«Рассчитывать, что сделаешь шедевр, — глупо». Балетмейстер — о таланте, воспитанниках и постановке спектаклей

Главный балетмейстер Большого театра народный артист Беларуси Юрий Троян воспитал плеяду талантливых артистов балета. Он умеет не только рассмотреть талант в неизвестных публике юношах и девушках, но и увидеть их потенциал, предугадать, какими профессионалами они станут спустя несколько лет. Как научился распознавать талант и какие секреты мастерства передает молодежи, Ю. Троян рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

Мы встречаемся с Юрием Антоновичем в сквере у Большого театра. Здесь растет могучий дуб, некогда посаженный им. Годы и невзгоды оставили след на дереве, но дуб стал только мощнее, как и человек, который его посадил. Но обо все по порядку.

— Юрий Антонович, многие ребята до сих пор приходят в профессию благодаря мамам — поклонницам балета. В вашей жизни было так же?

В 1958 году мама привела меня в Большой театр, где работала костюмером. По вечерам после школы я вместе с группой детей артистов театра мешал всем работать. Почти все мы, когда подросли, стали артистами балета, оперы, оркестра.

Хореографическое училище находилось в этом же здании, пройти мимо было сложно. Сдал экзамены и поступил. За годы в профессии было всякое, но вот уже 52 сезона работаю в театре.

— Солистом балета вы были 20 лет. Вспоминая себя тогдашнего и глядя на ребят, которые приходят в труппу сейчас, замечаете ли что-то общее между нынешней молодежью и вами в те годы?

Для всех людей, которые жили в то время, деньги не играли такой большой роли, как сейчас, поэтому люди были другие, с детства впитывали иные истины.

Есть и много общего с современными ребятами. Молодость — это в какой-то мере самоуверенность: мол, я всем докажу, на что способен! В какой-то мере скромность тоже присуща молодости и прикрывается бравадой. Все приходят с желанием чего-то добиться, может, не всегда понимая, способны ли на это.

«Лебединое озеро»

— Какие знания хочется передать, чему научить?

В последние годы стараюсь сначала понять человека. Что им движет? Помочь не совершить те ошибки, которые совершил я. Но это не очень благодарное направление, потому что, пока сам не набьешь шишки, никого не будешь слушать. Пытаешься объяснить, предостеречь и научить даже порой меньше профессии, чем житейским навыкам. Умению выстоять в сложные моменты, избежать травм, внутреннего надлома, когда не выходит что-то. Бывает достаточно успокоить человека, и у него все начнет получаться.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

— Слышала мнение о том, что в наиболее талантливого ученика нужно вкладывать больше, чем в человека со средними способностями. Придерживаетесь ли этого подхода?

Зависит от того, вы преподаватель или руководитель большого коллектива, сложного, высокопрофессионального. Мне нужно постоянно думать о том, какой я формирую коллектив, что будет с ним завтра. Бросить все силы на самого талантливого я не имею права. Нужны ведь не только ведущие солисты, но и артисты кордебалета. Смотришь, где человек лучше себя раскроет. Бывают очень талантливые артисты, но в рамках кордебалета. Они определяют его лицо, они лучшие. Важно, чтобы артист был духовно развитым человеком, имел привычку работать.

«Тристан и Изольда»

— Вам доводилось бывать по обе стороны профессии: когда-то были ведущим солистом и теперь — главный балетмейстер, руководите большим коллективом, опираетесь на опыт и знания. Когда было проще?

Проще отвечать только за себя. В артистах развит эгоизм, они концентрируются на себе. Когда танцуешь, понимаешь, что сделал правильно, а что — нет. Вкладывать знания в ученика сложнее. Представьте, стоишь за кулисами, видя, что артист что-то делает не так, и ничего не можешь изменить. Хочется выскочить, помочь, провести его за руку… Кроме желания научить должно быть умение терпеть ошибки ученика. Не набрасываться на него с упреками, а видеть перспективу.

Помню, как меня перед выходом на сцену заранее поучали, что будет, если ошибусь. Мне хотелось предложить таким людям выйти и станцевать вместо меня. Я никогда не ругаю человека после спектакля. Любой артист знает, что он сделал не так, как бы ни придумывал оправдание. Благодарю за спектакль и приглашаю прийти ко мне завтра, и мы разберемся, что было не так. Замечания делаю тет-а-тет. Если причина вопиющая, наказание последует, но сначала будет спокойный разговор о деле: нужно помочь разобраться.

В партии Гирея в «Бахчисарайском фонтане»

— Вы — балетмейстер-постановщик различных спектаклей. Удалось ли реализовать все то, что хотели?

— Поставить спектакль сложно, должны совпасть многие факторы. Люди гонятся за чем-то модным и кассовым, не за все темы хотят браться. Я ведь не только спектакли ставил, но и показы на тему моды, эпохи, в которую жил Франциск Скорина. Тогда модельер Инна Булгакова создала свою коллекцию одежды. Получилось очень любопытно, в 80-е годы прошлого века это была довольно смелая тема.

Видел великое множество спектаклей, и никогда не было гениального, в любом есть достоинства и недостатки. Рассчитывать, что сделаешь шедевр, — глупо. Порой мне даже больше интересен процесс, чем результат.

— В вашей творческой копилке множество наград. Как к ним относитесь?

Спокойно, как и ко многому в моем возрасте. Помню, в молодости получил первый орден. Это так грело душу! Наград много, я не был обижен. Спасибо прежде всего стране и народу, которые оценивали мою работу. Есть и вьетнамская медаль. После окончания войны в этой стране наш театр отправился туда на гастроли с концертной программой. Везде была ужасная разруха, ехали по дорогам со следами бомбежки. Нищета, болезни — и тут мы со своим балетом. Наш приезд стал большим событием. Перед отъездом нас наградили медалями из дюралюминия, который, уверяли, переплавлен из сбитых вражеских самолетов.

— Когда многое пройдено и пережито, осталось ли то, что может вас удивить или обрадовать?

Меня уже сложно чем-то удивить и в жизни, и в профессии. Повидал много и хорошего, и плохого. Когда артист открывает дверь в мой кабинет, уже предвижу, по какому поводу он пришел, как и что будет рассказывать. Важно стараться помочь людям, если у тебя есть возможности и даже если их нет. Когда встречаю достойных людей, для меня это большая радость. Меня может изумить молодой человек, проявивший не свойственные его возрасту человеческие качества, а злоба, инсинуации вызывают отвращение. Мне говорят, что у меня есть чувство юмора, без него сложно жить. Обладая им, легче общаться с другими людьми, ведь один артист с точки зрения хлопот, которые доставляет, равен 10 обычным людям. В жизни многое непросто, но ее нужно прожить, и она тебя научит.

«Щелкунчик»

— Что могли бы посоветовать себе, если б посчастливилось вернуться в молодость?

Будь самим собой, учись анализировать свои поступки. Хочешь стать лучше — развивай нужные качества, но не изображай из себя того, кем не являешься, тогда люди будут тебя понимать.

 Справочно

Юрий Троян окончил Белорусское государственное хореографическое училище. С 1968 по 1988 г. — ведущий солист Большого театра Беларуси.

Был директором Белорусского государственного хореографического училища, заместителем директора театра балета Беларуси, главным балетмейстером, художественным руководителем балета. С 2020 г. — главный балетмейстер Большого театра Беларуси.

Обладатель различных наград, среди которых ордена Дружбы народов и «Знак почета», вьетнамская медаль «Дружба», медаль Франциска Скорины. В 2014 г. стал лауреатом Национальной театральной премии.

Разносторонность дарования артиста раскрылась в балетах с современной пластикой и классическом репертуаре. Среди его партий Зигфрид, Дезире, Принц («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского), Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова), Альбер («Жизель» А. Адана), Джеймс («Сильфида» Х. Левенскольда), Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина), Адам («Сотворение мира» А. Петрова), Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Спартак («Спартак» А. Хачатуряна).

Юрий Троян — постановщик балетов «Крылья памяти», «Бахчисарайский фонтан», «Тристан и Изольда», «Витовт», «Анастасия», а также многочисленных концертных номеров, танцев в кинофильмах. Артист бывал на гастролях более чем в 80 странах.

Фото предоставлены Большим театром Беларуси

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ