«Разбиваются на мотоциклах чаще в идеальную погоду». Судебный эксперт о причинах страшных ДТП

В трагедиях на дорогах не бывает сослагательного наклонения: жизнь водителя, пассажира, пешехода не вернуть.

Но каждый раз, выезжая на место аварии с летальным исходом и восстанавливая точную картину происшествия, судебные эксперты видят типичные ошибки. Живым есть смысл их не повторять. Об этом рассказывает корреспондент «Знамя юности«.

Превышение скорости

Хорошая погода кружит голову

«Превышена скорость», «Водитель неудачно перестроился в крайний левый ряд», «Мотоциклиста отбросило на ограждение» – заместитель начальника отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Вячеслав Усов просматривает на рабочем компьютере фотографии с мест ДТП. Останавливается на снимке, где на асфальте лежит нижняя часть туловища: мужские ноги в джинсах и кедах… Достаточно увидеть это однажды, чтобы лихачить расхотелось навсегда. Вячеслав не собирается никого пугать, но полагает, что будущим водителям нужно представлять, чем оборачивается беспечность:

Вячеслав Усов.

– В открытый доступ помещать подобные кадры ни к чему, но в автошколах показывать нужно. Чтобы фразы «соблюдайте дистанцию», «не превышайте скорость» не воспринимались формально. Дорога не прощает невнимательности и самоуверенности.

Судэксперты-автотехники выезжают на места аварий со смертельными исходами, тяжелыми травмами водителей, пассажиров и пешеходов. Восстанавливая картину по следам и уликам, убеждаются: в большинстве случаев роковым становится человеческий фактор, а не технический:

– Техника, как правило, исправна, неполадок нет. На первое место среди причин гибели мотоциклистов выходит высокая скорость. Мопед, скутер, байк – все это транспортные средства, которые никак не защищают сидящего на нем человека. Упасть с неподвижного мотоцикла на асфальт уже больно. А получить травмы, несовместимые с жизнью, можно и на 40 км/ч. Не говоря о превышении скорости.

Трагические ДТП с мотоциклистами чаще случаются в теплое время года, анализирует Вячеслав Усов:

– Пик приходится на конец весны и лето. В начале сезона байкеров еще немного на дорогах. Те, кто выехал, осваиваются и ездят не так дерзко. А летом многие расслабляются, переходят на большие скорости и более агрессивную манеру вождения. Смертельные ДТП с мотоциклистами случаются не только в плохую погоду, дождь и холод, но также в идеальных условиях, когда на улице тепло, сухо, нет тумана. Потому что водитель думает, что контролирует обстановку и может себе позволить прибавить скорость. Рукоятку акселератора до отказа, рев мотора, адреналин – удовольствие иногда длится до первого поворота.

С таким «арсеналом» судебные эксперты выезжают на место ДТП.

Откуда ни возьмись

Пробок никто не любит, но байкеры в них чувствуют себя более свободными, поскольку могут протиснуться между рядов стоящих на светофоре машин. И нарушают ПДД, поскольку по разметке ездить запрещено. Но еще хуже, когда мотоциклисты лавируют среди движущихся авто, «играют в шахматы», перестраиваясь из одной полосы в другую. Не менее опасен и резкий разгон со старта, показывает фото покореженного байка Вячеслав:

– Мотоциклы очень быстро набирают скорость. Многие замечали, наверное, ситуацию, когда на светофоре машины только-только трогаются, а байкера уже и след простыл. Вот одна из таких аварий: быстрый разгон, а на следующем перекрестке столкновение с автомобилем, который завершал маневр на зеленую стрелку.

Резкий старт

Это, кстати, одна из типичных ошибок – столкновение со встречным автомобилем при его повороте налево. Ситуация опасна тем, что, если мотоцикл едет с превышением скоростного режима, оценить, насколько далеко он находится от перекрестка, автомобилисту достаточно сложно, а порой и невозможно:

– Водитель, поворачивающий налево, анализирует обстановку, исходя из разрешенной скорости на данной дороге. Даже видя свет фары вдалеке, он понимает, что ему хватит времени завершить маневр. А мотоциклист несется значительно быстрее дозволенного. Происходит столкновение, в котором часто серьезно страдают обе стороны. Тяжелые последствия имеют и наезды на пешеходов. Были ситуации: ночь, пустая дорога, но в одной точке сходятся человек и мотоцикл. Потому что первый смотрит, что никого нет, и ступает на зебру, а второй несется. Это как пуля: если попадает в человека, причиняет смертельные травмы.

Левый поворот

Думать наперед

Хороший костюм и дорогой мотошлем не всегда спасают от сильных ударов. Когда байкера выбрасывает на ограждение, столбы, конструкции, пополам нередко ломаются и техника, и человек. Но вот какая закономерность:

– Качественную защиту, дорогой мотоцикл могут позволить те, у кого есть деньги. А успешные и обеспеченные люди, как правило, думают о будущем и не позволяют безалаберного поведения. Они дорожат своей жизнью, семьей и всем, что есть. Желая получить дозу адреналина, лучше пойдут на гоночный трек, но не станут петлять по дороге общего пользования на заднем колесе. Разбиваются обычно молодые ребята, которые ездят в шортах и сланцах. Они-то и разрешают себе большие скорости, разгоняются под сотню или могут сесть выпившими за руль.

Наезд на пешехода

Судебный эксперт уверен, большинство проис­шествий можно было бы предотвратить:

– Ничего сложного – ехать с меньшей скоростью, быть внимательней, смотреть по сторонам, соблюдать дистанцию. По сути любая авария – это нарушение правил кем-то из участников дорожного движения. В последние годы удалось переломить ситуацию, трагедий становится меньше. Да и мотоциклисты более дисциплинированно ведут себя на дорогах.

КСТАТИ

22 апреля – День судебного эксперта в Беларуси. Профессиональный праздник связан с датой образования Государственного комитета судебных экспертиз, которому в этом году исполняется пять лет. Накануне, 19–20 апреля, в Минске прошла Меж-дународная научно-практическая конференция «Евразийское партнерство судебных экспертов: вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития» с участием свыше 400 представителей из более двух десятков стран.

Самое читаемое