Рассказываем о топографических странностях, которые обнаруживаются в столичных кварталах
Корреспондент агентства «Минск-Новости» обратил внимание на топографические странности, которые обнаруживаются в столичных кварталах.
В результате сноса частного сектора под новое строительство нередко возникают сложности с ориентированием на местности. Процесс обновления старых кварталов длится не один год, градостроительные акценты смещаются, и, как следствие, образуются любопытные казусы.
Найти середину
Сектор индивидуальной застройки, зажатый в районе остановочного пункта «Институт культуры» на горочке между ул. Могилевской и железной дорогой, позволяет представить, каким был микрорайон Чкаловский до застройки его девяти- и двенадцатиэтажками в 1980-е годы. До наших дней от него сохранились только два переулка и четыре улочки весьма скромных размеров. Одна из них — ул. Новоуфимская. Она интересна тем, что у нее сохранились начало и конец. А вот середина большей частью представляет собой на первый взгляд обычный проезд среди многоэтажек.
Помнят ли местные жители о такой улице?
— Новоуфимская… Кажется, военкомат на ней стоял, который снесли. Видите, новостройку возвели на его месте, — говорит молодой человек, ожидающий троллейбус на остановке.
Справедливости ради — он оказался почти прав. Хотя здание, в котором когда-то располагался военкомат Октябрьского района, находилось на ул. Уфимской. А Новоуфимская шла совсем рядом.
Правда, подобраться к ее началу оказалось не так просто. Для этого пришлось покружить по той же Уфимской и пер. Степному. Одна из «фишек» здешней застройки в том, что дома стоят не в глубине участка, а выходят на дорогу.
Первый участок Новоуфимской недолог — всего 60 с лишним метров. Место здесь нашлось лишь для двух домов с номерами 4 и 6а. Дальше улицы как таковой нет. Впрочем, старая ее трассировка угадывается по пешеходным дорожкам внутри квартала, по другую сторону ул. Могилевской. Когда-то строители пощадили здесь часть деревьев, высаженных в ряд вдоль границ проезжей части. Сейчас они радуют своим видом жителей дома № 16 на Могилевской.
А вот с нечетной стороны ул. Жуковского Новоуфимская сохранилась гораздо лучше, даже отобразившись на карте города. Сейчас она представляет собой длинный прямой проезд среди многоэтажек в глубине квартала. Правда, относятся они к иным улицам: либо к Левкова, либо — чуть дальше — к Бакинской. А на Новоуфимской в ее конце сохранились лишь два частных дома под номерами 91 и 93.
Уцелевшие в лабиринте
Микрорайон Чкаловский хранит еще несколько интересных казусов. Например, здесь есть две улицы Могилевские, которые сходятся между собой на перекрестке. Всё дело в том, что в 1980-е при сносе частного сектора топоним решили сохранить. Старая же улица, вплотную примыкающая к железной дороге, под снос попала не полностью. Это в определенной степени привело и к забавной ситуации с нумерацией домов по нечетной стороне Могилевской. К примеру, дома № 5/1 и 9 разделяют 40 м, но до дома № 7 расстояние в 30 раз больше.
Здесь же притаился и пер. Самарский с любопытной историей своего топонима. В 1935-м Самару переименовали в Куйбышев, а вот затерянный в завокзальном лабиринте строений переулок, как ни странно, уцелел со старым названием. А в честь советского политического деятеля переименовали ул. Широкую в противоположной части города.
Судьба пощадила пер. Самарский и в послевоенное время, хоть новая застройка подобралась довольно близко к старым домикам. На этот раз его спасло близкое соседство с железной дорогой. После того как в 1991 году городу Куйбышеву вернули его историческое имя, название переулка автоматически вновь стало актуальным.
Части целого
Во дворах микрорайона Чижовка-3 есть 2-й Кольцевой проезд. Когда-то он полностью соответствовал своему названию. На спутниковом снимке южной части Минска 1970 года в этом месте отчетливо видны усадьбы, а сама проезжая часть образует овал. Ближе к 1980-му часть домиков отправилась под бульдозер, а на их месте выросли три кирпичные пятиэтажки — Голодеда, 17 к. 2, 3 и 4. А вот сквозную проезжую часть 2-го Кольцевого проезда разрубила еще одна новостройка, ставшая пятым корпусом всё того же Голодеда, 17. Эта кирпичная пятиэтажка возведена уже в годы перестройки.
В итоге сложилась довольно любопытная ситуация. Кольцевой проезд на самом деле теперь и не кольцевой, и даже не проезд — все пути здесь заходят в тупики. А относящиеся к нему частные дома поделены на три не связанные между собой сквозными проездами группы.
— Неместному жителю здесь даже с навигатором не очень просто, — говорит доставщик пиццы Иван, машина которого повстречалась около одной из пятиэтажек. — Я как-то делал доставку в один из этих домов. В итоге понял, что проще оставить автомобиль около пятиэтажек и пройти сто метров пешком. Собственно, теперь то же самое…
Здесь же проходит ул. Краснослободская. Когда-то она начиналась от ул. Уборевича. Несколько многоэтажек отодвинули ее начало вглубь квартала. Подсказывает об этом нумерация домов, которая начинается с числа 12. Буквально через 100 м после своего начала Краснослободская обрывается, заходя в тупик возле дома № 17/5 на Голодеда. Казалось бы, улица кончилась. Но нет! Проходим через двор девятиэтажки, построенной в 1977 году, попадаем на противоположную сторону ул. Голодеда, и перед нами, казалось бы, обычный проезд во двор. Но это снова наша старая знакомая Краснослободская. Тянется она всё так же в глубине квартала на несколько сотен метров, оканчиваясь тупиком у сквера имени Зиновия Колобанова. Однако последний дом по нечетной стороне Краснослободской, под номером 19, стоит прямо на ул. Уборевича. Отсюда до «родительской» улицы около 300 м…
Старт-стоп
Теперь переместимся в северную часть города. Когда-то ул. Белинского была вполне заурядной: пятиэтажная застройка по обе стороны сквозной двухполосной дороги, уходящей в частный сектор. Всё изменилось в 1975-м. Примерно посередине улицу перерезала девятиэтажная панелька. В этом месте часть Белинского стала пешеходной. Новый раунд преобразований наступил здесь только спустя три с половиной десятка лет.
После открытия нового участка ул. Л. Беды ситуация на Белинского стала еще более запутанной. Проходивший в частном секторе ее участок между ул. Восточной и Гало оказался разрублен еще в одном месте — в районе пересечения с пер. Восточным. Таким образом, проезжая часть ул. Белинского сейчас представляет собой три не связанных между собой участка. Это тоже вызывало порой забавные ситуации.
— Не подскажете, как пройти к дому Белинского, 23? — такой вопрос нередко можно было услышать в этом районе в начале минувшего десятилетия. Дело в том, что несколько частных домов снесли под строительство очередной многоэтажки. Навигаторы в то время еще не получили такого массового распространения, как в наши дни. Будущие жильцы доходили до конца проезжей части, видели рядом пятиэтажное общежитие, на котором висел огромный аншлаг с номером 21, и недоумевали: куда же подевалась ул. Белинского и где теперь искать дом № 23? Они не знали, что нужно просто пройти в пешеходную арку. Но как об этом догадаться? Ведь никаких указателей о продолжении улицы через 100 м и, соответственно, наличии домов на ней там не было и нет.
А какие странности подмечали вы в городской топографии? Расскажите нам о них.
Фото Павла Русака