Редкие автобусы советского времени проехали по главным проспектам столицы

Раритетные автобусы советской эпохи, прибывшие из Таллинна, 30 июня и 1 июля гостят в Минске, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Эта техника участвует в автопробеге «Таллинн – Минск – Таллинн», посвященном 25-летию с даты установления дипломатических отношений между Эстонией и Беларусью. 30 июня на ретро-автобусах проехали журналисты и сотрудники столичных транспортных организаций, а 1 июля в Верхнем городе с 10.00 до 16.00 с этими уникальными машинами смогут ознакомиться горожане. Все автобусы, по словам организаторов мероприятия, будут открыты для посетителей. Изнутри они выглядят не менее привлекательно, чем снаружи.

Автопробег проходит по инициативе эстонской транспортной компании «Люкс Экспресс» при активной поддержке посольства Республики Беларусь в Эстонии и содействии Мингорисполкома.

Главного инициатора и спонсора мероприятия перед началом поездки представил заместитель генерального директора ГП «Минсктранс» Виктор Тозик:

— Руководитель транспортной компании «Люкс Экспресс» Хуго Осула — наш давний партнер. Мы тесно сотрудничаем в сфере международных перевозок. Именно его усилиями эта раритетная техника находится в идеальном состоянии. Представьте: своим ходом она смогла преодолеть более 750 км!

Учитывая, что в Минске на протяжении многих лет планируют открыть музей пассажирского транспорта, а также тот факт, что в белорусской столице тоже есть образцы раритетной техники, опыт эстонских партнеров довольно интересен. Правда, восстановлением и поддержанием автобусов в исправном состоянии там занимаются, по словам Хуго Осула, сугубо за счет частных инвестиций. Всего в коллекции компании 12 автобусов, самый старый — 1938 года выпуска.

— Мы делаем все, чтобы не только современные автобусы запомнились пассажирам своим комфортом, но и чтобы в памяти поколений остались и старые машины, ставшие уже историей, — отметил Хуго Осула. – Важно также, чтобы работники транспорта видели, что нынешние и последующие поколения уважают и ценят работу, сделанную нашими отцами и дедами.

Кстати, последние 10 лет каждая автобусная компания Эстонии имеет в своих парках хотя бы один автобус марки прошлых лет. Около 30 единиц этой техники восстановлены и находятся почти в том состоянии, в каком они выходили с заводов, начиная с 1930-х до конца прошлого века.

По словам руководителя «Люкс Экспресс», ретро-автобусы, которые сейчас приехали в Минск, в Эстонии называют королями дорог 50-х – 80-х годов. Это автобусы редких сохранившихся марок ЗИС-127, Икарус-55, Икарус-Люкс, Икарус-255.

Этот экземпляр ЗИС-127 1956 года выпуска, по словам господина Хуго, – единственный сохранившийся в мире. Таких сошло с конвейера меньше 900, а в 1964-м их вообще прекратили производить: им на замену в СССР приехали «Икарусы». Этот экземпляр нашли в эстонском колхозе: еще в 1980-е он возил колхозников в Крым, настолько хорошо за ним следили. Восстанавливали около 10 лет.

Он вовсе не похож на «старичка»: и внутри, и снаружи все блестит. Кстати, управляет им не работник компании, а учитель, увлеченный восстановлением старой техники.

Правда, во время нашего короткого путешествия, когда мы пересаживались из одной ретро-машины в другую, довелось вдохнуть полной грудью выхлопы старых автобусов. Этот запах забыть невозможно! Так сказать, побочный эффект, или издержки исторического производства, поскольку в раритетных машинах на 90% — оригинальные детали.

Икарус-55 использовался на пригородных линиях и в экскурсионных перевозках. Сохранились даже такие детали, как кассовый аппарат.

— В бывшем СССР ни одного не сохранилось, — продолжает Хуго Осула. — В начале 1970-х многие из них резали, отправляли на свалку. Этот автобус 1964 года. Уже в 1990-е его нашли в Карелии в разобранном виде, восстановили. Летом его часто заказывают на разные мероприятия.

Начальнику управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константину Гололобову тоже захотелось посидеть за рулем старого, но прекрасно выглядящего «Икаруса».

Икарус-255, который еще называли «аквариумом», — междугородний автобус с большими окнами. Выпускался позже, в 1970-1980-е годы, поэтому люди среднего возраста помнят его лучше.

 Привезли эстонцы и новейший автобус, который изготовлен по заказу «Люкс Экспресс» для международных перевозок. Он, пожалуй, отражает кредо руководителя этой компании:

— Автобус сегодня – не «баня на колесах» летом и не «холодильник на колесах» зимой. Он должен быть самым современным видом транспорта, в котором возможен и отдых, и работа, и общение в интернете.

Во время небольшого турне на ретро-автобусах мы делали несколько остановок, где техника сразу привлекала внимание окружающих: люди останавливались, снимали на смартфоны.

Многие просто с удивлением разглядывали автобусы, будто сошедшие с экранов фильмов. А кто-то и вправду решил, что снимают кино.

Фото Тамары Хамицевич

ТОП-3 О МИНСКЕ