Режиссер Купаловского театра Елена Ганум – о готовящейся премьере и связанных с ней мистических совпадениях

Под занавес 99-го театрального сезона на большой сцене Национального академического театра им. Я. Купалы покажут премьеру «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Режиссер постановки Елена Ганум рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о готовящейся премьере, неженской профессии и работе в театре.

Мистика и реальность

«Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» ставят по пьесе, написанной Сергеем Ковалёвым по эпическому произведению Яна Барщевского. Обещают нетрадиционную инсценировку белорусской классики XIX века.

Сергей Ковалёв написал фактически оригинальную пьесу. Он опирался на сюжеты рассказов и контаминацию образов, а не на конкретный текст, — отмечает Елена Ганум.

Раскрывать все тайны будущей постановки она не спешит: творческий процесс в самом разгаре.

Всегда непросто ставить известное произведение. У людей уже есть набор сложившихся мыслей-образов, и это может мешать восприятию нового, говорит режиссер. — Скажу только, что действие разворачивается рядом с озером. На одном берегу персонажи прошлого, на другом — мы, современники. События на сцене позволят напомнить о том, как было, задуматься о настоящем. Главные темы — родина и преемственность поколений. Предложение поработать над материалом поступило от художественного руководителя театра Николая Пинигина. Погружаться в материал поехала на Витебщину. Это моя малая родина, именно в тех краях происходит действие в произведении. Счастливое совпадение, скажете вы. Я не верю в случайности.

В спектакле два состава артистов, задействовано больше половины труппы. Роль главного героя исполнят Геннадий Овсянников и Николай Кучиц. Выйдут на сцену и Иван Кушнерук, Елена Сидорова, Тамара Миронова, Роман Подоляко, Сергей Чуб, Валентина Гарцуева, Александр Зеленко, Михаил Зуй, Антонина Дубатовка, Андрей и Кристина Дробыш, Александр Казелло, Дмитрий Есеневич, Иван Трус и другие. Над сценографией работают ученики Бориса Герлована — Екатерина Шиманович и Сергей Ашуха. Музыку пишет Виктор Кистень. Хореограф Ольга Скворцова.

Сейчас в театре шьют костюмы — тулупы и валенки. Для артистов выход на сцену в таких нарядах в июле станет серьезным испытанием. Купаловцам придется изрядно попотеть в прямом и переносном смысле.

Перед репетициями встречались с писателем, историком Владимиром Орловым. Он рассказал не только о северном крае Беларуси, но и о творчестве Барщевского. Также мы ездили в Полоцк, где он провел экскурсию по местам, связанным с именем автора «Шляхцiца Завальнi». Специально для нас открыли двери художественной галереи, расположенной в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума. Побывали в Софийском соборе, Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, рассказывает Елена. — Репетиции же проходят по-разному: и с юмором, и со спорами. Произведение-то непростое. Жанр фантастического реализма требует существования на грани мистики и реальности.

Режиссер шутит, что у нее есть ощущение присутствия Яна Барщевского рядом с ними. Недавно в Украине нашли надгробную плиту Яна Барщевского (было известно, что он похоронен в Чуднове Житомирской области. — Прим. авт.). Совпадение? Неслучайные случайности точно! Первые показы спектакля состоятся 8 и 9 июля.

Смена профиля

Театральную карьеру Елена Ганум начинала как актриса в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа в Витебске. Еще школьницей училась в студии при театре. Дважды окончила академию искусств. Сначала получила профессию актера, позже — режиссера.

Коласовский театр — моя колыбель. Помню и люблю тех, с кем работала, своих учителей. Меня посвятили в актерскую профессию Виталий Барковский и Юрий Лизенгевич. Удалось застать замечательных режиссеров своего времени Бориса Эрина, Валерия Маслюка. В 17 лет впервые вышла на сцену. Такую возможность имеет не каждый студент академии искусств, обучаясь на очном, вспоминает Елена.

Режиссером решила стать осознанно, хотя эту профессию считают мужской.

Если голова думает, сердце мыслит, а душа болит, то иди и делай дело. Гендерные признаки не имеют значения, — убеждена Елена Ганум.

На сцене Купаловского она поставила спектакли «Шабаны» и «Земля Эльзы». На вопрос, не вмешивается ли в ее работу худрук театра, у которого она училась в БГАИ, отвечает:

Николай Николаевич дает советы. Как же без этого? Но также предоставляет выбор, позволяет ошибаться, набивать свои шишки. Каждую неделю собираемся и анализируем спектакли, игру актеров, нашу театральную жизнь. Где-то спорим, с чем-то соглашаемся. Нормальный творческий процесс.

— Желания выйти на сцену в роли актрисы не возникает?

— Нет, — с уверенностью говорит Елена Ганум. — Тема закрыта. Сейчас я режиссер и преподаватель в академии искусств. Учу студентов мастерству актёра на курсе Вячеслава Павлютя. С ребятами поставили дипломный спектакль по роману Короткевича «Христос приземлился в Гродно». С ним представляли нашу белорусскую театральную школу в ГИТИСе. На Пасху сыграли на Камерной сцене Купаловского, в «Ночь музеев» — в Мирском замке.

В планах у Елены Ганум сделать несколько постановок. Ведутся переговоры с разными театрами.

Для меня спектакль — это энергия, то, за чем приходит зритель. Силовое поле, которое создают все участники. Его плотность и качество зависят от личностей, задействованных в работе над постановкой, неспешности репетиционного процесса. Спектакль нужно выносить, как ребенка, рассуждает режиссер. — Театр переживает кризисный период, профессия актера все больше девальвируется. Сейчас спектакль может поставить кто угодно и где угодно: стоит только немного поднапрячься, сделать костюмчики, подобрать музыку, свет — и готово. Вероятно, причины кроются в бешеных темпо-ритмах, в которых живет мир. В гонке за формой теряется содержание. Возможно, театр находится на стадии перерождения.

Фото Сергея Лукашова и из архива Купаловского театра

ТОП-3 О МИНСКЕ