Раскрываем детали, или Что вы еще не видели в минской архитектуре

Серп с молотом или парад планет? Почему лепнина на минских зданиях — это произведение искусства и где ее можно увидеть — в фоторепортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

История города начинается с мелочей. Без лепнины, барельефов, скульптур или колонн пр. Независимости выглядел бы широким, но безликим. Но в архитектурных украшениях на домах, магазинах, театрах мы видим символы, определившие целую эпоху.

Разумеется, в советское время речь не шла об индивидуальных, дерзких, непохожих друг на друга авторских концепциях. Все идеи архитекторов должны были демонстрировать величие СССР, партии и рабоче-крестьянского класса, отражать идеи светлого будущего. Так или иначе, это наше прошлое, и даже здесь, на идеологически выверенном «поле», можно найти то, что станет открытием. Как например, изящные ветви вокруг окна дома на ул. К. Маркса, 16.

Минская лепнина — это переплетение древнегреческих, римских мотивов с советскими идеалами, а значит, лавровые венки совершенно спокойно соседствуют с красноармейскими звездами. И даже не противоречат друг другу, ведь идея одна — прославлять победу, триумф большой страны.

Еще одна особенность малых архитектурных форм города Солнца — у нас почти нет маскаронов — лепнины в виде лиц, изображающих мифологических персонажей или древних богов. Чуть ли не единственный пример — барельеф на доме на ул. Ленина, 13. Непонятно, как он вообще сохранился со своей похожестью скорее на Юлия Цезаря, чем на вождя пролетариата.

Зато в бесспорном «топе» — серпы с молотами, вазы с фруктами и растительные орнаменты. Только посмотрите на здание, где находится редакция «Вечернего Минска», на пр. Независимости, 44, — это же целый музей лепнины. Очень красиво! Дом был построен в 1950-е годы, в период заката сталинского ампира, когда началась борьба с архитектурными излишествами, но он все еще торжественный и парадный.

Любопытно разглядывать фасад ГУМа, построенного в 1951 г., между прочим, по итальянским образцам. Здесь традиционно есть изображения рабочих и крестьян, а прямо на входе — лепнина с колосками, которую стоит рассматривать вблизи: колоски как живые. Это уже, хотя бы теоретически, можно считать не советским, а национальным, белорусским символом.

Еще один пример уникальной лепнины в городе — цветные медальоны с белыми птицами, летящими на фоне синего неба. Они «приземлились» на симметричные дома возле площади Победы, те самые, которые проектировал московский архитектор Михаил Барщ, вдохновляясь творениями итальянца Филиппо Брунеллески, жившего в эпоху Возрождения. Здания легко узнать по башенкам. Кроме птиц тут много других деталей.

Куда более лаконичное, но все равно богатое лепниной еще довоенное строение Академии наук — строгое, но динамичное, свободное, но без буйного декора. Противоположности объяснимы — это результат труда двух архитекторов, один из которых тяготел к конструктивизму, другой — к ампиру.

Поначалу над проектом работал Георгий Лавров, но когда дело дошло до строительства главного корпуса, его идею отвергли и поручили доработать Иосифу Лангдарду. Именно благодаря ему здание получило свою знаменитую коллонаду, стало величественным и как будто стремящимся ввысь.

На одной из стен в специальной нише можно увидеть изображение телескопа с древними часами, на другой — огромного глобуса и планет со звездами. Лепнина академии — это история науки от древности до наших дней, а значит, история самого времени.

Фото автора

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ