Реки-призраки затопляют станции метро и улицы Минска

Несмотря на возведение новых коллекторов, некоторые улицы столицы во время сильного дождя до сих пор затопляет. Это происходит из-за рек, протекающих под землей.

К такому выводу пришли ученики СШ № 90 Анастасия Азарова и Сергей Поляков. Они вместе с руководителем краеведческого музея школы Станиславом Холевым изучили карты столицы разных лет, самая ранняя из которых датируется 1880 годом.

IMG_20140205_135948

Выяснилось, что более века назад общая длина водной системы в границах нынешнего Минска составляла 132,8 км. Однако из-за осушения болот и строительных работ она сократилась в 1,5 раза (сейчас ее протяженность 90,5 км).

 

Длины речной системы Свислочи: конец XIX века и нынче

 

Река, ручей (в скобках старые названия)

Современная длина, км

Первоначальная длина в пределах нынешнего города, км

Свислочь

30,0

30,0

Слепянка (Слепня)

22,5

22,9

Лошица (Лоша, Мухля)

9,2

15,0

Словсть (Дражня)

0

10,5

Цна

6,6

6,6

Мышка (Копровка)

3,1

6,6

Немига

0

5,5

Сенница

4,5

4,5

Переспа

0,2

3,9

Серебрянка (Серебряный ручей)

0

3,5

Тарасовка (Дививелка)

0

3,3

Тростянка (Ельница, Синявка)

2,0

2,0

Крупица (Крупка)

0,6

1,6

Ручьи без названий

11,8

16,9

 

 

Немига

Немига

В переводе с балтийских языков ее название означает «бессонная, беспокойная». Нарекли Немигу так не зря: даже став в конце XIX века небольшим ручьем, после сильных дождей она разливалась, затопляя улицу и близлежащую площадь. Чтобы справиться со стихией, в 1926 году городские власти приняли решение заключить «бессонную» в бетонную трубу. Но даже такие оковы до конца усмирить реку не смогли. Подтверждение этого – потоп на улице Немиге летом 2010-го. Тогда во время ливня сотрудникам МЧС пришлось эвакуировать 53 человека. Исток буйного ручья, по одной из версий историков, находится на территории Октябрьского района.

– Примерно 120 тыс. лет назад после отступления ледника здесь образовалось болото, – рассказывает руководитель краеведческого музея СШ № 90 Станислав Холев. – Позже его назвали Францисканским. Располагалось оно на участке между нынешними аэропортом Минск-1 и станцией метро «Институт культуры». Из этого болота и брала начало река Немига. После строительства Московско-Брестской железной дороги в конце XIX века его начали осушать. В итоге река стала мелеть, уменьшаться. Теперь она протекает под землей, ее протяженность около 1,5 км, высота уровня воды примерно 5 см. А когда-то длина реки достигала 4 км.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Первоначальное русло реки было показано на планах Минска 1898, 1903, 1910 годов, отдельные участки русла обозначены на немецких планах Минска 1942 года. На более поздних планах и картах Немигу уже не показывали. После долгой работы с историческими документами, а также общения с минскими старожилами ученики СШ № 90 пришли к выводу, что водная артерия начиналась на нынешней улице Чкалова, во дворе дома № 8. Даже в сухую летнюю погоду на этом месте порой стоят лужи и можно разглядеть остатки высохшего русла Немиги.

 

Переспа

Переспа

По одной из версий, название «Переспа» произошло от глагола «пересыпать». Профессор Александр Лотков, писал, что когда-то благодаря льготам польских королей эта река была сплошь застроена водяными мельницами. Крестьяне, смолов зерно, пересыпали муку в мешки. Всё вокруг было белым от мучной пыли, летавшей в воздухе, – и трава, и деревья, и люди…

Также существует легенда, что на этой водной артерии стояла большая мельница «аж о семи колесах» богатыря и знахаря Менеска. По преданию, мука здесь мололась не из зерен, а из камней. Сооружение это было многофункциональным – ночью Менеск разъезжал на нем по округе, набирая дружину из смелых и сильных людей. Появилась эта легенда благодаря тому, что раньше Переспа на месте впадения в Свислочь образовывала небольшой водопад.

По другой версии, слово «Переспа» произошло от слова «пересыпь». Так называли насыпную землю, из которой строили дороги, – река протекала вдоль одной из таких магистралей. Также около этой водной артерии был насыпан оборонительный вал.

Еще в середине XIX века река вытекала из Комаровского болота (территория между нынешними улицами Некрасова, Карастояновой и Богдановича) и впадала в Свислочь в районе ее пересечения с проспектом Машерова. Длина Переспы составляла около 3,9 км. Теперь от нее остался небольшой ручей протяженностью 0,2 км, он течет по подземному коллектору, проложенному вдоль улицы Кропоткина.

Крупица

Крупица

 

Считается, что слово «Крупица» (Крупка) произошло от названия растения из семейства капустных – крупки. Возможно, около реки она занимала целые поля. К сожалению, информации об этой водной артерии сохранилось немного. Впервые она упоминается в XVII веке в связи с возникновением деревни Крупки. На картах середины XIX века протяженность реки составляет 1,6 км. Начиналась она в районе пересечения нынешних улиц Ольшевского и Петра Глебки и впадала в Свислочь около перекрестка проезда Дрозды и улицы Крупцы. Сейчас, по мнению Станислава Холева, Крупка продолжает течь под землей, при этом ее длина сократилась до 0,6 км.

Словсть

Словсть

Название этой реки, по мнению историков, связано с тем, что она была сильно заболоченной, «слякотной». Первые упоминания о ней есть в документах описания земель Минска (1557 год). Граница города проходила «до истока речки Словти, до дороги Могилевское». Речка начиналась примерно от места нынешнего пруда в лесопарке в Степянке и шла около станции метро «Могилевская».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Затем она выходила за МКАД и впадала в Свислочь около деревни Подлосье. Правильное название этой деревни было Подсловстье, но после исчезновения реки оно поменялось. Длина Словсти в середине XIX века была 10,5 км. На географических картах Минска ее обозначали до 1950-х годов. После начала массовой застройки Заводского района некоторое время на планах столицы еще были видны отдельные фрагменты русла, но сейчас водная артерия полностью исчезла.

Тарасовка

Тарасовка

По одной из версий, это название река получила по населенному пункту, который располагался на ее берегах. Имена последнего менялись, вместе с ним и водную артерию нарекали по-разному: Дививелка, Корчевка. Река также упоминается в документах 1557 года. Тарасовкой завершалась западная часть Минска того времени: граница шла «логом вверх речки Дививелки, прозываемой Тарасовка, ко мосту на той же речце, через которой ездят до Ракова». Если наложить карту XIX века на современную территорию столицы, получиться, что река начиналась за МКАД, затем раздваивалась, пересекая жилые районы, текла через агрокомбинат Ждановичи и жилой район Сухарево. Сейчас можно увидеть только отдельные фрагменты ее русла за кольцевой дорогой.

Серебрянка

Серебрянка

Около жилого района Серебрянка тек ручей, вода в котором была настолько прозрачной и чистой, что его называли Серебряным, через некоторое время он вырастал до размера реки. Серебрянка, как и Словсть, упоминалась в описании земель Минска 1557 года. Граница нынешней столицы пересекала «дорогу великую, которая идет з Менска через Лошицу до Переджиря» и вела «до логу Серебреного».

По мнению учеников СШ № 90, Серебряный ручей начинался около здания аэропорта Минск-1 и, протекая по Серебряному логу, впадал в Свислочь в районе улицы Полесской, недалеко от дома № 75 на улице Маяковского. В XVIII веке вблизи от места впадения ручья возникла небольшая деревня Серебрянка, лес за которой стали называть Серебряным бором. На его месте и возник в 1970-х годах жилой район с красивым названием Серебрянка.

Последний раз Серебряный ручей был показан на топографической карте Минска 1984 года, уже с канализированным руслом. После расширения летного поля аэропорта и застройки района в нижнем течении Серебрянки все русло реки было засыпано.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Однако Станислав Холев считает, что река до сих пор течет под землей и в будущем может доставить много хлопот при строительстве станции метро «Аэродромная».

– Подобное уже случалось, когда прокладывали туннель для «Малиновки», – поясняет руководитель краеведческого музея СШ № 90. – Метростроители наткнулись на довольно мощный поток подземных вод на глубине 10–15 м. Вода поступала в тоннель со скоростью 30 кубометров в час. Такая находка объясняется просто: здесь под землей протекает река Лошица, которой дамбой перекрыли путь по поверхности. Похожая ситуация возникла и при строительстве станции «Могилевская»: ее заложили прямо на бывшем русле реки Словсть. Для того чтобы преодолеть подземный поток, пришлось применять принудительное водопонижение и специальные методы укрепления, причем как на перегонах, так и на станции.

Проанализировав места, в которых чаще всего происходят подтопления, учащиеся СШ № 90 установили, что почти половина их приходится на долины бывших рек и ручьев, осушенные болота.

карта подтоплений

– При строительстве новых дорог, прокладке линий метро, застройке новых микрорайонов необходимо учитывать направления течений прежних рек и прокладывать в таких местах ливневые коллекторы или делать дополнительную подсыпку грунта, – считают учащиеся СШ № 90 Анастасия Азарова и Сергей Поляков. – А в идеале на этих местах лучше не строить, а создавать зеленые зоны с искусственными прудами, которые украсят наш город.

С этой работой ребята планировали выступить на Республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся, который пройдет в конце февраля в Барановичах, но неожиданно столкнулись с проблемой.

– Изначально говорилось, что поедут два человека, – поясняет Сергей, – Но сейчас в Министерстве образования нам сказали, что оплатить могут поездку и проживание только одного человека. Но мы ведь работали в паре, и будет нечестно, если поеду, к примеру, я, а Настя останется, или наоборот. Мы были готовы заплатить за участие в конференции второго человека, но в комитете по образованию Мингорисполкома нас не поддержали, заявив, что не хватает мест для проживания. Обидно за такое отношение к нам.

 ***Перепечатка и публикация этого материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ