Республиканский худсовет единогласно одобрил концепцию оформления Всехсвятского храма-памятника

Концепция внутреннего оформления Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, единогласно одобрена Республиканским художественно-экспертным советом по монументальному и монументально-декоративному искусству при Министерстве культуры, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Каким же будет храм внутри? Уже смонтирован уникальный многоярусный фарфоровый иконостас, который задает тон остальным элементам убранства. Он не ограничен традиционной восточной стеной, а словно распространен на северную и южную, продолжен в киотах колонн.

— Задача стояла такая: чтобы мы, увидев внешний облик храма, почувствовали продолжение внутри, — рассказал настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный. — Образ Белой Руси, чистой, прозрачной, светящейся, радостной. Когда-то здесь было развито производство фаянса. Белорусские мастера делали изразцы даже в Московском Кремле. Но в силу известных исторических катаклизмов мы утратили традицию, и мастеров у нас переманили. Убранство Всехсвятского — еще и дань уважения нашим славным, талантливым и великим предкам.

Иконостас, состоящий из 2 600 деталей, изготовлен на предприятии «Фарфор Сысерти» (Екатеринбургская епархия).

Образы пишут художники мастерской «Палехский иконостас» (г. Палех). Прежде они полностью оформили два боковых придела — Предтеченский и Богородичный: выполнили иконы, роспись стен, иконостасы, киоты, утварь. Руководитель и главный художник мастерской удостоены за эту работу наград Белорусской православной церкви. А теперь палешане украшают центральный храм — в честь Всех Святых. Особенность создаваемых для него икон, а их будет около полутора сотен, — чеканка по левкасу. Благодаря этому приему позолоченный фон вокруг фигур и ликов получается не гладким, а узорчатым. Потому образы гармонично вписываются в сложный рисунок иконостаса.

— Чеканка по левкасу — белорусская традиция, — пояснил отец Федор. — Образец рисунка взяли с древних икон, которые находятся в Национальном художественном музее, и передали палехским мастерам. В некоторых работах использованы орнаменты слуцких поясов.

Нынче специалисты из Палеха приступают к завершающей стадии украшения храма — настенным росписям. С их эскизами и смысловыми особенностями членов художественно-экспертного совета ознакомили руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько и заведующая сектором экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (Москва) Жанна Белик. Предполагается, что по колориту росписи станут мягким, тонким, деликатным дополнением к иконному ряду.

Центральное помещение алтаря и оба боковых (диаконники) будут полностью убраны мозаикой. Здесь работают отечественные специалисты — группа воспитанников Белорусской государственной академии искусств под руководством Дениса Чубукова. Ранее вместе с мозаичниками из УП «Минский художественный комбинат» и художниками иконописной мастерской Всехсвятского прихода они изобразили на наружных стенах храма 44 фигуры угодников Божиих. Самое большое полотно площадью 66,5 квадратных метра — «Христос во славе с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей в окружении сонмов Ангельских сил» — украсило главный фасад.

Настоятель пояснил, почему для оформления алтарной части решили использовать мозаичные панно. Дело в том, что бич любого храма — копоть от свечей. Особенно это касается алтаря. А мозаику без проблем можно мыть. Эскизы и уже готовые элементы убранства алтарной апсиды Всехсвятского храма были также одобрены республиканским худсоветом под председательством ректора Белорусской государственной академии искусств Михаила Борозны. Участникам худсовета показали и полностью готовые приделы храмового комплекса — Предтеченский, где по вторникам идут службы, и Богородичный.

Напомним, 11 июня в день Всех Святых в главном храме отслужили Божественную литургию и оценить создаваемую красоту смогли обычные горожане — гости престольного праздника, совпавшего с 25-летием прихода.

— Да, мы опираемся на традицию в архитектурных формах и оформлении храмового пространства, — говорит настоятель. — Но нам бы не хотелось воспроизвести очередную копию. Потому открываем совершенно новые страницы и намечаем путь для трансформации этих открытий в нашу среду. Такую поставили перед собой задачу и, думаю, с Божией помощью ее реализуем.

Фото Сергея Шелега

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ