Реконструкция с реставрацией музыкальной гимназии-колледжа на пл. Свободы: что сделано и что осталось

Реконструкция с реставрацией музыкальной гимназии-колледжа на пл. Свободы близится к завершению, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Колледж до реконструкции

Дом № 7 на площади Свободы появился в Минске в 1699 году. Тогда в нем была иезуитская школа в составе комплекса иезуитского коллегиума. С конца XVIII века здесь располагался дом губернатора, с 1918-го размещались Народный секретариат БНР, позже — ЦИК БССР, Совнарком и другие государственные учреждения. После Великой Отечественной войны в исторических стенах прописалась музыкальная школа, а затем Республиканская гимназия-колледж при Белорусской академии музыки. В 1968–1969 годах здание перестроили: появились дополнительные этажи, изменился фасад, с которого исчезли все элементы декора. На дворовой территории вырос 6-этажный учебный корпус для воспитанников учебного заведения.

Летом прошлого года стартовал процесс обновления исторического объекта, который к тому времени находился в крайне неудовлетворительном состоянии и не использовался для учебного процесса.

Был подготовлен проект реконструкции и реставрации.

Здание перешло к нам фактически в аварийном состоянии, — рассказывает директор УКС Центрального района Андрей Семащук. — Поэтому изначально выполнялись противоаварийные работы — усиление конструкций. Например, делалась специальная рубашка — фундамент покрывали слоем монолитного железобетона на всю высоту, теперь он держит дополнительную нагрузку. Менялась часть плит перекрытий, находившихся в неудовлетворительном состоянии. Дополнительное усиление понадобилось и несущим стенам, которые были разрушены, лестничным пролетам.

И это неудивительно: историческому зданию более 120 лет.

1918 год. Здание возле костела еще 2-этажное

По словам директора предприятия, масштабные противоаварийные работы — самые сложные на объекте.

Не знали, с какими неожиданностями столкнемся сегодня. Приходилось оперативно разбираться со многими вопросами, предусматривать дополнительный комплекс мероприятий и кардинально корректировать ранее разработанные решения. Например, 4 колонны в главном вестибюле, можно сказать, висели в воздухе, фундаменты под ними оказались крайне ненадежными, — продолжает собеседник. — С помощью металлических швеллеров (балок) колонны взяли в стальную обойму, тем самым распределив нагрузку на рядом расположенные стены, и уж только потом выполнили усиление фундаментов.

Вместе с Андреем Семащуком и заместителем начальника отдела технадзора УКС Иваном Злобиным проходим по объекту. Если снаружи работа близится к финишу, то внутри предстоит еще немало сделать: сейчас идут черновые отделочные процессы, разводка сетей.

В обновленном формате площадь строения немного увеличилась. Со стороны двора появилась 5-этажная эвакуационная лестница, а над спортивным залом удалось разместить 2-этажную пристройку для самоподготовки учащихся. А еще в здании сделали подвальный этаж, которого прежде не было. Туда переместят гардероб, располагавшийся ранее в главном фойе, и часть технических помещений, необходимых для эксплуатации здания. Еще одно конструктивное изменение коснулось актового зала — здесь появился дополнительный балкон для зрителей. Достроена центральная лестница, на ней сделали несколько новых лестничных маршей.

Во время реконструкции и реставрации памятника истории специалисты столкнулись с неожиданными находками. Например, в подвальной части здания обнаружили четыре свода XVII века, один из них удалось сохранить. Сейчас его можно увидеть в коридоре на нижнем уровне. А реставраторы при раскрытии многочисленных штукатурных слоев на стенах в некоторых местах обнаружили фрагменты старой росписи. Научным руководителем объекта и Министерством культуры принято решение не восстанавливать их (поскольку это длительный и дорогостоящий процесс), но сохранить и законсервировать. Раскрытые фрески сохранятся под гипсокартоном и могут быть восстановлены впоследствии.

Такое же решение принято и по художественному панно, выполненному в 1979–1980 годах на одной из стен у центральной лестницы. Это первая работа молодого тогда художника Степана Котовича родом из Постав. Кстати, он не знал, что его роспись сохранилась, хотя ранее дважды приводил ее в порядок.

Живописное панно законсервируют и сохранят для потомков

Панно «Возрождение музыки» будет законсервировано. Может, лет через 200 это станет приятным сюрпризом для наших потомков, — делится Андрей Семащук.

Особого разговора заслуживает процесс воссоздания облика исторической части объекта.

При разработке проекта решили вернуть прежний вид части фасада. Подсказками в работе стали старые фото и архивные документы.

За последние полвека здание сильно изменилось: закладывались и переносились оконные проемы, менялся внешний вид цоколя, были утрачены все декоративные элементы экстерьера, — рассказывает Иван Злобин. — Научному руководителю пришлось кропотливо определять как точное расположение, так и габариты исторических окон. Они были воссозданы на своих местах. Восстановлены ризалит — выступающая центральная часть фасада, два карниза (верхний и цокольный), фигурные обрамления окон.

Так выглядит фасад сегодня

Над входом появится балкон с кованым ограждением. Изменится и цветовая гамма строения. Решено разными оттенками выделить историческую часть и пристроенные во второй половине ХХ века верхние этажи. Основные работы по воссозданию облика здания фактически выполнены. Остались последние штрихи.

До 1 мая планируем завершить отделку фасада, выполнить благоустройство прилегающей зоны вдоль улицы и открыть проход возле здания, — делится планами Андрей Семащук. — Восстановим две цветочницы с гранитным обрамлением и плиточное мощение тротуара. Внутри колледжа работы будут продолжены. Стоит задача завершить их к началу июля.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ