Разные времена знавала эта сцена, но скуки на ней никогда не было. Театру-студии киноактера — 40

Театру-студии киноактера — 40 лет. Вспоминаем интересные факты его биографии и замечательных артистов вместе с корреспондентом газеты «Вечерний Минск».

Театр-студия киноактера У нас в Минске каждый театр — своя вселенная. Но есть один, вроде небольшой — на две сотни зрителей, а такой огромный… По внутренней наполненности чувствами и мыслями. По органике. По умению говорить о сложном очень доходчиво. Этот театр — самая что ни на есть живая плоть искусства.

40 лет назад партийные товарищи и чиновники от кино создали его как нечто подсобное и, возможно, временное в виде подразделения киностудии «Беларусьфильм». На студию тогда приезжали по распределению выпускники ВГИКа.

Чтобы не было у киноартистов длительных и довольно мучительных простоев между съемками фильмов, для них учредили театрик. Придумка не бог весть какая — тогда при многих национальных киностудиях были такие театрики. Все померли. А самый первый в СССР театр-студия киноактера, созданный в Москве еще в канун войны (название получил в 1945-м), несколько раз менял форматы, теперь к «Мосфильму» и другим кинокомпаниям отношения не имеет. Это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова.

В итоге минский «кинематографический» театр стал единственным и неповторимым. Эта сцена по-прежнему работает как подразделение «Беларусьфильма».

Сейчас помещения театра, который соседствует с кинотеатром «Москва», ремонтируются. Режиссеры и артисты трудятся по другому адресу: пр. Машерова, 33, в модернизированном здании бывшего Молодежного театра. И мечтают вернуться домой, на пр. Победителей. Когда? Явно не в нынешнем театральном сезоне.

театр киноактера…В середине сентября Театр-студия отмечал свое 40-летие показом спектакля на белорусском языке «Тэатр купца Япiшкiна». Этот спектакль — почти капустник. Он здесь самый старый (по возрасту) и самый молодой (по азарту). Поставлен по пьесе одного из основателей белорусского театрального искусства Евстигнея Мировича, написанной 100 лет назад. Идет уже редко, поэтому ловите. Это такая хулиганистая, огневая, на грани фола сатира, пародия на театр — и дореволюционный, и современный.

Атмосфера в зале и фойе была праздничная. Зрителям наливали полные чашки ароматного чая, угощали пряниками, разыгрывали в викторине призы. Мы с фотокорреспондентом поднялись на второй этаж, за кулисы, поближе к гримеркам, и сразу встретили заслуженную артистку Республики Беларусь Аллу Пролич в костюме персонажа — балерины из театра Епишкина:

— С этого спектакля в 1993-м началось мое знакомство с театром, вхождение в него. Спектакль стал долгожителем. А знаете, почему? Сделан душой и сердцем. Нам, актерам, подарок от Владимира Грицевского и Александра Беспалого.

А тут и сам Епишкин подошел — великолепный Александр Кашперов, заслуженный артист Республики Беларусь.

— Это я своих друзей — артистов Грицевского и Беспалого — уговорил заняться режиссурой, — сказал он.  Вспоминаю начало 1990-х, время жутковатое. Зритель плохо ходил по театрам, фильмы не снимались, киностудия уже думала нас закрыть, прихлопнуть, одним словом. Грицевский и Беспалов фактически спасли положение. Кроме «Епишкина» они поставили «Похищение Елены», «Последнюю женщину сеньора Хуана», «Остров нашей любви и надежды»… И народ на них пошел. Театр — самое устойчивое, что есть в искусстве. У театра, если он настоящий, всегда есть будущее. Потому что между сценой и залом напрямую идет обмен энергией, а это лечит все болячки, снимает усталость, перенастраивает мозг с дурного на хорошее.

Да, соглашаемся с артистом. Разные времена знавала эта сцена, но скуки на ней никогда не было. В 1982–1991 годах здесь царил полный свежих идей Борис Луценко, а с ним в паре был изобретательный сценограф — художник Дмитрий Мохов. К слову, Луценко поставил «Гамлета»! Заглавную роль играли Юрий Казючиц и Владимир Сичкарь — светлая им память… Что-то не припомню, чтобы с тех пор кто-то у нас мог «замахнуться» на главную мировую пьесу.

Приглашенными режиссерами работали литовец Кястутис Адомайтис, поляк Богдан Поремба. Из Москвы приезжали ставить Юрий Горобец, Александр Бурдонский… Памятные спектакли вышли «из-под пера» Валерия Рубинчика, Николая Пинигина… Свои силы в режиссуре пробовал Владимир Гостюхин.

С 1991 года театр обрел лидера в лице кинорежиссера Александра Ефремова, народного артиста Беларуси. Так что в следующем году — еще один юбилей. Почти 30 лет Ефремов ведет сценический корабль, минуя мнимые глубины арт-хауса и ориентируясь на классику, любовь зрителей и свой тонкий вкус. Тех актеров, которые нажил театр за свои немалые годы, он приводит в фильмы и сериалы, благодаря чему мы встречаемся с ними дважды: на сцене и на экране. Здесь работает немало молодых, и они тоже получают двойную путевку в творческую жизнь.

Александра ЕфремовЛегендарными можно назвать очень много постановок, например «Поле битвы», спектакль-долгожитель, весь построенный на стопроцентно узнаваемых ситуациях из обычной семейной жизни. Семья — то самое поле, где мужчины и женщины выясняют отношения. Как они это делают! Остро, гротескно, смешно до колик в животе.

А рядом — «Очень простая история» как пример потрясающего ансамблевого спектакля. На сцене даже не деревня, а этакий ноев ковчег в миниатюре, в котором живут люди и животные: женственная «глубоко беременная» Корова, заносчивый и глупый Петух-пропагандист, романтичная, трогательная, влюбленная Свинья… Животные оказались мудрее людей. Они их переиграли.

За свои 40 лет театр не раз делал камерные постановки, спектакли на двух-трех актеров, что на любой сцене уже стало редкостью. Так, в трагикомедии «Милый лжец», чтобы распутать вместе со зрителями клубок отношений зрелых личностей, на сцену выходили Галина Орлова и Александр Беспалый. Постановка посвящалась памяти Николая Еременко — первого исполнителя роли Бернарда Шоу.

Часть комедий театр преподносит зрителю как трагикомедии, что, собственно, и есть суть нашей жизни: «Миленький ты мой», «Голубчик», «…Забыть Герострата!». Совершенно молодо и задорно прочитана белорусская классика — «Хто смяецца апошнiм» Крапивы.

Очень много в репертуаре коллизий, которые обнажают нашу нравственность, и это тоже примета Театра-студии киноактера. Здесь смешат и заставляют исподволь заглянуть в душу современного человека: «Средство Макропулоса», «Легкой жизни никто не обещал», «Женщины без границ»… Простота изложения не исключает философичности. Доказано.

…Когда завершился показ «Тэатра купца Япiшкiна», Александр Васильевич вышел в зал, произнес короткое приветственное слово, а закончил выступление неожиданно тихо и грустно — вспомнил артистов, кто работал все эти годы и кого уже нет. Аржиловский… Беспалый… Рогачева… Дубровина… Бубашкин… Юрченковы — отец и сын… Розанцева… За фамилиями вставали в памяти зрителей спектакли, на которых они замирали от волнения и, что там говорить, хохотали до слез и плакали до просветления. А затем худрук вывел под аплодисменты зрителей Тамару Муженко — заслуженную артистку Республики Беларусь, старейшую, мудрейшую и красивейшую труженицу этой сцены. В «Тэатры купца Япiшкiна» все 27 лет, с момента создания спектакля, Муженко играла роль балерины. Играла даже в свои 80 лет! Играла и ныне, в юбилейный вечер. И никто не знал, что это был ее последний выход. Тамара Трофимовна Муженко 28 сентября скончалась…

Белинский, этот «неистовый Виссарион», считал театр храмом, имеющим магическую силу над людьми. Что бы он сказал о нашем небольшом Театре-студии киноактера? «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем…» Ну, насчет последнего — это лишне. А в остальном он прав. Ступайте и коллекционируйте мгновения чудесной актерской игры, за которой — подлинная жизнь.

Фабула

  • У театра две даты рождения: 17 сентября 1980 года, когда вышел приказ Госкомитета БССР по кинематографии, и 30 марта 1982-го, когда открылся первый сезон и был показан спектакль «Вся его жизнь» с В. Гостюхиным в главной роли.
  • За 40 лет осуществлено более 70 постановок, сыграно около 9 000 спектаклей.
  • Звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» театру дали в 2011 году.
  • Отмечены призами, стали легендами такие спектакли, как «Мы идем смотреть «Чапаева», «Фантазии по Гоголю», «Пигмалион», «Поле битвы», «Айседора. Танец любви», «Очень простая история» и многие другие.
  • В труппе работают 10 заслуженных артистов Республики Беларусь.
Ретрокадр из начала 1980-х как свидетельство того, что основу труппы составили выпускники ВГИКа — белорусский актерский курс, вернувшийся в Минск после окончания вуза: Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Лидия Мордачева, Петр Юрченков, Нина Розанцева, Владимир Сичкарь и другие. Первым режиссером и худруком театра был Валерий Анисенко (в нижнем ряду второй слева)

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ