Ректор БГУКИ Алина Корбут: «Мой кабинет всегда открыт для студентов»

Около полугода назад в Белорусском государственном университете культуры и искусств сменился ректор: вместо ушедшего на пост министра культуры Беларуси Юрия Бондаря была назначена Алина Корбут — первый проректор вуза. Об ожидаемых результатах грядущей вступительной кампании и более далеких перспективах развития вуза, а также о том, нужны ли ректору соцсети для общения со студентами, корреспондент агентства «Минск-Новости» беседовала с ректором БГУКИ.

— Алина Анатольевна, какие первоочередные задачи поставили перед собой после назначения?

Круг задач, стоящих перед университетом и лично мной как его руководителем, был очерчен несколько ранее — в Программе развития БГУКИ на 2016-2020 гг. Разработана она в том числе при моем непосредственном участии. В первую очередь вуз должен сохранить, а по возможности и ускорить тот темп развития, который был набран в последние годы под руководством моего предшественника — Юрия Павловича Бондаря. Продолжим работать над улучшением качества научной и творческой деятельности университета не только с точки зрения количества публикаций и творческих проектов и индекса цитирования, но и расширения грантового финансирования наших проектов.

Еще одно важное направление работы — интернационализация вуза: увеличение числа иностранных студентов, а также приглашенных зарубежных преподавателей, активизация международной мобильности студентов.

Хотелось бы также укрепить связи университета с выпускниками — сделать совет выпускников, созданный при вузе ранее, более влиятельным органом. Думаю, эти шаги поспособствуют решению еще одной насущной задачи — омоложению кадров профессорско-преподавательского состава университета. И, безусловно, мы продолжим прилагать усилия для того, чтобы студенты и преподаватели были удовлетворены инфраструктурой вуза, сопутствующими услугами и курсом его развития.

— Что ожидаете от грядущей вступительной кампании? Откроются ли новые специальности или, возможно, на какие-то будет прекращен набор? Будут ли скорректированы контрольные цифры приема?

Традиционно мы ожидаем пополнения студенческой братии исключительно талантливыми и высокомотивированными молодыми людьми. Осознанно отказались от экстенсивного пути развития университета, то есть от необоснованного стремления к увеличению количества студентов и введению новых специальностей. Делаем акцент на углубленное изучение и обеспечение более высокого качества преподавания дисциплин, на уникальность традиционно наших специальностей — тех, по которым можно получить образование только в БГУКИ.

Исходя из реальных потребностей отечественного рынка труда, в нынешнем году мы будем, как и раньше, набирать студентов по 11 специальностям, 19 направлениям и 11 специализациям. Контрольные цифры приема останутся на уровне прошлого года. Поскольку мы не дублируем подготовку ни по одной специальности, а наши выпускники традиционно востребованы работодателями, ни на одну специальность вуза набор не прекращен.

— Насколько популярны сейчас специальности «народного» направления? Как реализуют себя в профессии и жизни мастера-ремесленники?

Возможно, это прозвучит странно, но сегодня, в эпоху всеобщей глобализации, тяга к народному и к сохранению своих корней как раз усиливается. Об этом свидетельствует конкуренция на соответствующие специальности. Так, в прошлом году конкурс на специальность «Народное творчество» составил 1,6 человека на место на дневную форму обучения и 2 человека на место — на заочную. На специальность «Народные ремесла» конкурс оказался еще серьезнее: 2 человека на место на дневную и 2,9 — на заочную форму обучения. Выпускники этого направления в дальнейшем, как правило, преподают в школах, училищах, колледжах, руководят студиями декоративно-прикладного и изобразительного искусства, трудятся методистами районных домов ремесел, домов творчества. Но, отмечу, они в первую очередь художники в самом высоком смысле этого слова. Вуз не готовит ремесленников. Те компетенции, которые формируются у наших ребят, значительно более серьезные, а традиционные белорусские народные ремесла являются тем фундаментом, на основе которого создаются высокохудожественные современные произведения. Это синтез традиций и инноваций.

— К вам поступают исключительно мотивированные абитуриенты или часть со временем отсеивается?

Определенный процент отсева все же имеется, однако очень небольшой и чаще всего связан с личными обстоятельствами: студенты создают семьи, меняют место жительства либо, к сожалению, возникают проблемы со здоровьем. Но нам дорог каждый студент, и в большинство ответственно относится к учебе и будущей профессии. Мы постоянно анализируем эти процессы и видим, что из года в год растет удовлетворенность студентов и выпускников качеством образования в вузе, улучшаются показатели успеваемости. Кроме того, подавляющее большинство наших выпускников закрепляется в отрасли, что тоже свидетельствует об их высокой мотивации. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов профориентационную работу, которую проводит университет. Она также дает свои плоды: абитуриенты выбирают БГУКИ, и нас радует, что со временем они не разочаровываются в своем выборе.

— Экзамены в той форме, в какой они проводятся в вузе, позволяют разглядеть в абитуриенте талант?

Вполне. Конечно, яркий талант заметен сразу, однако никто не застрахован от ошибок, и мы прикладываем все усилия для того, чтобы минимизировать эти риски. На большинстве специальностей проводятся творческие испытания. Обычно они состоят из трех этапов. В комиссиях работают опытные специалисты, авторитетные в своей области.

Стараемся создать на экзаменах благожелательную атмосферу, сделать так, чтобы каждый абитуриент смог максимально полно раскрыть свой потенциал. А тот, кто потерпел неудачу, ушел бы, не утратив чувства собственного достоинства.

— Приглашаете преподавателей из-за рубежа?

По возможности стараемся привлекать иностранных специалистов и преподавателей, известных в своей области. В 2017 году для проведения лекций, практических занятий, круглых столов, мастер-классов по всем профилям образования университета были приглашены 22 специалиста. К нам приезжали профессоры, деканы Оксфордского и Ягеллонского университетов, Московского государственного университета, Московского государственного института культуры и Санкт-Петербургского государственного института культуры, Тегеранского университета, Академии танца Бориса Эйфмана, Клайпедского университета… Всех и не перечислишь! В связи с этим меня особенно радует, что все приглашенные зарубежные специалисты отмечают высокий уровень подготовки наших студентов.

— Поиск места для распределения — задача самого студента или вуза?

Конечно, студент сам заинтересован в том, чтобы найти наилучшее место. Но мы не перекладываем работу по поиску мест распределения на выпускников. У вуза сложилась устойчивая репутация среди работодателей. Поэтому сегодня можно говорить о том, что не мы ищем работу, а она ищет выпускников. На прошедшем в этом году распределении по некоторым специальностям даже состоялся своеобразный конкурс среди работодателей. Он составил 4-5 заявок на человека. Нередки и такие случаи, когда в борьбу включаются 2-3 базовые организации, приславшие именную заявку на выпускника.

— В свое время вы сами окончили Минский институт культуры (нынешний БГУКИ). Целенаправленно готовили себя к преподаванию в высшей школе?

Интерес к педагогике проявился уже во время учебы в вузе. По окончании института некоторое время трудилась в школе социальным педагогом. Затем поступила в аспирантуру и перешла преподавать в университет. С той поры весь мой профессиональный путь связан исключительно с БГУКИ.

— В детстве тяготели к миру искусства? Занимались в кружках или студиях?

Будучи школьницей, постоянно стремилась реализовать себя в творчестве: пела в хоре, посещала занятия в театральной студии, была ведущей на мероприятиях. Отец в свое время окончил нархоз и очень хотел, чтобы я пошла по его стопам. Однако всё сложилось иначе, о чем мне ни разу не пришлось сожалеть.

— По долгу службы вам приходится посещать немало мероприятий. А где предпочитаете проводить досуг?

Свободное время, которого с новой должностью стало критически мало, стараюсь проводить с семьей. Недавно, к примеру, выбралась с детьми на прогулку в ботанический сад.

— Есть ли у вас свои страницы в социальных сетях и готовы ли вы там общаться со студентами?

У меня есть личные страницы в соцсетях. Однако не думаю, что студенты нуждаются в них, чтобы общаться со мной, — мой кабинет всегда открыт для студентов. К тому же продолжаю преподавать, чтобы не утратить мастерство и быть на связи с молодежью.

Совсем иначе отношусь к потенциалу социальных сетей в плане привлечения внимания к университету и формирования устойчивого интереса к бренду «БГУКИ».

Справочно

Алина Корбут возглавляет Белорусский государственный университет культуры и искусств с 2017 года. В сфере ее научных интересов — теория, методика и организация социально-культурной деятельности и реабилитации личности. Профессиональная и общественная деятельность ректора отмечена благодарственным письмом Президента Республики Беларусь, благодарностью министра культуры Республики Беларусь и другими почетными наградами.

***

Из 43 белорусских вузов государственной формы собственности 5 возглавляют женщины. Это ректоры Белорусской государственной академии музыки, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минского государственного лингвистического университета, Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина и Гродненского государственного университета имени Я. Купалы.

Фото Елизаветы Добрицкой

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ