РАЗЫСКИВАЕТСЯ АБИТУРИЕНТ. Чтобы корабли лавировали, или Где учат управлять судами

Кто строит для белорусских портов корабли, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Факультет энергетического строительства Белорусского национального технического университета. Здесь все специальности так или иначе связаны с созданием и обслуживанием объектов энергетики. Газ, тепло, вода — главные фигуранты учебного дела студентов. А вот с какой стороны, так сказать, подобраться к этим природным богатствам, решают в рамках факультета сами абитуриенты. И на проходных баллах их волеизъявления отражаются сильно. Скажем, на «Экономику и организацию производства» в сфере коммунального и водного хозяйства вырисовался в прошлом году высокий конкурс — 3,5 человека на место, и зачисляли сюда ребят, набравших не менее 269 баллов. Но рядом с «экономистами» на потоке учатся ребята, которые выдержали меньшую конкуренцию, и их баллы не такие блестящие (конкурс — 1,4 человека на место, проходной балл — 118!). Зато будущая профессия сулит хорошие перспективы и романтику. Мальчишки и девчонки участвуют в регатах парусников, учатся управлять судами. Но самое главное — умеют их проектировать. Речь идет об инженерной специальности «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта».

Лекции и практические занятия у студентов часто проходят в корабельной лаборатории

За суровым названием скрывается не менее суровая начинка. Мальчишки-студенты, выбравшие это направление, по секрету рассказывают: оно, пожалуй, самое непростое во всем университете.

Знаете, сколько всего нужно знать, чтобы спроектировать судно от и до?! И чтобы оно, встав на воду, поплыло? — говорит четверокурсник Константин Быков. — Мы изучаем такой объем информации, как весь наш университет вместе взятый.

Парня в профессию привлекла отнюдь не романтика. Подсказали старшие товарищи, которые на этом зубы съели.

Кораблестроение — многовекторное направление. Векторы могут разойтись — найдешь себя в абсолютно любой инженерной области; а могут сойтись воедино — тогда будешь создавать уникальные объекты, — считает Константин.

Он, как и его однокурсники, мечтают рано или поздно создать свой идеальный корабль. А пока на лекциях и практических занятиях преподаватели дают им «разминочные» упражнения:

Спрашиваю у студентов: «Слабо вам создать проект мини-подводной лодки для Нарочи?» — рассказывает заведующий кафедрой кораблестроения и гидравлики профессор Игорь Качанов. — Приедут туристы, сядут с семьей в подводное судно и погрузятся на глубину 25 метров. Получайте экзотику! И больше никто за эту работу не возьмется. Автомобили построят, тракторы тоже, а вот глубже нырнуть… А наши студенты могут.

Здесь готовят в одном лице и технологов, и проектантов, и эксплуатационников. И речь идет не только о водном транспорте. Специалист получается на выходе универсальный, адаптированный к любым вызовам современного рынка. Например, на распределение студентов в прошлом году приехали представители конструкторского бюро ОАО «БЕЛАЗ». Посмотрели, что ребята отлично владеют навыками компьютерной графики, 3D-программированием, — и сразу забрали к себе двоих выпускников.

Все первокурсники обучаются судовождению. Практика проходит в яхтном клубе на Минском море. Ребят экзаменует Государственная инспекция по маломерным судам, которая затем выдает им удостоверение судоводителя. То есть в течение первого года обучения в вузе парни и девушки приобретают рабочую профессию, — рассказывает И. Качанов.

— Куда распределяют выпускников?

В Беларуси 10 портов, и в каждом функционирует порядка 40-50 судов. В речном в Витебске, например, есть два теплохода представительского класса. Там во время проведения «Славянского базара» звезды российской эстрады частенько устраивают корпоративы. Буквально два месяца назад спустили на воду построенный нашими выпускниками на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе круизный теплоход «Белая Русь». Он будет курсировать по маршруту Брест — Херсон. Сейчас проходит обкатку по водному пути Брест — Мозырь. Все билеты до ноября выкуплены!

— Говорят, белорусские реки мельчают… Какие перспективы у отечественного водного хозяйства?

Сейчас планируют восстанавливать европейский водный путь Е-40. Это глобальный проект судоходного маршрута от Балтийского до Черного моря, который пройдет и через Беларусь. Инфраструктура для этого создана. Глубина на всем протяжении Днепро-Бугского канала соответствует требованиям в 2,5 метра. Для нас это выгодно. Кроме того, видим перспективным направление по созданию экранопланов — самолетов, которые движутся рядом с поверхностью воды, — со знанием дела рассказывает студент Константин Быков.

Для поступления на специальность «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» от абитуриентов потребуются сертификаты ЦТ по физике, математике и одному из государственных языков. Проходные баллы прогнозируются не заоблачные.

Фото Тамары Хамицевич

 Еще материалы рубрики:

РАЗЫСКИВАЕТСЯ АБИТУРИЕНТ. У горных инженеров-механиков зарплаты выше, чем у айтишников

 

 

 

Самое читаемое