Ректор Академии управления при Президенте рассказал, какие изменения ждут вуз

В мае, назначая нового ректора Академии управления, Президент очертил задачи на ближайшую перспективу: полностью реорганизовать систему образования в этом учреждении высшего образования.

Работа Академии управления всегда была объектом интереса органов власти, ведь здесь готовят управленческую элиту страны. И уровень подготовки должен соответствовать всем самым современным требованиям, заявил в эксклюзивном интервью «СБ» ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор педагогических наук, профессор Геннадий Пальчик.

ФОТО  АРТУРА  ПРУПАСА.

— Геннадий Владимирович, Главой государства была поставлена задача: кардинально обновить работу Академии управления по всем направлениям. О каких изменениях уже можно говорить?

— Изменения, которые сейчас проводятся в Академии управления, связаны со спецификой ее деятельности и будут реализовываться поэтапно.

В структуру нашей академии входят 3 достаточно крупных института. Во–первых, Институт государственной службы, где осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и лиц, включенных в резервы руководящих кадров. Во–вторых, Институт управленческих кадров, который обеспечивает подготовку кадров в сфере управления на I и II ступенях высшего образования (бакалавриат и магистратура). Третий — Научно–исследовательский институт теории и практики государственного управления, который осуществляет научную, инновационную, информационно–аналитическую, консультационную и иную деятельность в сферах государственного управления, государственной кадровой политики, идеологической работы, информационных образовательных технологий.

Что касается конкретных изменений, то у нас уже приняты меры по совершенствованию образовательного процесса. В частности, оптимизированы структура государственного заказа и численность слушателей, утверждены новые типовые учебные планы и образовательные стандарты, разработано и обновлено содержание 11 учебных программ повышения квалификации.

В этом году был прекращен набор по государственному заказу на переподготовку по 10 специальностям, по которым осуществляется обучение в других учреждениях высшего образования страны. Это осознанный и достаточно прагматичный шаг, который к тому же оптимизирует обучение с учетом потенциала других университетов и контингента обучающихся.

— Расскажите, как шла переработка учебных планов и программ. На что делался акцент? Как будет усиливаться — и за счет чего — преподавание иностранных языков, без которых сегодня никуда?

— Задача оптимизировать образовательный процесс поставлена не только перед Академией управления, а перед всей системой высшей школы. Вопрос актуален для всех вузов. Нам же необходимо учесть поставленные задачи по организации обучения по профильным для академии направлениям государственного управления, идеологии, кадровой политики, работы со СМИ. Обучение в Академии управления осуществляется по 34 специальностям, образовательный процесс обеспечивают 15 кафедр. Обновление образовательных программ будет проходить на протяжении всего учебного года. Этот процесс, к слову, ведется у нас постоянно. Обязательно нужно уделить больше внимания практико–ориентированной и научно–исследовательской составляющим образовательного процесса, чтобы сформировать у обучающихся четкое понимание дальнейших перспектив, если они приступят к трудовой деятельности или решат продолжить свое обучение на более углубленном уровне — в магистратуре и аспирантуре. Актуален вопрос о более основательной подготовке обучающихся владению деловым иностранным языком. Словом, акцент сделан на всем том, что необходимо знать высококвалифицированному специалисту, который востребован на современном рынке труда. Особенно это касается управленца.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА.

— Каковы будут сроки обучения на самых востребованных специальностях? Другие вузы идут по пути сокращения временных интервалов. Но всегда ли это возможно, если речь идет о подготовке будущих руководителей?

— Действительно, на некоторых специальностях планируется поэтапно оптимизировать сроки обучения. Приведу пример: в Академию управления для получения второго высшего образования по специальности «Государственное управление и экономика» поступают два специалиста. У одного первое высшее образование математическое, у второго — гуманитарное. На данный момент при получении второго высшего образования они обучаются по одним образовательным стандартам. Но ведь разумно создать условия для получения вариативного образования, ввести дифференцированное обучение в зависимости от уже имеющегося высшего образования. Здесь нужен взвешенный и обдуманный подход в формировании программ, который позволит в дополнение к основному образованию получить соответствующую специальность. А это, в свою очередь, повлияет и на сроки обучения, они могут быть разные. Кроме того, в планах Академии управления предложить возможность получения высшего образования выпускникам колледжей по сокращенным срокам обучения (интегрированное образование в системе колледж — вуз). Здесь также предусматриваются различные сроки обучения в зависимости от профиля колледжа.

 

— Как формируется профессорско–преподавательский состав? Думаете ли приглашать лекторов из других вузов и стран?

— Профессорско–преподавательский состав формируется исходя из целевых установок деятельности Академии управления. На вакантные должности проводится открытый конкурс, как и во всех учреждениях высшего образования страны. Сегодня в Академии управления работают более 200 штатных преподавателей, из них более половины имеют ученые степени и звания. При академии функционируют два совета по защите диссертаций — по экономическим и политическим наукам. Вместе с тем к участию в образовательном процессе приглашаются высшие должностные лица страны, руководители министерств и ведомств. Прямое общение с ними позволяет студентам и слушателям непосредственно получить информацию об актуальных вопросах развития той или иной отрасли, региона.

Кроме того, ведется активная работа по изучению и внедрению передового зарубежного опыта в сфере управления: академия реализует двусторонние договоры и соглашения о сотрудничестве с 67 профильными учебными заведениями и организациями из 28 стран ближнего и дальнего зарубежья. Организуются выступления с лекциями руководителей и сотрудников дипломатических миссий, приглашаются зарубежные специалисты. Так, профессор из Южной Кореи проводит курс по вопросам электронного правительства для студентов и магистрантов. Специалисты из Китая и Турции ведут факультативные курсы по языкам. Профессор Гетеборгского университета (Швеция) проводит обучающий курс для студентов на английском языке, в рамках которого осуществляются обучающие визиты студентов и преподавателей в Швецию.

В свою очередь, представители Академии управления регулярно участвуют в программах повышения квалификации и стажировках за рубежом. Например, в этом году выезжали в Австрию, Германию, Грецию, Китай, Кыргызстан, Индию.

 

— Президент подчеркнул: в госаппарате и среди руководителей должны быть только действительно мотивированные и востребованные в управлении люди, высококлассные специалисты. Как отобрать только те кадры, которые станут по–настоящему хорошими управленцами?

— Перед нами стоит задача дальнейшего развития системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в сфере управления. Это необходимо делать на основе опыта работы Академии управления и с учетом современных условий социально–экономического развития страны.

Проводится большая профориентационная работа, созданы школьные академии управления, что помогает ориентировать перспективных ребят, начиная уже со школьной скамьи. Планируем, что в ближайшее время в качестве эксперимента будут проводиться целевые олимпиады для старшеклассников. Так мы сможем выявить наиболее способных и талантливых учеников — наших потенциальных абитуриентов. Необходимо заинтересовать тех, кто имеет определенные лидерские качества, интересуется общественным и волонтерским движениями, вопросами государственного управления. Тех, кто исходя из своих внутренних убеждений готов работать с людьми.

В Академии управления были различные варианты конкурсного отбора: и профессионально–психологическое собеседование, и психологическое тестирование. Уже в следующем году как дополнительный критерий отбора мы планируем ввести такую форму испытания. Причем как для поступающих на первый курс высшего образования, так и на переподготовку, а возможно, и на повышение квалификации. В настоящее время вопрос детально прорабатывается, анализируется в том числе и зарубежный опыт. Думаю, в ближайшее время будет согласован формат этого дополнительного испытания. Ведь для нас очень важно, кроме сертификатов ЦТ с высокими баллами, увидеть личность, потенциал абитуриента.

картинка

Что же касается системы дополнительного образования взрослых, то мы работаем с людьми, уже имеющими профессиональный опыт и знания, состоящими в резерве руководящих кадров. У такого человека должны быть личная ответственность и мотивация. Кстати, у нас уже несколько лет работает система конкурсного отбора: проводятся собеседование по специальности и письменный тест по иностранному языку. Важно, чтобы и в госорганах, и организациях ответственно подходили к направлению работников на обучение в президентскую академию, ориентируясь только на наиболее достойных и перспективных, с учетом их профессиональных и лидерских качеств, и, безусловно, высокопорядочных людей.

— Недавно прошло зачисление первокурсников дневной формы обучения по трем специальностям. Какими оказались проходные баллы?

— В этом году в Академии управления проходные баллы существенно возросли. Так, на бюджетную форму обучения по специальности «Государственное управление и право» проходной балл составил 343, по специальности «Государственное управление и экономика» — 336, «Управление информационными ресурсами» — 341. Пришли очень сильные ребята: среди зачисленных на бюджет более половины — медалисты, выпускники лицеев и гимназий, 8% имеют стобалльные аттестаты, у 73% суммарный балл по результатам сдачи ЦТ от 300 и выше. Иногородние первокурсники составляют около 80%. Перед нами большая ответственность — оправдать надежды ребят и обеспечить высокий уровень их обучения в академии для подготовки будущих специалистов и, надеюсь, эффективных управленцев.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ