Располнеть легко, а похудеть? История парня, сбросившего 60 кг
Хорошего человека должно быть много. Но что эта добродушная поговорка скрывает для человека весом 130-140 кг? Жизнь, полную позитива и удовольствий? Отнюдь. Качество жизни очень страдает. Благо существуют операции, которые позволяют сбросить ненавистные килограммы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с молодым человеком, чья жизнь круто изменилась после операции, благодаря которой он потерял 60 кг.
Вес у Павла оставался нормальным до 12 лет.
– Моя бабушка работала поваром, готовила вкусно и, конечно же, любила от души накормить внуков, – вспоминает парень. – Каждое лето проводил с ней на даче. Мальчиком я рос послушным и потому съедал абсолютно всё, что бабуля мне предлагала. К тому же с детства был приучен: еду выбрасывать нельзя. В итоге «разбил» желудок. В 15 лет при росте 170 см весил 85 кг. Для растущего организма это еще терпимо. Но начало было положено: довольно быстро пристрастился к сладкому и мучному, постепенно стал домоседом. В 23 года достиг 140 кг…
– Только ли любовь к сладкому довела?
– Не только. По большому счету, мне было все равно что есть. Закидывал в рот всё что было под рукой. Картошечки нажарю, пельмешек отварю… От такого питания, конечно, ощущал тяжесть в желудке, но когда учишься на заочке и работаешь удаленно, такое некомфортное состояние воспринимается достаточно спокойно.
– Из дому ни ногой?
– Не совсем так. Иногда прогуливался по магазинам, встречался с друзьями. Но с увеличением веса выходы на улицу становились всё реже.
– Обычно родители протестуют против такого образа жизни…
– Они очень переживали. Что касается моих крупных форм, то когда родители пытались намекнуть, посоветовать что-либо, бабушка (она была полной) меня рьяно защищала: «Генетика у нас такая! Повзрослеет, само всё уйдет».
– Личная жизнь была?
– Какая девушка обратит внимание на такого парня? Да и мне банально ходить было тяжело, не то что романы крутить. Жил неподалеку от «Спортивной». От метро до дома – 5 минут ходьбы. Но даже столь мизерное расстояние преодолевал с большим трудом.
– Что-нибудь предпринимали?
– Хотел в тренажерку записаться, велосипед купить. В итоге приобрел велотренажер. И то едва нашел такой, чтобы мой вес выдерживал. Стандартные рассчитаны максимум на 100-110 кг.
– Помогло?
– Не особо. Хватило меня на несколько недель. Потом тренажер просто пылился на балконе.
– С физнагрузкой не вышло. Что было дальше?
– К 25 годам понял, что самостоятельно похудеть с помощью диет, упражнений у меня не выйдет. Не хватало силы воли. Стал искать альтернативные методы похудения. Наткнулся на сайт столичной клиники, где предлагали довольно радикальное лечение. Загорелся, записался на прием к доктору. После консультации предложили заполнить анкету-опросник, вести дневник питания с целью проверить, нет ли в организме гормональных сбоев. Бывает, человек мало ест, но из-за проблем со щитовидкой (не вырабатывается нужное количество гормонов) у него замедленный обмен веществ. Выяснилось, что с гормонами у меня всё в порядке, просто очень много ел.
Прошел медобследование. На удивление, здоровье в целом было хорошее, только начинался жировой гепатоз печени.
– Вам предлагали похудеть без операции?
– Сказали, что консервативное лечение при моем весе не имеет смысла. Предложили бандажирование – операцию по уменьшению желудка. Согласился. Другого выхода не видел. Кроме того, думал, что это простой путь к похудению.
Операцию сделал осенью 2013-го, длилась она более 4 часов, прошла без осложнений. Но до сих пор с содроганием вспоминаю: лежу в палате, в носу – трубка, во рту – трубка, дышать тяжело, горло распирает. Когда выписали, перешел на жесткую диету – бульончики, жидкая пища, протеиновые коктейли.
– После операции вес быстро ушел?
– За время пребывания в клинике потерял около 3 кг. Еще неделю-две вес снижался по чуть-чуть. А я-то мечтал, что после операции сразу стану красавцем атлетом!
– И долго вы питались пюреобразной пищей?
– Да, но так и не привык к ней, за что впоследствии поплатился. После операции мой желудок напоминал песочные часы: поставили решетчатую перемычку, разделив таким образом орган на две части. Жидкая пища легко проходила, а вот другая могла застрять. Ощущения не из приятных.
Я стал есть паровые котлетки, кашки, супчики плюс витаминно-минеральные комплексы. Постепенно вес уходил. Такой диеты придерживался полгода. А через некоторое время осмелел, стал позволять себе пиццу, гамбургер. В итоге засорил верхнюю часть желудка. Меня постоянно тошнило. Как-то стало совсем худо, пришлось вызвать скорую. Привезли в больницу, прочистили желудок. Пролежал там две недели. Выписали со строгими рекомендациями в питании.
– Наученный горьким опытом, вы следовали советам врачей?
– Первые четыре месяца после выписки. Потом опять сорвался и по старой схеме: засор, госпитализация… Только было еще тяжелее. Тошнило уже по 20 раз на день. Я не выдержал, попросил снять бандаж. А это снова полостная операция. Через год, к слову, решился на еще одну операцию – абдоминопластику.
– Зачем?
– Это было необходимо. При таком весе сильно растягивается кожа. И как ни старайся, никуда она не пропадет. Я вообще удивляюсь, что во всех историях невероятных похудений зачастую даже не упоминается такой нюанс. Куда у людей всё девается? У меня, например, лишняя кожа только на животе завесила 3 кг!
– Почти год с бандажом. Много сбросили?
– 55 кг. Но после его снятия, как и предупреждали врачи, снова стал полнеть. Меня охватила паника, так как к прежнему весу ни в коем случае не хотел возвращаться. Стал ходить пешком на работу и обратно, гулять в обед: в общей сложности выходило 10 км в день. Нужно было еще чем-то заняться в выходные, потому что не могу идти куда-то без цели. Купил фотоаппарат и стал снимать. Кроме того, достал с балкона велотренажер, начал заниматься по 35-45 минут каждый день. Вдобавок в моей жизни появились велосипед и тренажерный зал дважды в неделю. Словом, максимально нагрузил себя физически.
– А с питанием как дела обстоят? Без правильного питания физнагрузки малоэффективны…
– Знаю, потому перешел на здоровую пищу. Готовлю только в мультиварке или запекаю в духовке. Из мясного – курица, говядина. От мучного, газированных напитков отказался. На сладкое – горький шоколад, сухофрукты, иногда мороженое. На свое удивление, даже овощи полюбил.
– А на работе как едите?
– Беру ссобойки – котлеты, тушеные овощи, каши. Пью чай с хлебцами, ем орехи, курагу.
– Сколько сейчас весите?
– 79 кг. Намерен продолжать здоровый образ жизни. Скоро буду праздновать 30-летие. Чувствую себя легко, стал очень активным. Личная жизнь наладилась.
Если кто-то сомневается, делать ли операцию, – однозначно делайте. Даже если не хватит силы воли придерживаться всех врачебных рекомендаций, бандаж можно снять. Но и при таком раскладе уже будет толчок в сторону похудения.
Справочно
В Минске лечением ожирения занимаются в 4-й, 6-й, 9-й городских клинических больницах.
В 6-й ГКБ, например, используют нехирургический метод.
– После консультации врача и прохождения лабораторных исследований пациенту эндоскопическим путем в течение 15 минут устанавливаем специальный внутрижелудочный баллон, металлизированный золотом и заполненный воздухом объемом 500 мл, – рассказал заведующий эндоскопическим отделением 6-й ГКБ Александр Данович. – Баллон ставим на 6 месяцев, в течение которых пациент теряет в весе до 25 кг. Однако это помощник, а не панацея от ожирения. Задача врачей – сформировать у пациента новый стереотип питания, чтобы после удаления инородного тела он продолжал худеть.
На базе 4-й ГКБ работает городской центр герниологии и бариатрической хирургии. По мнению специалистов, бариатрическая хирургия – один из немногих способов, способствующих реальному долговременному похудению. Основная цель бариатрической операции – существенно уменьшить потребление пищи либо ограничить ее всасывание в желудочно-кишечном тракте. В этой же больнице устанавливают и внутрижелудочные баллоны эндоскопическим путем.
В 9-й ГКБ пациентам с чрезмерно лишним весом выполняют лапароскопические операции.
Эта операция щадящая, с небольшими разрезами, через которые с помощью специального инструментария на верхний отдел желудка накладывается бандаж. Таким образом искусственно создается еще один небольшой желудок, куда пища и поступает. Также под кожу устанавливают систему регуляции. После подобных хирургических манипуляций у человека меняется пищевое поведение.
– Если раньше он не мог наесться и потому толстел, то после этой операции чувство насыщения наступит гораздо быстрее, – объяснили врачи. – После бандажирования желудка человек ест маленькими порциями примерно раз десять в день. Бандаж ставится на два-три года, потом убирается. За это время организм привыкает довольствоваться малым. Вес снижается.
Хирурги также отметили, что для проведения такой лапароскопической операции нужна серьезная материально-техническая база и не менее серьезное анестезиологическое сопровождение. Ведь часто у пациентов с чрезмерной массой тела имеются проблемы с сердцем, легкими, почками, печенью. Поэтому их необходимо не только основательно подготовить к операции, т. е. свести к минимуму риск возможных осложнений, но и сделать такой предоперационный наркоз, чтобы ни в коем случае не пострадали жизненно важные органы.
Кстати, в 9-й клинике пациентам с ожирением делают еще «рукавную» резекцию желудка – операцию по уменьшению его объема.
Фото из архива агентства «Минск-Новости» и личного архива собеседника