1200h90 2

Революция гвоздик, «дневники» Гитлера, Михалков идет в армию. Этот день в истории: 25 апреля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1719 год. В Лондоне выходит в свет первое издание романа Даниэля Дефо про Робинзона Крузо

daniel defoe kneller style

Полное название романа — «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Книга про приключения Робинзона на необитаемом острове, особенно адаптированная версия Корнея Чуковского, выбросившего из романа религиозные мотивы и философствования, до которых Дефо был большой охотник, имелась в каждой советской библиотеке.

Сюжет романа основан на реальной истории шотландского моряка Александра Селькирка, у которого был крайне склочный и неуживчивый характер. В 1704 г. после ссоры с командиром Селькирк был высажен на необитаемый остров в Тихом океане, в 640 км от побережья Чили. Ему оставили ружье, инструменты, продовольствие и семена. На этом острове моряк прожил более четырех лет, когда его обнаружил другой корабль. В 1711 г. Селькирк вернулся в Лондон, и его история была опубликована в газете «Англичанин».

Дефо написал свыше 300 произведений, но мировую славу принес ему именно роман о Робинзоне. На надгробии писателя так и написано: «Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо».

Между тем главным делом своей жизни Дефо считал вовсе не писательство, а шпионаж. Разведчиками, кстати, были многие английские литераторы: Кристофер Марло, Киплинг, Ян Флеминг, переводчик «Камасутры» сэр Ричард Бертон, Грэм Грин, Сомерсет Моэм. Однако Дефо был самым известным шпионом — его вполне можно назвать одним из основателей современных британских секретных служб. Хотя, конечно же, сама разведка появилась задолго до его рождения.

1934 год. Вячеслав Молотов подписывает постановление союзного Совнаркома о переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву

academy of sciences of the ussr

Это была последняя из столичных функций, утраченных Северной столицей после Октябрьской революции. Когда в марте 1918 г. центральные государственные и партийные органы переехали из Петрограда в Москву, академиков перемещать не стали: ученое руководство на 80 % состояло из «старорежимных контрреволюционеров» (так их тогда называли). В 1927 г. Совнарком утвердил новый устав академии, существенно урезавший ее автономию, а в 1929-м дошло дело до масштабной чистки: те из немарксистской профессуры, кто не захотел эмигрировать, были потеснены выдвиженцами новой власти типа Николая Бухарина или «академика в буденовке» Михаила Покровского.

Раскрученное ОГПУ «академическое дело» привело к изгнанию с работы и отправлению в тюрьмы и ссылки более сотни известных ученых, в том числе четырех академиков. Хуже всего пришлось гуманитариям — они новой власти оказались ни к чему. А вот академики технических специальностей пригодились для нужд индустриализации.

В постановлении правительства о переезде академии в Москву говорилось, что делается это в целях дальнейшего приближения всей ее работы «к научному обслуживанию социалистического строительства».

Постановление готовили в тайне, о грядущем решении Москвы никто не знал. Даже могущественный член Политбюро, секретарь Ленинградского обкома партии Сергей Киров не был поставлен в известность. Он бросился в Москву к Сталину, прося сохранить Академию наук в Ленинграде, но вождь был непреклонен. На весь переезд отводилось всего два месяца.

1972 год. Минобороны отвечает отказом на ходатайство «Мосфильма» отсрочить на один год призыв в армию Никиты Михалкова

fmt 97 24 mihalkov nikita

В середине марта 1972 г. Михалков получил разрешение приступить к разработке режиссерского сценария своего будущего фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». До того дня, когда на съемочной площадке должна была прозвучать команда «Мотор!», оставались считанные месяцы. И тут случилось непредвиденное: молодой режиссер получил повестку из военкомата.

Не теряя времени, уже 7 апреля, гендиректор «Мосфильма» Николай Сизов направил телеграмму на имя министра обороны Гречко.

«Уважаемый Андрей Антонович! Генеральная дирекция киностудии «Мосфильм» обращается к Вам с убедительной просьбой отсрочить на один год призыв в Советскую армию актера и режиссера-постановщика т. Михалкова Н. С. В настоящее время Н. С. Михалков осуществляет постановку полнометражного художественного фильма и одновременно исполняет главную роль в другом фильме. Учитывая, что замена в таком фильме невозможна и отсутствие Н. Михалкова повлекло бы за собой серьезные нарушения производственной жизни «Мосфильма» в целом, прошу Вас не отказать в просьбе».

Казалось бы, не бог весть какая просьба и в том, что она будет удовлетворена, никто на киностудии не сомневался. Однако пришедший 25 апреля ответ стал холодным душем: «Михалкову Н. С. 21 октября 1972 года исполняется 27 лет, таким образом предоставление ему отсрочки от призыва на один год или зачисление его в запас будет являться нарушением указаний Закона СССР… Ст. 37 Закона СССР «О всеобщей воинской повинности» гласит: «призывники, не призванные по различным причинам в Вооруженные Силы в установленные сроки, призываются на действительную военную службу до достижения ими 27-летнего возраста».

И пошел Никита Сергеевич служить. Да не куда-нибудь, а на атомный подводный флот на далекой Камчатке.

1974 год. В Португалии происходит бескровный военный переворот, ставший точкой отсчета новой жизни страны

640px btr 25 april

В этот день младшие и средние офицеры из Движения вооруженных сил свергли правивший профашистский диктаторский режим Марсело Каэтано.

Португалия демократизировалась, из тюрем вышли политические заключенные, из эмиграции вернулись лидеры левых партий, ее колонии получили независимость. Это событие вошло в историю как революция капитанов, или революция красных гвоздик. Весь мир тогда обошли фотографии солдат, в дула автоматов которых были вставлены гвоздики.

«40 лет диктаторского режима Антониу Салазара приучили нацию к терпению. Даже революция красных гвоздик была бескровной — как португальская коррида», — писали газеты мира.

В честь этого события главный лиссабонский мост, носивший имя диктатора Салазара, умершего в 1970 г., был переименован в Мост 25 апреля.

25 апреля — один из главных праздников в Португалии, обычно сопровождаемый торжествами и весельем.

1983 год. Журнал «Штерн» объявляет о сенсационной находке — дневниках Гитлера

50c778a28bf5cf70b208ed89b456f11bdda82a0b

В этот день представители самого популярного в Германии на то время еженедельного информационно-аналитического журнала «Штерн» собрали пресс-конференцию, где продемонстрировали коллегам 12 тетрадок в черных твердых обложках, якобы исписанных рукой фюрера, и заявили о намерении в ближайшее время опубликовать фрагменты уникального документа.

Уже 28 апреля вышел номер «Штерн» с первой партией выдержек из дневников бывшего рейхсканцлера. Обычный тираж в 1,8 млн экземпляров увеличили на 400 тыс., а цену за каждый номер подняли на 50 пфеннигов (сейчас — около 25 центов в пересчете). Хотя главный редактор «Штерн» Петер Кох и заявил, что историю третьего рейха теперь придется переписывать, потому что дневники якобы представляют Гитлера и события 1930–1940-х годов XX века в новом свете, ничего особенного историки и специалисты в них не обнаружили. Во всяком случае, по первым публикациям. Хотя простому обывателю, безусловно, было любопытно почитать признания Гитлера в том, что из-за прописанных врачами таблеток его пучит, а любовница жалуется на запах из его рта.

За первой публикацией в течение 18 месяцев должны были последовать еще 28. Но не последовали. Сенсация «прожила» всего 11 дней и обернулась самым громким медийным скандалом в истории Германии. Дневники оказались подделкой!

Как вскоре стало известно, журнал приобрел эти материалы вместе с правом их публикации у антиквара из Штутгарта Конрада Куяу. Еще в феврале 1981 г. Куяу сообщил о «невероятной находке» сотруднику «Штерна» Герду Хайдеману. Антиквар утверждал, что его брат, офицер восточногерманской армии, переправил на Запад ранее неизвестные документы из архива Гитлера и согласился их продать. Дневники, объяснил Куяу, вместе с другими личными ценностями фюрера в конце апреля 1945 г. были погружены в Берлине на транспортный самолет, который должен был доставить их в безопасное место — на виллу Гитлера в баварских Альпах. Сам фюрер якобы собирался лететь на другом самолете. Однако первый самолет потерпел крушение и упал недалеко от Дрездена; Гитлер же так и не покинул Берлин. Все находившиеся на борту люди, кроме одного, погибли. Но какой-то местный крестьянин спас часть груза, включая дневники, которые припрятал.

Хайдеман, видимо, поверил Куяу и в следующие два года сумел убедить начальство, которое в свою очередь поверило своему сотруднику, проработавшему в журнале 32 года, заплатить за дневники 9 млн марок (3,7 млн долларов). За свою роль в сделке репортер получил 1,5 млн. Как ни странно, первая серьезная экспертиза документов была проведена лишь спустя месяц после публикации в «Штерне». Специалист-почерковед, нанятый журналом «Ньюсуик» (велись переговоры о приобретении права на публикацию дневников в США и Великобритании), изучив материал, пришел к однозначному заключению: подделка.

Дальнейшие исследования подтвердили вывод эксперта. Не только бумага дневников, но и чернила, клей в переплетах и искусственная кожа обложек относились к послевоенному времени. История Куяу оказалась выдумкой: не было никакого крушения самолета, как не было и дневников фюрера. Антиквар собственноручно изготовил эту фальшивку в своей штутгартской мастерской. За несколько месяцев он исписал гитлеровскими излияниями 62 тетради. Эффект старой бумаги был искусственно создан при помощи чая.

Мошенник во всем сознался и попытался выставить Хайдемана соучастником. Репортер утверждал, что сам явился жертвой обмана, но суд признал обоих виновными в равной мере и приговорил каждого к четырем годам заключения.

Читайте также:

Гибель космонавта Комарова и премьера фильма «Достояние республики». Этот день в истории: 24 апреля

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Известны победители женского и мужского чемпионата страны по индорхоккею

Заключительные матчи чемпионата страны по индорхоккею прошли во Дворце спорта в Минске 8 февраля, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

000028 1738936579 694423 big

Фото носит иллюстративный характер

Женский турнир стартовал в декабре-2024. До этапа плей-офф команды провели три тура. Лидером стал «Минск», не проигравший ни одного поединка. В полуфинале, который проходил во Дворце спорта, соперницами столичного клуба стали игроки гродненского «Ритма». Встреча получилась сверхнапряженной: четыре периода победителя не выявили — 4:4. В серии послематчевых буллитов чаша весов качнулась в сторону коллектива из Гродно.

В матчах за третье место (серия до двух побед одной команды) минчанки играли с неудачником другого полуфинала — «Викторией» из Смолевичей. В первом матче была ничья (2:2) и вновь серия буллитов, которая завершилась неудачей для столичной команды. Во второй игре «Виктория» создала преимущество в два мяча (2:0). В третьем периоде тренерский штаб «Минска» заменил вратаря полевым игроком. У подопечных Дмитрия Жуковского было немало моментов, чтобы отличиться 2-3 раза. Но мяч упорно не шел в ворота. Коллектив проиграл и занял четвертое место. Победителем впервые в истории женского чемпионата страны по индорхоккею стал «Текстильщик» из Барановичей, одолевший «Ритм».

— Во время регулярного чемпионата все шло по плану. Но поражение в полуфинале от «Ритма» стало для нас холодным душем. Девочки рассчитывали, что легко пробьются в финал. Увы… Основная причина неудачи — слабая реализация своих моментов. То же самое можно сказать и про матчи за третье место. Плюс после поражения от гродненской команды тяжело было настроить подопечных на матчи против «Виктории». Но и в них были шансы выиграть. Для нас такой результат должен стать уроком. Помимо техники нужно усиливать психологический аспект. Надо верить в себя, партнеров, тренерскую установку, — отметил Д. Жуковский.

По его словам, у команды сейчас отпуск на несколько недель. Тренировки возобновятся в марте — игроки будут готовиться ко второй части чемпионата по хоккею на траве.

В мужском чемпионате «Минск» также выдал впечатляющую серию побед, которая позволила занять первое место. Однако в полуфинале фавориту дала бой молодежная команда «Минска». Старшие не без труда выиграли — 6:4. В финале столичный клуб сошелся с извечным соперником — брестским «Строителем». Для выявления сильнейшего пришлось провести максимальное количество игр (3). Первая из них завершилась в пользу «Минска» (5:3), во второй в серии буллитов оказались сильнее хоккеисты с берегов Буга. В решающем противостоянии столичный клуб отработал максимально эффективно (4:2). Это 11-я победа коллектива в чемпионате.

Наставник победителей Сергей Дроздов заметил, что интриги турниру добавила команда «Жетысу» из Казахстана. Гости показали хороший уровень. Есть договоренности, что в следующем сезоне выступит сильный российский клуб «Динамо» из Екатеринбурга.

— Финальная серия получилась интересной для зрителей и нервной для тренеров. Во втором матче чуть-чуть не дотерпели, чтобы сохранить победный счет 6:5. Но похвалю и «Строитель», который выдал классный хоккей. Они выбрали персональную опеку наших игроков, и план сработал. Наши атаки развивались не так быстро, как мы хотели. А еще у брестчан проблема с арендой зала в родном городе. Негде им играть. Если бы не это, явно подготовились бы к турниру на порядок лучше, — заявил С. Дроздов.

Фото БЕЛТА

Заставил актера сменить фамилию. Как Роговой снимал картину «Баламут» по сценарию Бодрова-старшего

Перед тем как утвердить актера на главную роль в фильме «Баламут», режиссер заставил его сменить фамилию не только в титрах, но и в паспорте. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1 1

О чем кино

Пётр Горохов из деревни Дядьково приезжает в Москву поступать в престижный экономический вуз. Ему это удается волей случая. Во время общения со сверстниками он попадает в комические и поучительные ситуации, постигает жизнь и влюбляется в студентку из Кубы. Но из-за неуживчивого характера и постоянных попыток добиться истины, которая порой никому не нужна, получает прозвище Баламут.

Поверил в успех

В 1974 году Сергей Бодров поступил на сценарный факультет ВГИКа, а по окончании вуза, в 1978-м, принес свою первую сценарную заявку «Студенты и студентки» на Киностудию имени Горького. Он вложил в нее личные впечатления, так как приехал в Москву из провинции. Предложение приглянулось главному редактору, и тот дал добро на написание сценария. И даже подключил к работе будущего режиссера фильма Владимира Рогового, человека с интересной судьбой. Пройдя фронт, в 1946 году он пришел на экономический факультет ВГИКа и в 1950–1960-е занимал должность директора картин на московских киностудиях. Однако все больше понимал: его призвание — режиссура. Но в Белокаменной без профильного образования ему не давали снять ленту самостоятельно. Позволили только выступить в качестве второго постановщика, а это скорее организатор производства, нежели творческая единица. В 1966-м он отправился в Минск, начал работать на «Беларусьфильме», где мечта сбылась. В нашей республике ему поверили и дали возможность сделать собственную ленту — «Годен к нестроевой». Получилась обаятельная картина! Вернувшись в Москву, Роговой узнал: дирекция Киностудии имени Горького высоко оценила его белорусскую ленту и приняла решение доверить съемки фильма «Офицеры» с Василием Лановым и Георгием Юматовым в главных ролях.

Готовая картина сразу поставила Владимира Абрамовича в один ряд с советскими киноклассиками.

Постановщик любил эксперименты, пробовал себя в разных жанрах и давно искал сценарий студенческой комедии. Так они и познакомились с Бодровым. В написанном материале режиссера устраивало далеко не все. Он кое-что исправил и предложил ввести в ленту музыкальные номера с незатейливыми студенческими песнями. Сергей сопротивлялся, пока не понял: Роговой не собирается менять жанр, а просто хочет задать интонацию повествованию.

Забавно, что, когда сценарий был готов, никто на студии не верил в успех картины. Написанное считали легковесным, ординарным. В. Роговой же обладал особым чутьем на предстоящий успех. Он единственный считал, что фильм «выстрелит». Режиссер даже ориентировочно предсказал, сколько зрителей посмотрит ленту в кинотеатрах за первый год.

h280 38949900 1

Без долгих поисков

Поскольку основные персонажи в фильме — это студенты, постановщик отправился на актерский факультет ВГИКа. Выбрал третий курс, руководителем которого была Татьяна Лиознова, режиссер картины «Семнадцать мгновений весны». Переговорил с ней. Дал студентам ознакомиться со сценарием. На следующем занятии они раскритиковали литературную основу, назвали ее несмешной и плоской. Роговой внимательно выслушал. Записал в блокнот отдельные мнения. А потом стал рассказывать, как он видит готовую ленту. Его повествование увлекло молодых людей, после чего он пригласил всех на пробы.

Главную роль Владимир решил доверить Вадиму Фейгельману. Худсовет возражал. Во-первых, он коренной москвич и совсем не похож на деревенского парня. Во-вторых, когда в титрах увидят его фамилию, тем более не поверят, что герой из русской глубинки. Режиссер сопротивлялся. Он настоял на том, чтобы юноша сменил фамилию на «Андреев». Вадим так и сделал. Что примечательно, актер снимается под ней по сей день. В итоге его и почти всех сокурсников утвердили на роли экранных одногруппников.

Преподавателя английского языка сыграла Евгения Симонова, а преподавателя высшей математики — мастер эпизода Эммануил Геллер.

Известным артистам достались роли селян. В них перевоплотились Роман Филиппов, Юрий Чернов, Виктор Шульгин. Иностранную студентку сыграла кубинка Норис Поластре. Больше она в кино не снималась.

airbrush image enhancer

Пять рублей за название

Сцены в аудиториях и коридорах вуза снимали в Московском институте управления. Несколько эпизодов — на ст. м. «Ждановская» (ныне «Выхино»). Сцены в деревне и загородные прогулки запечатлели в Домодедовском районе Московской области.

Вадиму Андрееву больше всех доставалось от режиссера. Роговой за словом в карман не лез, мог обозвать бездарью. Но потом по секрету ему признался: специально костерил, чтобы у студента при вхождении в кадр глаза горели! Фильм снимало творческое объединение студии, которым руководила Лиознова. Она по долгу службы отсматривала материал и тоже не давала Андрееву спуска. Актер признавался, что халатно относился к просьбам постановщика. Обещал похудеть, но не вышло. Также должен был научиться ездить верхом. Однако всякий раз, приходя на конюшню, заставал тренера в подпитии и в поисках собутыльника.

В ленте есть комедийная сцена, в которой герой Вадима Юрьевича до плеч погружается в прорубь после бани.

В это время к нему подходит бывшая одноклассница и не дает выйти, болтая без умолку. В прорубь опустили бочку с горячей водой. Андреев погрузился. А девушка из-за образовавшейся наледи всякий раз падала и не могла приблизиться к нему в кадре. На морозе вода быстро остыла. В бочке пришлось находиться более часа. После съемок артист еле пришел в себя.

На заключительном этапе название «Студенты и студентки» показалось постановщику неуместным. В группе он объявил конкурс: 5 рублей тому, кто придумает новое. Выиграл один из осветителей!

Фильм имел успех. За 1979 год его посмотрели свыше 40 млн человек, как и предсказывал Роговой.

Еще материалы рубрики:

Опасность, дедукция, интрига. Что ждать от новых сезонов сериалов «Первый отдел» и «Шеф»

Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»

Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия