Разные времена знавала эта сцена, но скуки на ней никогда не было. Театру-студии киноактера — 40

Театру-студии киноактера — 40 лет. Вспоминаем интересные факты его биографии и замечательных артистов вместе с корреспондентом газеты «Вечерний Минск».

Театр-студия киноактера У нас в Минске каждый театр — своя вселенная. Но есть один, вроде небольшой — на две сотни зрителей, а такой огромный… По внутренней наполненности чувствами и мыслями. По органике. По умению говорить о сложном очень доходчиво. Этот театр — самая что ни на есть живая плоть искусства.

40 лет назад партийные товарищи и чиновники от кино создали его как нечто подсобное и, возможно, временное в виде подразделения киностудии «Беларусьфильм». На студию тогда приезжали по распределению выпускники ВГИКа.

Чтобы не было у киноартистов длительных и довольно мучительных простоев между съемками фильмов, для них учредили театрик. Придумка не бог весть какая — тогда при многих национальных киностудиях были такие театрики. Все померли. А самый первый в СССР театр-студия киноактера, созданный в Москве еще в канун войны (название получил в 1945-м), несколько раз менял форматы, теперь к «Мосфильму» и другим кинокомпаниям отношения не имеет. Это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова.

В итоге минский «кинематографический» театр стал единственным и неповторимым. Эта сцена по-прежнему работает как подразделение «Беларусьфильма».

Сейчас помещения театра, который соседствует с кинотеатром «Москва», ремонтируются. Режиссеры и артисты трудятся по другому адресу: пр. Машерова, 33, в модернизированном здании бывшего Молодежного театра. И мечтают вернуться домой, на пр. Победителей. Когда? Явно не в нынешнем театральном сезоне.

театр киноактера…В середине сентября Театр-студия отмечал свое 40-летие показом спектакля на белорусском языке «Тэатр купца Япiшкiна». Этот спектакль — почти капустник. Он здесь самый старый (по возрасту) и самый молодой (по азарту). Поставлен по пьесе одного из основателей белорусского театрального искусства Евстигнея Мировича, написанной 100 лет назад. Идет уже редко, поэтому ловите. Это такая хулиганистая, огневая, на грани фола сатира, пародия на театр — и дореволюционный, и современный.

Атмосфера в зале и фойе была праздничная. Зрителям наливали полные чашки ароматного чая, угощали пряниками, разыгрывали в викторине призы. Мы с фотокорреспондентом поднялись на второй этаж, за кулисы, поближе к гримеркам, и сразу встретили заслуженную артистку Республики Беларусь Аллу Пролич в костюме персонажа — балерины из театра Епишкина:

— С этого спектакля в 1993-м началось мое знакомство с театром, вхождение в него. Спектакль стал долгожителем. А знаете, почему? Сделан душой и сердцем. Нам, актерам, подарок от Владимира Грицевского и Александра Беспалого.

А тут и сам Епишкин подошел — великолепный Александр Кашперов, заслуженный артист Республики Беларусь.

— Это я своих друзей — артистов Грицевского и Беспалого — уговорил заняться режиссурой, — сказал он.  Вспоминаю начало 1990-х, время жутковатое. Зритель плохо ходил по театрам, фильмы не снимались, киностудия уже думала нас закрыть, прихлопнуть, одним словом. Грицевский и Беспалов фактически спасли положение. Кроме «Епишкина» они поставили «Похищение Елены», «Последнюю женщину сеньора Хуана», «Остров нашей любви и надежды»… И народ на них пошел. Театр — самое устойчивое, что есть в искусстве. У театра, если он настоящий, всегда есть будущее. Потому что между сценой и залом напрямую идет обмен энергией, а это лечит все болячки, снимает усталость, перенастраивает мозг с дурного на хорошее.

Да, соглашаемся с артистом. Разные времена знавала эта сцена, но скуки на ней никогда не было. В 1982–1991 годах здесь царил полный свежих идей Борис Луценко, а с ним в паре был изобретательный сценограф — художник Дмитрий Мохов. К слову, Луценко поставил «Гамлета»! Заглавную роль играли Юрий Казючиц и Владимир Сичкарь — светлая им память… Что-то не припомню, чтобы с тех пор кто-то у нас мог «замахнуться» на главную мировую пьесу.

Приглашенными режиссерами работали литовец Кястутис Адомайтис, поляк Богдан Поремба. Из Москвы приезжали ставить Юрий Горобец, Александр Бурдонский… Памятные спектакли вышли «из-под пера» Валерия Рубинчика, Николая Пинигина… Свои силы в режиссуре пробовал Владимир Гостюхин.

С 1991 года театр обрел лидера в лице кинорежиссера Александра Ефремова, народного артиста Беларуси. Так что в следующем году — еще один юбилей. Почти 30 лет Ефремов ведет сценический корабль, минуя мнимые глубины арт-хауса и ориентируясь на классику, любовь зрителей и свой тонкий вкус. Тех актеров, которые нажил театр за свои немалые годы, он приводит в фильмы и сериалы, благодаря чему мы встречаемся с ними дважды: на сцене и на экране. Здесь работает немало молодых, и они тоже получают двойную путевку в творческую жизнь.

Александра ЕфремовЛегендарными можно назвать очень много постановок, например «Поле битвы», спектакль-долгожитель, весь построенный на стопроцентно узнаваемых ситуациях из обычной семейной жизни. Семья — то самое поле, где мужчины и женщины выясняют отношения. Как они это делают! Остро, гротескно, смешно до колик в животе.

А рядом — «Очень простая история» как пример потрясающего ансамблевого спектакля. На сцене даже не деревня, а этакий ноев ковчег в миниатюре, в котором живут люди и животные: женственная «глубоко беременная» Корова, заносчивый и глупый Петух-пропагандист, романтичная, трогательная, влюбленная Свинья… Животные оказались мудрее людей. Они их переиграли.

За свои 40 лет театр не раз делал камерные постановки, спектакли на двух-трех актеров, что на любой сцене уже стало редкостью. Так, в трагикомедии «Милый лжец», чтобы распутать вместе со зрителями клубок отношений зрелых личностей, на сцену выходили Галина Орлова и Александр Беспалый. Постановка посвящалась памяти Николая Еременко — первого исполнителя роли Бернарда Шоу.

Часть комедий театр преподносит зрителю как трагикомедии, что, собственно, и есть суть нашей жизни: «Миленький ты мой», «Голубчик», «…Забыть Герострата!». Совершенно молодо и задорно прочитана белорусская классика — «Хто смяецца апошнiм» Крапивы.

Очень много в репертуаре коллизий, которые обнажают нашу нравственность, и это тоже примета Театра-студии киноактера. Здесь смешат и заставляют исподволь заглянуть в душу современного человека: «Средство Макропулоса», «Легкой жизни никто не обещал», «Женщины без границ»… Простота изложения не исключает философичности. Доказано.

…Когда завершился показ «Тэатра купца Япiшкiна», Александр Васильевич вышел в зал, произнес короткое приветственное слово, а закончил выступление неожиданно тихо и грустно — вспомнил артистов, кто работал все эти годы и кого уже нет. Аржиловский… Беспалый… Рогачева… Дубровина… Бубашкин… Юрченковы — отец и сын… Розанцева… За фамилиями вставали в памяти зрителей спектакли, на которых они замирали от волнения и, что там говорить, хохотали до слез и плакали до просветления. А затем худрук вывел под аплодисменты зрителей Тамару Муженко — заслуженную артистку Республики Беларусь, старейшую, мудрейшую и красивейшую труженицу этой сцены. В «Тэатры купца Япiшкiна» все 27 лет, с момента создания спектакля, Муженко играла роль балерины. Играла даже в свои 80 лет! Играла и ныне, в юбилейный вечер. И никто не знал, что это был ее последний выход. Тамара Трофимовна Муженко 28 сентября скончалась…

Белинский, этот «неистовый Виссарион», считал театр храмом, имеющим магическую силу над людьми. Что бы он сказал о нашем небольшом Театре-студии киноактера? «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем…» Ну, насчет последнего — это лишне. А в остальном он прав. Ступайте и коллекционируйте мгновения чудесной актерской игры, за которой — подлинная жизнь.

Фабула

  • У театра две даты рождения: 17 сентября 1980 года, когда вышел приказ Госкомитета БССР по кинематографии, и 30 марта 1982-го, когда открылся первый сезон и был показан спектакль «Вся его жизнь» с В. Гостюхиным в главной роли.
  • За 40 лет осуществлено более 70 постановок, сыграно около 9 000 спектаклей.
  • Звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» театру дали в 2011 году.
  • Отмечены призами, стали легендами такие спектакли, как «Мы идем смотреть «Чапаева», «Фантазии по Гоголю», «Пигмалион», «Поле битвы», «Айседора. Танец любви», «Очень простая история» и многие другие.
  • В труппе работают 10 заслуженных артистов Республики Беларусь.
Ретрокадр из начала 1980-х как свидетельство того, что основу труппы составили выпускники ВГИКа — белорусский актерский курс, вернувшийся в Минск после окончания вуза: Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Лидия Мордачева, Петр Юрченков, Нина Розанцева, Владимир Сичкарь и другие. Первым режиссером и худруком театра был Валерий Анисенко (в нижнем ряду второй слева)

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Зарубежный политолог назвал референдум по Конституции грамотным шагом руководства Беларуси

Референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию — выверенный и грамотный политический шаг руководства Беларуси. Такое мнение высказал российский журналист и политолог Михаил Маркелов в эфире телеканала «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

М. Маркелов отметил, что Конституция и референдум по ней — это сугубо внутреннее дело Республики Беларусь, и ее народ решит, принимать или не принимать изменения и дополнения Основного Закона страны.

— То, что принимается такая форма, как референдум, это абсолютно выверенный и грамотный политический шаг со стороны Президента Лукашенко. К тому же Россия и Беларусь — это единственные сейчас, по-моему, страны, где на деле мы видим, что действительно все вещи, которые связаны с изменением законодательства, Основного Закона, проходят непосредственно при участии народа, с широким обсуждением, — сказал политолог.

По его словам, многие принимают Конституцию посредством парламента.

— У нас же это абсолютно прямой диалог с общественными организациями, политическими партиями, молодежными структурами, с религиозными организациями, с научным сообществом. То есть вовлечены все в этот процесс, и это замечательно, — сказал М. Маркелов.

Напомним, республиканский референдум назначен на 27 февраля 2022 г.

Читайте также:

Лукашенко рассказал, в каком случае может не состояться референдум по Конституции

Смотрите также:

 

Российские Су-35С перебазируются в Беларусь для проверки сил реагирования Союзного государства

Экипажи многоцелевых истребителей Су-35С Восточного военного округа РФ, привлекаемые к проверке сил реагирования Союзного государства, приступили к перебазированию на территорию Беларуси. Об этом 22 января проинформировало в Twitter Минобороны России, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, Pixabay.com

Во время выполнения полетных заданий экипажи Воздушно-космических сил России отработают полеты на максимальную дальность, посадку на аэродромы Беларуси, а также совместную с белорусскими специалистами подготовку к повторным вылетам. Об этом со ссылкой на Минобороны РФ пишет ТАСС.

Как сообщалось, предстоящие мероприятия оперативной и боевой подготовки проводятся на фоне обострения военно-политической обстановки в мире. Главным итогом проверки станет оценка способности органов военного управления и войск оперативно реагировать на современные вызовы военной безопасности Союзного государства.

На первом этапе проверки планируется до 9 февраля отработать ряд вопросов, включая передислокацию и создание в короткие сроки группировок войск (сил) на угрожаемых направлениях; охрану, оборону важных государственных и военных объектов; охрану госграницы в воздушном пространстве, в том числе в рамках Единой региональной системы ПВО Беларуси и России. На втором этапе проверки, с 10 по 20 февраля, проведут совместное учение «Союзная решимость — 2022».

Читайте также:

Президент Беларуси предостерег Запад от попыток напасть на Союзное государство

Смотрите также:

 

Даёшь цитрусовое настроение! Лимонный уикенд в Ботаническом саду

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

В Минске есть нужный запас лекарств для лечения COVID-19. Дополнительно создаются кислородные точки — Богдан

В Минске создан необходимый запас лекарств для лечения COVID-19, дополнительно оборудуются кислородные точки. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», в эфире телеканала «СТВ» заявила председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома, председатель Белорусского союза женщин Елена Богдан.

Елена Богдан
Фото БелТА

Е. Богдан подчеркнула, что из резервного фонда Мингорисполкома системе здравоохранения было выделено 15 млн рублей на закупку лекарств. Средства были полностью освоены, благодаря чему создан запас лекарств на ближайшее время. Также закупки проводятся и Минздравом. В частности, как отметила Е. Богдан, пополнены запасы гормонов, низкомолекулярных гепаринов, антибиотиков, инфузионных растворов.

Также в Минске за предыдущий месяц дополнительно оборудовано 860 кислородных точек, эта работа продолжается. В перспективе каждая койка как во взрослых, так и в детских больницах должна быть оснащена точкой подведения кислорода.

Смотрите также:

 

«Роскосмос» прокомментировал отказ США выдать визу российскому космонавту Николаю Чубу

Отказ выдать визу в США российскому космонавту Николаю Чубу угрожает безопасности его миссии на МКС. Такое заявление сделала пресс-служба «Роскосмоса», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.

В своем релизе госкорпорация обращает внимание, что возникшая ситуация может негативно повлиять как на безопасность нахождения россиянина на Международной космической станции, так и на безопасность всего американского сегмента станции из-за неподготовленности космонавта в случае возникновения нештатной ситуации.

Подготовка, уточняет пресс-служба, включает в себя курс лекций, практические занятия на макете сегмента США, в частности ознакомление с работой его систем и взаимодействием систем двух сегментов. Космонавты также проходят курс по действиям в аварийной ситуации. Без всех этих знаний полет в космос невозможен, считают в госкорпорации, и теперь организаторам придется как минимум скорректировать график тренировок Николая Чуба.

Все участники экспедиций от России традиционно готовятся к полету в Космическом центре им. Джонсона, равно как космонавты из Америки прилетают в Россию для прохождения подготовки, напомнили в «Роскосмосе».

Информация о том, что космонавта Николая Чуба без объяснения причин отказались пускать в Америку, появилась утром 22 января. Россиянину не выдали визу для участия в тренировочной сессии в Космическом центре им. Джонсона.

Смотрите также:

 

Пожар, ДТП и даже убийство — каждый вызов уникален. Как работают столичные спасатели 

Почему пожарные обязательно стирают новую форму и никогда не желают друг другу спокойной ночи? Как проходят будни столичных спасателей — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Пожарная аварийно-спасательная часть № 40 на ул. Гинтовта. Недавно смена заступила на суточное дежурство. Тот, кто думает, что будни спасателей проходят лишь в ожидании вызова, сильно ошибается. На самом деле у них имеется четкий распорядок дня, в котором расписана буквально каждая минута. Занятия как теоретические, так и практические — боевые развертывания, различного рода тренировки, учения на объектах.

Каждый должен уметь работать с любым аварийно-спасательным оборудованием, то есть быть, по сути, универсальным бойцом. Если во время занятий поступает вызов, то спасатели безотлагательно мчатся на помощь. Как правило, от сигнала тревоги до выезда из гаража проходит около одной минуты.

Весь день огнеборцев даже при отсутствии вызовов весьма загружен: необходимо убрать территорию подразделения, обслужить технику, уделить время физподготовке — для этого в части есть тренажерный и спортивный залы. Предусмотрены и личное время, часы отдыха и приема пищи. Но чем бы ни были заняты пожарные, они всегда готовы подняться по тревоге.

Сколько машин поедет на конкретный вызов, определяет центр оперативного управления города. При необходимости руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки может запросить дополнительные силы. На помощь могут направить даже коллег из другого района города, — рассказывает диспетчер Центра оперативного управления Первомайского района прапорщик внутренней службы Дмитрий Батечко. — Если ЧП случается на крупном объекте, например в Национальной библиотеке, Белтелерадиокомпании или 1-й городской клинической больнице, то помимо путевки начальнику караула выдается план здания. В нем указано, в каких местах находятся пожарные гидранты. В Первомайском районе есть восемь объектов (в основном учреждения здравоохранения. — Прим. авт.), работники которых каждый вечер сообщают диспетчеру, сколько человек у них остается на ночь. Это необходимо для того, чтобы в случае какого-либо происшествия спасатели знали, какое количество людей необходимо эвакуировать.

По словам начальника смены пожарной аварийно-спасательной части № 40 старшего лейтенанта внутренней службы Максима Гавриленко, каждый вызов уникален, спасатели никогда не знают, с чем им доведется столкнуться.

— Однажды ночью поступило сообщение о задымлении подъезда в одном из домов на ул. Калиновского, — вспоминает М. Гавриленко. — Подъехать вплотную к месту ЧП не удалось: двор был заставлен личным транспортом жильцов. Мы спешились, взяли с собой первичные средства пожаротушения и отправились к подъезду. По пути я поднял голову и увидел, как из окна квартиры на седьмом этаже вырывалось пламя. Отдав коллегам команду прокладывать от цистерны рукавную линию, я с другими бойцами бросился по лестнице на седьмой этаж. Из квартиры выбежал заспанный мужчина, который предупредил, что там остался еще один человек.

Подключив дыхательные аппараты со сжатым воздухом, мы зашли внутрь и разделились — каждый отправился осматривать по комнате. В той, что полыхала, неподалеку от выхода лежал мужчина без сознания. Видимо, он пытался выбраться, но ему не хватило сил. Мы вынесли его на улицу и передали бригаде медиков. С самим возгоранием тогда справились довольно быстро.

В гараже пожарной аварийно-спасательной части в любое время суток обязательно находится дневальный. М. Гавриленко вспоминает случай, когда туда забежала окровавленная женщина, которая пыталась спрятаться от преследовавшего ее маньяка. Спасатели оказали ей первую помощь, вызвали медиков и милицию.

Спасателям нередко доводится оказывать содействие сотрудникам милиции. Однажды бойцы пожарной аварийно-спасательной части № 40 помогли патрульным через открытый балкон проникнуть в квартиру на ул. Калиновского, подогнав автолестницу. Там обнаружили тело девушки, а ее убийцу удалось задержать на месте совершения преступления. Иногда медперсонал может попросить спасателей перенести тучного больного из квартиры до машины скорой помощи.

Случается, бойцы МЧС выезжают и на дорожно-транспортные происшествия. Для этого в их автопарке есть аварийно-спасательный автомобиль, предназначенный как для ликвидации пожаров, так и для помощи во время ДТП. Машина оснащена всем необходимым для деблокировки пострадавших и тушения загоревшихся транспортных средств.

Безусловно, зрелище там порой не для слабонервных, но мы никогда не даем волю эмоциям, — говорит М. Гавриленко. — Среди аварийно-спасательных работ, которые обычно проводим на местах аварии, отключение аккумуляторной батареи у поврежденных автомобилей, деблокировка пострадавших. Иногда, чтобы извлечь человека, приходится едва ли не полностью разбирать машину — снимать крышу, двери, капот. Можем оказать и доврачебную помощь — наложить шины, воротники, сделать перевязку.

Есть у спасателей и свои приметы, причем в каждом регионе и даже подразделении они могут отличаться. Например, бойцы пожарной аварийно-спасательной части № 40, отправляясь на отдых, никогда не желают друг другу спокойной ночи — обязательно поступит вызов. Если до блеска натереть маяки на пожарной машине, то вскоре непременно отправишься на выезд. А новую форму нужно обязательно постирать: наденешь — сразу поедешь на вызов, который будет отнюдь не из простых.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Смольский не попал в топ-15 по итогам масс-старта на этапе КМ по биатлону

Белорус Антон Смольский финишировал 18-м в гонке с массовым стартом на этапе Кубка мира по биатлону в Антхольце, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Антон СмольскийА. Смольский допустил пять промахов на огневых рубежах. Итоговое время на финише составило 40 мин. 32,9 сек. (отставание от лидера — 3 мин. 18 сек.).

Выиграл масс-старт немец Бенедикт Долль (37 мин. 14,9 сек.), вторым финишировал биатлонист из Норвегии Йоханнес Бё (отставание — 31,3 сек.), бронзу завоевал еще один норвежец — Стурла Холм Легрейд (отставание — 1 мин. 28,8 сек.).

Смотрите также:

 

Матерый рецидивист обокрал экс-сожительницу, вскрыв ее сейф

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 48-летнего жителя Минского района, который дважды обокрал бывшую сожительницу. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в прокуратуре Партизанского района.

Обвиняемый на протяжении года сожительствовал с женщиной. Однажды между ними случился конфликт, и та окончательно и бесповоротно попросила его с вещами на выход, забрав ключи от своей квартиры. Мужчина не возражал — только вот прихватил с собой золотую сережку и ноутбук с зарядным устройством, принадлежавшие экс-сожительнице, и зачем-то ее паспорт.

Общая сумма причиненного минчанке ущерба составила 450 рублей. В милицию она тогда не обратилась — надеялась, что тот вернет похищенное по доброй воле, но нечистый на руку гражданин сдал все в ломбард, а вырученные деньги потратил на личные нужды.

Однако после разрыва отношений у мужчины все же остались ключи от квартиры сожительницы: ранее этот комплект хранился на всякий случай у соседки, и, выселяясь, злоумышленник попросил отдать их ему, утаив, что поссорился с подругой.

Спустя два дня после конфликта, пока бывшая возлюбленная была на работе, злоумышленник наведался к ней домой и вскрыл сейф, забрав из него пакетик с ломом золота, монеты, золотые и серебряные ювелирные изделия: серьги, кольца, цепочку, подвеску, браслет. Причем о краже и о том, что сдал украшения в ломбард, мужчина сам признался потерпевшей в ходе телефонного разговора.

Та тотчас сорвалась с работы домой, вызвав по дороге милицию. Вместе с сотрудниками она обнаружила, что из сейфа действительно пропали все ее украшения. В этот раз причиненный ущерб составил более 2 200 руб.

Задержать злоумышленника особого труда не составило. В отношении него возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь («Кража»), санкция которой предусматривает наказание вплоть до четырех лет лишения свободы. К слову, почти все похищенное имущество потерпевшей удалось вернуть, кроме одной золотой серьги.

Обвиняемый работал транспортировщиком на одном из столичных заводов, ранее 13 раз судим, в том числе за имущественные преступления, — рассказал заместитель прокурора Партизанского района Тимур Стужук. Свою вину гражданин признал, в содеянном раскаялся, пояснив, что кражу ювелирных изделий совершил из мести бывшей сожительнице, которая выгнала его из дома. Ключа от сейфа у мужчины не было — он вскрыл его шлифмашинкой.

До вынесения приговора обвиняемый будет находиться в следственном изоляторе.

Смотрите также:

 

Волонтеры БРСМ готовы помочь с уборкой снега определенным категориям минчан

В каждом районе столицы работает горячая линия, по номеру которой пожилые минчане, маломобильные граждане, проживающие в частном секторе, могут оставить заявку на уборку снега. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал «МИНСК |БРСМ|».

уборка снега БРСМТакие заявки принимаются по номерам горячих линий в районах города:

Заводской — 8 (017) 343-54-57;

Ленинский — 8 (017) 395-91-07;

Московский — 8 (017) 258-33-30;

Октябрьский — 8 (017) 276-10-06;

Партизанский — 8 (017) 294-14-17;

Первомайский — 8 (017) 326-77-30;

Советский — 8 (017) 377-96-22;

Фрунзенский — 8 (017) 338-20-91;

Центральный — 8 (017) 377-28-48.

Смотрите также:

 

Из-за песни «Кленовый лист» Караченцов повздорил с Дунаевским. Что произошло?

Из-за песни «Кленовый лист» Николай Караченцов повздорил с Максимом Дунаевским. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Требуется режиссер

Все началось с того, что Виктория Токарева, автор сценариев знаменитых лент «Джентльмены удачи» (1971), «Мимино» (1977), «Шла собака по роялю» (1978), написала рассказ «Маленькое одолжение». По сюжету знаменитый эстрадный исполнитель Валентин Озерников отправляется на гастроли в провинциальный город. В купе к нему забегает мужчина и просит передать его жене по имени Галина Митрофанова небольшую коробку. На вокзал за посылкой никто не пришел. И вот звезда эстрады сам начинает искать Митрофанову в незнакомом городе. Находит. Обстоятельства складываются таким образом, что встреча передачей не ограничивается. Завязываются личные отношения. В задушевных разговорах Озерников признается: ради карьеры в Москве бросил когда-то жену с сыном в маленьком городке. Галина советует вернуться, что певец и делает в финале картины.

Виктория Токарева

Рассказ быстро превратился в сценарий. Долго лежал и ждал своего часа в редакторском отделе «Мосфильма» студии им. Горького. Но так случилось, что мелодрама никак не могла попасть в годовой тематический план. Тогда Виктории посоветовали обратиться на одну из республиканских киностудий. В тот период в Москве работал молдавский режиссер Эмиль Лотяну, прославившийся благодаря картинам «Табор уходит в небо» (1976), экранизации Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Он давно уехал из Кишинева, но там у него оставались ученики. Одного из них, Бориса Конунова, он и посоветовал писательнице в качестве режиссера. Сначала у Токаревой возникли сомнения. Но она посмотрела в фильмотеке несколько его картин: «Вам телеграмма», «Подготовка к экзамену» — и приняла решение довериться постановщику.

Теперь предстояло найти авторов песен. Непростая задача: главный герой картины — любимец публики. Для него нужно было написать хиты, а на это способен не каждый.

Все же уговорили

Леонид Дербенев

Поскольку Токарева не только сценарист, но и известный писатель, чьи произведения экранизировали лучшие режиссеры тех лет, она решила обратиться за советом к нескольким знакомым. И все в один голос посоветовали позвонить композитору Максиму Дунаевскому и поэту Леониду Дербеневу. В конце 1970-х — начале 1980-х этот творческий союз действительно писал шлягер за шлягером.

Максима Исааковича не смутило то, что картина будет молдавской. Для того чтобы сочинить песни, а потом записать их в студии, не обязательно ехать в Кишинев. А вот с исполнителем главной роли в контексте географии съемок могли возникнуть проблемы. Необходим был не просто поющий актер, а известный. Режиссеру и сценаристу очень хотелось заполучить Николая Караченцова на роль Озерникова. Но он находился на пике славы. Вынужденно отказывался от предложений московских режиссеров. Выходил на сцену Ленкома в знаменитом спектакле «Юнона и Авось». Тут Токаревой вновь помог Лотяну. В его фильме «Мой ласковый и нежный зверь» за несколько лет до этих событий снялся Олег Янковский. Режиссер и актер дружили. Янковский был коллегой Караченцова по театру. Он и убедил товарища, что «Молдова-фильм» — это не так плохо. Тем более когда автор сценария — Токарева. Правда, Николай определил очень жесткий график съемок. Но это никого не смутило. Также было отрадно для актера то, что его партнерами по площадке станут Лия Ахеджакова, Татьяна Догилева, Людмила Иванова. Учел он еще один бонус: создатели ленты отдали роль его экранной супруги настоящей жене актера Людмиле Поргиной.

Как по писаному

Первый вариант текста песни «Кленовый лист» выглядел совсем иначе. Стихи были другими. К сожалению, неудачный вариант не сохранился. По воспоминаниям Дунаевского, у Караченцова долго не получалось записать хит. Композитор даже поссорился с актером. Дербенев сказал, что, возможно, дело не в исполнителе, а в сложной рифме. И за ночь написал новые строчки:

Кленовый лист, кленовый лист,

ты мне среди зимы приснись.

В тот миг приснись, когда пурга

качает за окном снега.

В тот миг, когда все замело

и на душе белым-бело.

Ты мне приснись,

рыжий лист кленовый.

Новую версию записали с первого дубля. Сделали дополнительный для подстраховки.

В фильме прозвучало еще несколько хитов: «Горе придет — смотри, не унывай, не унывай! Горе в сундук запри, ключ потеряй!», «Все, что память забывает, сердце помнит, сердце знает», «Как давно все было, спит в снегу трава. Кто мог знать, что дымом станут наши летние слова?». Всего в ленте пять песен. Справедливости ради, хит «Кленовый лист» по популярности пережил не только все произведения из фильма, но и саму картину. И это несмотря на то, что кино очень достойное. Сегодня оно не выглядит морально устаревшим. Но в ТВ-эфир попадает редко. О нем не снимают телепередачи с воспоминаниями актеров, не делают документалистику в формате «Кино про кино». А все потому, что права на эту ленту принадлежат студии «Молдова-фильм». У телевизионщиков логика проста: «Это не наше, поэтому тема отклонена». Похожая ситуация с многими другими полюбившимися картинами. Например, телесериал «Гонки по вертикали» снимала украинская киностудия им. Довженко. Права на него остались в Киеве. Можно составить целый список фильмов, судьба которых оказалась в подвешенном состоянии после развала СССР.

Зато легендарная советская писательница Виктория Токарева нашла себя и в постсоветские годы. По ее произведениям продолжают снимать кино. В 2008 году в Минске работали над 4-серийным фильмом по ее повести «Птица счастья». Виктория Самуиловна позвонила режиссеру Александру Колбышеву и попросила утвердить свою знакомую на эпизодическую роль. Та оказалась супругой владельца сети строительных гипермаркетов, очень хотела попробовать себя в кино. На съемки за свой счет прилетела с Бали. С ролью справилась неплохо. И гонорар не взяла. А писательнице, по ее признанию, в знак благодарности бесплатно заменили всю сантехнику в доме! Словом, каждый получил что хотел.

Песню «Кленовый лист» пробовали спеть разные исполнители, включая Валерия Леонтьева, но никому не удалось сделать это лучше Караченцова.

Еще материалы рубрики:

Градский спел за Кощея, Боярский — за кота. История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити»

«Увезу тебя я в тундру». Настоящая борьба развернулась за этот хит между Маликовым и советским нанайцем Бельды

Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой

«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»

Кадышева выдавала за народную авторскую песню «Виновата ли я» из антирелигиозного кино, где снялся Михалков

Смотрите также: