«У нее открытая форма туберкулеза», — он сказал это довольно громко, показывая на смуглолицую торговку в подземном переходе в Минске, и выбиравшая до этого здесь очки девушка испуганно бросила их и ушла.
Мой приятель знает тут всех наперечет и сам старается держаться от продавца–нелегала подальше. А сколько еще таких спокойно предлагают нам с вами продукты, вещи, напитки? В местах, где торговля в принципе запрещена и может быть опасна. Какие тайны скрывает особый, подземный рыночный мир? Разбирался корреспондент «СБ«.
Игра в догонялки
Спускаемся в переход под площадью Я.Коласа, где несанкционированная торговля идет бойко. Здесь вам дорожные сумки, очки и орешки, нижнее белье и верхняя одежда. На выходе предлагают в основном чернику, малину, зелень. Едва коллега расчехлил фотоаппарат, как посыпались проклятия, крики, и его буквально стали хватать за руки. Пришлось пригрозить, что вызовем милицию.
Патруль вскоре появился сам. Сотрудники РУВД, рассказали мне в администрации Советского района, обходят территорию регулярно. Вот и сейчас стоило им показаться, как тетушки из перехода за сумки — и бежать. Правда, убежали недалеко, разложили товар кто за ближайшим киоском, кто на скамейках в Комаровском сквере. Поглядывают по сторонам.
— Бери. Черничка всего 7 рублей, — завлекает меня одна старушка.
— Как узнать, что ягода чистая и что вы, простите, ничем заразным не больны?
Та дала «честное слово, что все в порядке». Я поинтересовалась, почему пенсионерка не торгует на рынке, он же рядом. Дорогая, отвечает, аренда. Приближались милиционеры, и моя собеседница снова заторопилась прочь. Так, гонимые нарядом, весь день туда–сюда и бегают.
У администрации Комаровского рынка спрашиваю: нет ли у них свободных мест? Начальник службы организации рыночной торговли Анжела Баранович удивила: «На рынке всегда есть места, ежедневно 60 — 100. Их можно бронировать заранее по телефону, через сайт Мингорисполкома или обратившись лично. Продавцу нужно представить нам паспорт, справку из исполкома (что продукция выращена на своем участке), документы о прохождении флюорографии и лабораторном анализе на продукцию. Кстати, если у человека мелкая партия, к примеру, ягод, то стоимость аренды — 3 рубля в день. Для производителей–пенсионеров и людей с инвалидностью торговые места (для продажи продукции весом до 20 кг) бесплатны, но тоже при наличии документа о пройденной флюорографии, а также справки из исполкома о собственном земельном участке. Для чего? Чтобы чужой товар не перепродавался как свой. Обязателен и контроль качества товара».
«Теперь на рынке можно продавать даже свои закатки, продукцию, которую сам изготовил, без прохождения ветеринарно–санитарной экспертизы и документов, подтверждающих ее качество и безопасность. — С замгендиректора по безопасности Александром Будько и начальником охраны объекта Виталием Щурко мы обходили территорию. — Но рентген–исследование обязательно». Мои собеседники говорят, что если желающих будет слишком много, то рынок создаст дополнительные места. Ажиотажа пока нет.
Похоже, обманула меня пенсионерка с черникой.
Проходим площадь перед рынком. Лет 5 назад она была заполнена коробками и столиками. Теперь благодаря постоянному контролю — нет. Маршруты движения «комаровской» охраны частично затрагивают переход между ул. Куйбышева и В.Хоружей. Спускаемся. Бойкой здешнюю торговлю не назовешь — похоже, недавно здесь были милиционеры. Что до охранников рынка, то они могут лишь попросить нарушителей уйти, вызвать милицию.
Как должников наследства лишают
Большую работу по борьбе с несанкционированной торговлей проделали местные власти. Замглавы администрации Советского района Минска Александра Величко в подтверждение того, что за «подземщиков» взялись основательно, приводит цифры: «В 2015 году в районе за несанкционированные продажи было составлено 204 протокола, в 2016–м — 370, прошлом — 504, с начала нынешнего года — уже 385. В основном нарушители — это люди приезжие. На первый раз предупреждаем, затем штраф до трех базовых величин. Если материалы направляются в суд, то размер штрафных санкций может возрасти до 50 базовых».
— Недавно мы проверили эту гражданку вместе с налоговой инспекцией, уже имея на руках доказательства незаконной предпринимательской деятельности. Налоговики в итоге игрушки конфисковали. И что делает человек? Покупает терки для капусты и теперь перепродает их. То есть нужно понимать, что торгуют в основном не те, кому не хватает пенсии или зарплаты, а люди, имеющие «оборотные средства» для закупки нового товара. Еще одна нарушительница только в последнее время насобирала 15 протоколов, штрафы не погасила. Так вот, она хотела продать машину, но не смогла — автомобиль описали судебные исполнители. Другая гражданка также из–за непогашенных штрафов может лишиться дома, недавно неожиданно полученного в наследство.
В Советском районе не погашается 80 процентов штрафов. Люди оформились — и опять в переходы. Замглавы администрации полагает, что несколько улучшить ситуацию помогло бы законодательное разрешение отделу торговли конфисковывать такой товар и утилизировать его: «Кстати, больше половины уличных торговцев — люди трудоспособного возраста. Им мы постоянно предлагаем работу, однако за все время на предложение откликнулся лишь один человек».

…Спустя пару дней спускаюсь в один из переходов вместе с главой администрации Советского района Юрием Трущенко. Он говорит, что в бойких подземельях на улице Я.Коласа и на пересечении ул. Хоружей и Куйбышева в течение года планируют установить видеокамеры:
— Это и профилактика, и доказательная база против нарушителей. Пока же стараемся разъяснять людям, что можно, а чего нельзя, и усиленно сотрудничаем с милицией, охраной универмага и рынка, который, как вы уже убедились, готов предоставить желающим торговые места. Но силой ведь людей туда не поведешь… Узаконить такой «подземный бизнес» нельзя, все же есть ряд запрещающих норм. Да и не хочется, чтобы Минск превратился в огромный стихийный рынок. Кстати, в качестве эксперимента по ряду злостных неплательщиков штрафов мы готовим материалы в прокуратуру для дачи правовой оценки уже с точки зрения уголовного законодательства.
Несанкционированная торговля — беда всего города, и администрации районов работают по ней планомерно. В том числе предлагая продавцам альтернативу. Вместе с тем не будем забывать, что уличные базары нередко поддерживают и сами покупатели, подвергая себя риску добровольно.