии Каджаров, чаша Чингисхана (подарок Шумяцкому от Сухэ-Батора), рукописный Коран, персидские миниатюры, редкие монеты, пианино «Шредер», машина «Форд» и даже серебряный знак ВЦИК РСФСР № 85. Опись изъятого содержала 261 предмет.
В обвинительном заключении по Делу № 16946 Шумяцкий был назван агентом царской охранки, «участником антисоветской правотроцкистской организации» и создателем группы «вредительско-диверсионной работы по срыву советского кино».
В июле 1938 г. Шумяцкого расстреляли, а в 1956-м реабилитировали.
1945 год. Родился народный артист РСФСР Георгий Тараторкин
Себя он считал баловнем судьбы. Утверждал, что всю жизнь его окружали только любящие люди: родители, педагоги, режиссеры, жена, дети, ученики.
Тараторкин родился и вырос в Ленинграде, и этот город, помнящий Пушкина, Достоевского, Блока, не мог не оставить след в его душе. Кажется, его воспитывала сама атмосфера этого удивительного места, а Достоевский и Блок всю жизнь оставались любимыми авторами актера.
Ему действительно повезло с самого начала. Вчерашнего студийца заметил и рискнул пригласить на роль Раскольникова в своей экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» сам Лев Кулиджанов. То, что 23-летний актер сыграл Раскольникова сложно и тонко, не было случайностью. Совпали не только внешние черты Тараторкина и его героя: какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире героя многое было близко Георгию — и мученическая совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. В фильме раскрылась его актерская сущность, умение самозабвенно отдаваться роли, не играть, а жить жизнью своего героя. Эта роль принесла Тараторкину всесоюзную известность. Наряду с другими создателями фильма «Преступление и наказание» он стал — в 25 лет! — лауреатом Государственной премии РСФСР. И не испытал никакого головокружения от успеха. Хотя из актеров наградили только Смоктуновского и его.
Ради продолжения общения с героями Достоевского Тараторкин переехал в Москву, где по приглашению Юрия Завадского продолжал быть Раскольниковым, но уже на сцене — в спектакле Театра им. Моссовета «Петербургские сновидения».
Потом были Иван Карамазов, Ставрогин. Были другие роли, спектакли, фильмы. Преподавание во ВГИКе, 20 лет служения в должности президента главной российской театральной премии «Золотая маска». Но везде и во всем Тараторкин оставался немножко особым, другим, то ли он из прошлого века, то ли из будущего…
Зрителям нового поколения он запомнился ролями в популярных сериалах «Не родись красивой» и «С чего начинается Родина».
Скончался актер на 73-м году жизни 4 февраля 2017 г. в Москве.
1960 год. Создан Центр подготовки космонавтов Военно-воздушных сил СССР
О том, что СССР собирается отправить в космос человека, не скрывалось. Вопрос был лишь в том, получится ли это сделать раньше американцев. Поэтому об открытии Центра подготовки космонавтов советские газеты сообщали с воодушевлением: до покорения космических вершин остается совсем немного!
Разместился Звездный городок в живописном лесном массиве Щелковского района Подмосковья, в 40 км от столицы. Несмотря на то, что решение о создании центра было принято еще год назад, возвести жилые дома для его обитателей не успели. Первая группа будущих космонавтов, прибывших в Звездный городок в марте 1960 г., расположилась на спортивной базе ЦСКА. Только к концу года они переехали в новостройки, комнаты в которых напоминали скромные гостиничные номера. Зато оснащение для тренировок было на высшем уровне: тренажеры, центрифуга, медицинское оборудование.
Медико-биологическая проверка кандидатов на полет в космос включала нелегкие, порой опасные испытания на специальных стендах, установках и имитаторах. Перед специалистами стояла цель максимально подготовить летчиков к необычным условиям полета.
В первый отряд космонавтов 7 марта 1960 г. были зачислены двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Позже к ним присоединились Евгений Хрунов, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. В первом отряде космонавтов были девять летчиков ВВС, шесть летчиков ПВО и пять летчиков морской авиации.
В дальнейшем Звездный городок расширялся и стал не только центром для подготовки, но и основной базой, как для советских, так и для зарубежных космонавтов, участвовавших в полетах СССР.
Ныне научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина находится в ведении Роскосмоса.