Реклама заполоняет пространство гораздо быстрее, чем автомобили из старой песни Пугачевой. Телевидение и радио, газеты и журналы, улицы и проспекты, здания и тротуары, магазины и учреждения культуры… Шагу не ступишь, километра не проедешь, чтобы не наткнуться на рекламные призывы. И это уже не банальные плакаты и вывески – прошлый век, а «Б» в кубе – бигборды, билборды, баннеры огромных размеров…
Конечно, если бы они не выполняли своего главного предназначения – привлекать внимание потенциальных покупателей и клиентов, – не размещали бы их рекламодатели, не платили бы за эти воздушные квадратные метры. Все понятно и логично. Но, как выясняется, далеко не для всех. Менталитет наших сограждан не позволяет им не то что понять, но принять тематику многих рекламных призывов.
Как бы мы ни старались сего факта не замечать, иной раз дело принимает прямо-таки крутой оборот. Хорошо об этом сказал, правда, в другом контексте, Феофан Липатов (есть в России такой поэт и сатирик): «…Но дума уже приняла другое решение – сделать рекламу бичом народа и доводить его, этот народ, до инфарктов и прочей болезненности».
И вправду, порой просто диву даешься, какую бурю негативных эмоций вызывает реклама обычных, казалось бы, услуг. Вот из последнего.
Группа жителей Фрунзенского района, а точнее, ее представители, пошли с коллективным письмом по инстанциям, в том числе в районную администрацию и в редакции газет. Тема на первый взгляд вызывает недоумение, яйца выеденного не стоит по сравнению с множеством других проблем, волнующих население. Но если подумать…
Речь идет о вывесках и билбордах, рекламирующих ритуальные услуги.
«Прямо возле нашего дома на проспекте Пушкина, на здании магазина, в который ходят многие пенсионеры, висит такая реклама, – рассказывает одна из инициаторов этой кампании. – Это по меньшей мере нетактично по отношению к людям преклонного возраста. Мы требуем убрать из нашего двора и с близлежащих улиц эти «гробовые надписи». Но до сих пор на наши требования отвечали так: мол, что не запрещено, то разрешено».
Жалуются люди и на огромный билборд того же содержания, размещенный возле универсама «Фрунзенский» («Mart inn») – аккурат возле детского надувного игрового городка (или детский городок возле билборда?).
Впрочем, детям подобные баннеры как раз глаз не колют: даже если они умеют читать, слова «памятники» или «мемориальные комплексы» ни с чем печальным в их сознании не ассоциируется. А вот у взрослых, по мнению подписавших названное письмо, вызывают исключительно отрицательные эмоции.
Правда, на одной из недавних встреч с населением глава районной администрации заметил по этому поводу: «Это обычная реклама услуг, причем не противоречащая закону. И если она приносит доход рекламодателю, а вместе с ним и городскому бюджету, почему бы ее не размещать на баннерах? Вы утверждаете, что содержание этих билбордов задевает ваши чувства? А что говорить людям, живущим напротив кладбищ или напротив комбината ритуальных услуг на улице Ольшевского? Может быть, им нужно выделять квартиры в других местах?».
Мне кажется, трудно спорить с такими доводами. Если бы не некоторые мелкие детали.
Нигде в Минске я не видела (возможно, просто не замечала), чтобы на расстоянии примерно одного квадратного километра располагалось аж пять рекламных вывесок о памятниках, ритуальных услугах, мемориальных комплексах. Причем четыре из них – это огромные билборды у проспекта Пушкина и возле перекрестка улиц Притыцкого и Берута. Заметны эти, по терминологии жильцов, «гробовые надписи» очень издалека. Для меня неразрешимая загадка – чем же так привлекает рекламодателей это местечко?
Но самое убойное впечатление производит композиция билбордов неподалеку от пересечения улиц Притыцкого и Берута. Рядом с огромным баннером «мемориальной» тематики расположился такого же размера билборд с так называемой социальной рекламой «Я – сердечко – Беларусь» (что означает «Я люблю Беларусь»).
Как, по-вашему, такое сочетание уместно? Понимаю, конечно, что, по законодательству, билборды не должны пустовать. И если на какую-то площадь заказа не поступает, на ней размещают плакаты социальной тематики. Но не доводить же до такого абсурда!
Ведь это примерно то же самое, как если бы изготовители надгробных памятников повесили возле поликлиники рекламную вывеску: «Вы частый посетитель этого заведения? Тогда мы идем к вам».
Ну а в том, что реклама подобного содержания в принципе имеет право на существование, наверное, ничего страшного и странного нет: дело-то житейское.