Разрешите поспорить

Ольга Поклонская
Автор материала:
Ольга
Поклонская

Почему в нашей культуре так мало места дискуссии?

Все знакомые, имеющие опыт учебы и работы за рубежом, отмечают, насколько равноправны там отношения между профессорами и студентами, насколько обычно для них явление, когда слушатель вступает в дискуссию с лектором по обсуждаемым вопросам.

У нас с этим, признаем, по-прежнему большая напряженка. Зачастую наставники вещают, аудитория слушает, а потом воспроизводит услышанное. Возражать, высказывать свое мнение — это и прежде не поощрялось, и сегодня, увы, не стало нормой. Сами не обладая культурой диалога и спора, мы, разумеется, не можем научить этому детей.

Почему белорусы при их пресловутой толерантности часто так нетерпимы к чужому, отличному от их собственного мнению? Почему традиции авторитарности в наших отношениях по-прежнему удивительно сильны?

Почему любое возражение (особенно вышестоящему лицу) в нашей культуре воспринимается как что-то неприличное, недопустимое, заслуживающее наказания? Сидеть тихо и помалкивать — это и есть наша культура спора?

Но разве отсутствие привычки коллективно обсуждать любые проблемы, единолично принимать решения не оборачивается нежелательными последствиями, которые потом приходится героически преодолевать? Разве не очевидно: подходы «я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак», «я старший, и значит, прав» во многих сферах в XXI веке уже абсолютно неэффективны, и от них надо бы отказываться. Для начала хотя бы в отношениях с детьми. Парадоксально — мы декларируем, что хотим видеть молодое поколение думающим, с активной гражданской позицией, и при этом мало поощряем их к самостоятельному мышлению, на корню пресекаем их попытки заявить и отстоять свое мнение, отказываем им в праве на ошибку.

Дискуссия во всех смыслах очень полезна для воспитания личности.

Участвуя в ней, человек учится формулировать собственные мысли, а не воспроизводить хрестоматийные, развивает коммуникативные навыки, глубже познает себя. Столкновение разных взглядов помогает подкорректировать свою точку зрения, увидеть проблему или явление более объемно, многогранно; принять более взвешенное конструктивное решение. А еще диспут — эффективный способ выпустить пар.

Подросток, который высказывает мнение в лицо, открыто, вряд ли будет интриговать и совершать гадости за спиной. А вот когда он постоянно слышит от старших «заткнись», убеждается, что его мысли, внутренний мир никому не интересны, когда его подавляют и обесценивают, то наверняка он подхватит вирус равнодушия и безразличия. Или найдет более деструктивный способ, как ответить своим обидчикам. Случаи подростковой агрессии нередко вызваны именно протестом против авторитарности взрослых, их упорного нежелания слушать и слышать.

Многие современные тинейджеры потому и привязаны к Интернету, что там могут обсудить любые вопросы, чувствуя себя гораздо свободнее и комфортнее, чем в реальном мире. И в том, что они не могут утолить «голод» в диалоге, понимании, признании дома, в школе, в вузе, виноваты, на мой взгляд, взрослые. Потому что «отцам» нужно не только учить наследников, как жить, но и самим учиться взаимодействию и уважению альтернативного взгляда. Иначе никак.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое